Конструкция Гроховского стала первым надувным самолетом, поднявшимся в воздух

Популярная механикаHi-Tech

Надувные самолеты – не надувательство: авиация

Артём Платонов

История не сохранила имени человека, которому впервые пришло в голову скрестить самолет с воздушным шаром. Хочется думать, что им был наш соотечественник, легендарный конструктор Павел Гроховский, в чьем конструкторском бюро появился целый ряд экспериментальных устройств — от парашютов и реактивных ранцев до наземных бронированных машин. В любом случае пальму первенства надо отдать именно ему: конструкция Гроховского стала первым надувным самолетом, поднявшимся в воздух.

Надувные самолеты не оставили заметного следа в истории. Они даже не стали одним из направлений развития авиации, являясь не более чем курьезными поделками различных конструкторских бюро. Серьезные надежды на надувную авиацию возлагала только компания Goodyear, но их дорогостоящий проект был свернут ввиду бесперспективности. Очевидным преимуществом надувного самолета была разве что легкость его транспортировки. Сложность при сборке, невысокая надежность, трудности с полетами в сложных погодных условиях — множество аргументов «против» перевесили один-единственный «за». Но все это не значит, что про надувные самолеты стоит забыть. Любой опыт приобретается путем проб и ошибок.

Вместо сердца — надувной мотор!

В середине 1930-х, незадолго до Второй мировой, Советский Союз активно искал средства для доставки десантников к точке назначения. Самолеты для этой цели были дороговаты, а вот планеры вполне подходили. Советские конструкторы откликнулись на призыв партии целым каскадом проектов, но всех удивил талантливый и эксцентричный инженер Павел Игнатьевич Гроховский, предложивший делать планеры… надувными.

Заказ на изготовление новинки принял ленинградский завод «Красный треугольник», где вскоре и был сконструирован «летающий матрац». Первые испытания прошли успешно: летчик-испытатель, пристегнувший «пневматические крылья» (как официально именовалось изделие), благополучно оторвался от кузова набирающего скорость грузовика и пролетел несколько десятков метров. Затем задание усложнили: грузовик буксировал планериста, как воздушного змея, — на привязи. Когда во время очередного теста при приземлении испытатель не удержался на ногах и упал на бок, то надутое крыло, самортизировав, мягко подняло комсомольца на ноги — тот не получил даже ушиба. «Безопасность на все сто!- засмеялся наблюдавший за своим детищем Гроховский. — Пожалуй, на нем можно будет летать даже без парашюта…»

От «летающего матраца» было решено перейти к полноценному планеру. Аппарат спроектировали в рекордные сроки и передали для постройки на ленинградский завод «Промтехника». Готовая модель отличалась простотой: она не имела даже элеронов и рулей — управление совершалось перекосом консолей крыла и хвостового оперения (наклоном корпуса пилота в ту или иную сторону- так же, как делали братья Райт на своем первом аэроплане). На этом планере в воздух поднимались и сам Гроховский, и целый ряд сотрудников бюро.

12 июля 1935 года аппарат был официально продемонстрирован членам правительства на параде в Тушино. Газеты поспешили дать планеру весьма лестную оценку, однако дело дальше не пошло. Готовый планер был передан МАИ для изучения и тренировки, но почти сразу попал на склад. Гроховский был бы рад продолжать изучение столь перспективного направления, но получил отказ в финансировании. Официальное решение гласило: «Вы доказали, что подобные аппараты летать могут, но, несмотря на их транспортабельность на земле, в воздухе они непригодны для десантников из-за громоздкости и недостаточной прочности». Действительно, для десанта планер не годился, зато был бы незаменим для разведки, спецопераций или базирования на подводных лодках и кораблях. Перспективную тему закрыли на полпути. Зато эстафету уже подхватили зарубежные изобретатели.

Самолет в консервах

Сразу после войны, в 1950-х, компания Goodуеаг Aircraft начала разработку нескольких типов резиновых самолетов — одноместного GA-468, двухместного GA-466 и улучшенного одноместного для ВМФ США.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Формула «воздух» Формула «воздух»

В 2020 году должны пройти первые гонки летающих автомобилей

Популярная механика
Как 20 минут ежедневной ходьбы изменят вашу жизнь Как 20 минут ежедневной ходьбы изменят вашу жизнь

Достаточно ежедневно выделять 20 минут на пешую прогулку, чтобы изменить жизнь

Psychologies
Сейсмология: как предсказывают землетрясения Сейсмология: как предсказывают землетрясения

Земле присуще одно прискорбное свойство: она временами уходит из-под ног

Популярная механика
Женщина и насилие: смертельно опасная надежда Женщина и насилие: смертельно опасная надежда

Почему столкнувшейся с агрессией женщине так трудно уйти

Psychologies
Джендри Уотерс (Джо Демпси): «Дискомфорт, что испытывал я во время съемок постельной сцены, передался зрителям» Джендри Уотерс (Джо Демпси): «Дискомфорт, что испытывал я во время съемок постельной сцены, передался зрителям»

Актер рассказал Esquire о съемках последнего эпизода и будущих проектах

Esquire
Отцовская любовь Отцовская любовь

Многие считают, что мужчина – «второстепенный» родитель

Лиза
Мы два месяца тестировали разные трусы Мы два месяца тестировали разные трусы

В каком нижнем белье действительно удобно ходить?

