Как делать деньги на молодых художниках. Лайфхаки берлинского галериста
Как заполучить работы Дэвида Хокни, Джона Балдессари на свою выставку и как убедить клиентов покупать начинающего художника. Отвечает галерист Роберт Грюненберг, который привез в Москву работы Яна Цоллера
![133a8952.jpg__1558961691__60627.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/ahk/mrz/c4k/ycrg4okewa5f7l0vaffpjwo/uchmwn.jpg?v=2&temp_url_sig=8yubNf-fIoDfawtInvLX0g&temp_url_expires=1738959942)
В независимом арт-пространстве Дinamika enterprise открылась первая российская выставка немецкого художника Яна Цоллера. По этому случаю в Москву приехал берлинский галерист Цолера Роберт Грюненберг. Выставка под названием SPA (sibo), вдохновленная традиционной русской баней, открыта до 9 июня. Роберт Грюненберг рассказал Forbes Life о том, чем молодой художник может быть интересен галеристам, как бороться с гомогенностью арт-рынка и как уговорить Дэвида Хокни принять участие в выставке молодой берлинской галереи.
Художнику Яну Цоллеру 27 лет. Как давно вы его представляете?
Я обратил внимание на работы Яна прошлым летом по совету друга. Когда мы познакомились, он как раз заканчивал учебу в Государственной Академии художеств Карлсруэ. Достаточно было одного взгляда на работы, чтобы внутри меня что-то щелкнуло, и уже через две недели я включил их в свою групповую выставку под названием «Теряя девственность». Выставка занимала четыре зала моей галереи в Берлине и была посвящена авторам, которые только начинают свой творческий путь. Мне кажется, когда художник лишается защитной оболочки учебного заведения и вступает в жестокий мир арт-рынка, его искусство так или иначе меняется. В случае Яна этот процесс прошел очень успешно, практически все его работы были распроданы.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/ahk/mrz/c4k/ycrg4okewa5f7l0vaffpjwo/3wvvn51v.jpg?v=2&temp_url_sig=l1vZtlxe4sk8cb5I54wgxg&temp_url_expires=1738959942)
Как вы думаете, почему?
Его работы воздействуют на зрителя на самых разных уровнях. Они моментально цепляют взгляд, кажутся немного мультяшными и очень легкими для восприятия. Поэтому они всем нравятся. Но при этом Ян прекрасно знает историю искусства. В его произведениях есть второй слой, считываемый людьми, разбирающимися в том, как устроена живопись, как она работает.
Какой у вас, как у галериста, второй слой, какой бэкграунд? Как вы пришли к созданию галереи?
Я изучал историю искусства, литературу и немного экономику, работал в издательском бизнесе. Постепенно мой интерес сместился к организации выставок. Переломным моментом стал групповой проект, посвященный пальмам в искусстве. Он был довольно успешным, после чего я принял решение открыть галерею.