Уронили гроб, помпезный пафос, парад и принудиловка: воспоминания и мифы о похоронах Брежнева (и видео)
Сегодня уже ровно 39 лет, как умер Леонид Брежнев. За его правлением закрепилось определение «эпоха застоя», но все больше народу отдает предпочтение другой характеристике — «эра благополучия и стабильности».
И выражение «дорогой Леонид Ильич» все реже говорится в ироническом ключе и все чаще — в умилительном и ностальгическом. Однако 39 лет назад, в день похорон Брежнева, в массах е преимущественно царили другие настроения.
Генсек ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза и прочая, и прочая, и прочая Леонид Ильич Брежнев умер 10 ноября 1982 года в возрасте неполных 78 лет на подмосковной госдаче «Заречье-6». То, что у него были, мягко говоря, проблемы со здоровьем (болело сердце, что и стало причиной смерти, также в списке возможных недугов значились подагра, лейкемия, эмфизема и рак челюсти), было очевидно, однако кончина стала неожиданностью для всех, кроме лечащих медиков.
Смерть Брежнева наступила 10 ноября, а сообщили о ней официально 11-го. С 12-го по 15-е число объявили днями государственного траура. Из телевизоров и радиоприемников все время раздавалась траурная музыка, из вещательной сетки убрали развлекательные передачи. В день похорон 15 ноября отменили занятия в школах. Многочисленные свидетельства сходятся в том, что это были самые помпезные похороны, пожалуй, после похорон Сталина.
Прощание с телом Брежнева проходило в Колонном зале Дома Союзов. Гроб установили на артиллерийский лафет, переделанный в красно-черный катафалк, и в сопровождении почетного караула и высших военных чинов, которые несли колоссальное число наград генсека на специальных красных подушечках доставили на Красную площадь, к Кремлевской стене. На траурной церемонии присутствовали главы государств и правительств более 35 стран.
Были сказаны траурные речи с трибуны Мавзолея, потом с Брежневым попрощались его ближайшие родственники. В 12:45 гроб опустили в могилу под звуки залпов и гимн. И тут случилось нечто, закрепившее в народной памяти: гроб уронили! Но вернемся к этому чуть позже, сперва доскажем про помпезную церемонию.
Итак, в то же время орудийные залпы прозвучали и в столицах союзных республик и городах-героях. На пять минут остановили работу всех предприятий и организаций в стране, фабрики и заводы, водные суда и железнодорожные составы дали трехминутные гудки.
Затем руководители СССР вновь поднялись на трибуну Мавзолея и приняли парад войск московского гарнизона — дань памяти Брежневу как председателю Совета обороны СССР. После чего с ним попрощались представители иностранных делегаций: они прошли мимо свежей могилы, кланяясь возле нее либо отдавая воинское приветствие.
Это было сухое описание церемониала. А вот ряд живых и любопытных воспоминаний от очевидцев. Плюс два видео: одно свидетельствует, что похороны длились не менее полутора часов, второе — то, как о случившемся показали и рассказали народу в программе «Время» с диктором Игорем Кирилловым.
Алексей Наседкин (врач, блогер)
День, когда умер Брежнев (а точнее, следующий за ним день), я помню довольно хорошо. Учился я тогда в средней школе, в четвертом классе. Некоторые одноклассники, узнав о смерти генсека, спрашивали друг друга: «И чего теперь? Будет война?». Странно, но лично меня этот вопрос абсолютно не волновал. Однако, к кончине Леонида Ильича, помнится, отнесся с искренним сочувствием. Все же лившаяся со всех сторон бесконечным потоком пропаганда возымела некий эффект, не скрою.
Впечатляюще для неокрепшей отроческой психики. Помню, были у меня тогда клевые заграничные маркеры, так я взял соответствующие цвета и этот самый лафет нарисовал. Этим же колоритом я раскрасил полоску бумаги и (мама дорогая!) приклеил ее по диагонали к уголку экрана нашего телевизора «Рубин-714». Жесть, в общем.
Проститься с Леонидом Ильичом приехали Тодор Живков (Болгария), Фидель Кастро (Куба), Эрик Хоннекер (ГДР), Войцех Ярузельский (Польша), Николае Чаушеску (Румыния), Густав Гусак (Чехословакия), Самора Машел (Мозамбик), глава Организации освобождения Палестины Ясир Арафат.
И простой советский народ. Кто-то преисполнен настоящего или театрализированного горя в глазах, а кто-то смотрит на происходящее с ехидной полуулыбкой. Или просто так кажется?