GQ
Дима Билан рассказал об испытаниях, через которые прошел на «Евровидении» Дима Билан рассказал об испытаниях, через которые прошел на «Евровидении»

37-летний Дима Билан прокомментировал результаты завершившего в Израиле конкурса

Cosmopolitan
Поезд следует в тупик: как конфликт властей мешает развитию метро Поезд следует в тупик: как конфликт властей мешает развитию метро

Решение транспортных проблем упирается в административные проблемы

Forbes
Один плюс один Один плюс один

Антон Пинский — сегодня одна из ключевых фигур в ресторанном бизнесе

OK!
Hyundai i30 N Hyundai i30 N

Вместе с латинской N в имени «корейский гольф» обрел новую индивидуальность

Quattroruote
Восход над городом Восход над городом

Выставка Urban Dawn приходит в проблемные страны и говорит об их сложностях

Seasons of life
«Калашников» для десанта, кабриолет для Шойгу и багги из Чечни: новинки парада Победы-2019 «Калашников» для десанта, кабриолет для Шойгу и багги из Чечни: новинки парада Победы-2019

Эксперты оценивают новинки вооружений

Forbes
Путешественники во времени Путешественники во времени

Искусство управлять временем совершенствуется и специализируется

Psychologies
История фотографии, на которой 25 тысяч лиц История фотографии, на которой 25 тысяч лиц

Снимок, который попал в Книгу рекордов России

СНОБ
Прекрасная Мэри не знает стыда Прекрасная Мэри не знает стыда

Адвокат Добровинский рассказывает историю об уникальном климате Монако

Tatler
Как российский бизнес и рубль пострадают от торговой войны США и Китая Как российский бизнес и рубль пострадают от торговой войны США и Китая

От торговой войны между Китаем и США могут пострадать сырьевые компании

Forbes
Как не словить спойлер? 6 самых главных правил (и «Игра престолов» подождет) Как не словить спойлер? 6 самых главных правил (и «Игра престолов» подождет)

Как не словить спойлер, если так или иначе вынужден сидеть в интернете

Playboy
Призрачные намеки Призрачные намеки

Концепт Nissan IMq четко указывает на некоторые детали внешности Qashqai

Quattroruote
Старость и страсть Ива Сен-Лорана. «Celebration» — фильм, которого ждали 15 лет Старость и страсть Ива Сен-Лорана. «Celebration» — фильм, которого ждали 15 лет

Оливье Мейру вспоминает, каким был Сен-Лоран, его любовник и их собака Мужик

Forbes
Новая идентичность. Как бизнес стирает национальные границы Новая идентичность. Как бизнес стирает национальные границы

Скоро 2/3 населения Земли будет жить в городах

Forbes
Предшественники «Ауруса»: как в России сочиняли лимузин для правительства Предшественники «Ауруса»: как в России сочиняли лимузин для правительства

Первый лимузин в истории современной России не мог появиться из ниоткуда...

Maxim
У Харри Холе проблемы: фрагмент романа «Нож» Ю Несбе У Харри Холе проблемы: фрагмент романа «Нож» Ю Несбе

Фрагмент нового романа норвежца Ю Несбе о детективе Харри Холе

Esquire
Сколько энергии на самом деле расходует накопительный водонагреватель? Сколько энергии на самом деле расходует накопительный водонагреватель?

Когда-нибудь считали, сколько уходит электричества на работу среднего бойлера?

CHIP
Народный хай-тек: тест Volkswagen Touareg Народный хай-тек: тест Volkswagen Touareg

Новый Volkswagen Touareg радикально преобразился и шагнул далеко вперёд

Популярная механика
Лондон, гудбай! Как Brexit ударит по финансовым стартапам Европы Лондон, гудбай! Как Brexit ударит по финансовым стартапам Европы

Из-за Brexit Лондон потеряет статус финансовой столицы Европы

Forbes
Все сложно: почему мы передумали разводиться Все сложно: почему мы передумали разводиться

Сделать предложение трудно. Особенно если это предложение о разводе

Домашний Очаг
Как в индустрии моды борются за расовое разнообразие Как в индустрии моды борются за расовое разнообразие

Рианна и главы известных брендов на страже равенства и инклюзивности

Vogue
Используем телефон как модем для компьютера или ноутбука Используем телефон как модем для компьютера или ноутбука

Как раздать со смартфона Wi-Fi и подключить телефон как USB-модем?

CHIP
Как попасть под амнистию: три простых способа Как попасть под амнистию: три простых способа

Какие льготы предлагает новый этап амнистии капиталов

Forbes
Открыть в приложении