История сверхъестественного, или Как Хэллоуин стал праздником нечисти
Почему языческий праздник продолжает набирать популярность в современном обществе? Как менялось отношение к паранормальному последние сто лет? Интереснейший экскурс от американского историка Лоуренса Самюэля протянет призрачную нить от древних кельтов к веку смартфонов и квантовой физики.
Принято считать, что современный Хэллоуин — наследие кельтского праздника урожая, который также был днем поминовения мертвых и изгнания призраков. Каким непостижимым образом в развитой цивилизации языческий ритуал трансформировался в международный праздник с ежегодным бюджетом в миллиард долларов?
Историк Лоуренс Самюэль считает, что Хэллоуин — это наш неофициальный праздник нечисти, чествование сверхъестественного. Это способ, которым современное общество выражает свой страх перед тем, что может лежать за пределами известного нам мира, и интерес к этому.
«Так как же праздник вырос в такого монстра? Управляемый маркетологами, Хэллоуин на протяжении многих лет бороздил океан сверхъестественного, прямо бросая вызов логике и рационализму модернизма», — краткий экскурс от Лоуренса Самюэля раскрывает странную и сложную историю сверхъестественного в Америке и в мире.
Эра спиритизма
Сверхъестественное вошло в моду вскоре после Первой мировой войны. Ключевые фигуры движения, такие как британский физик сэр Оливер Лодж и литературный отец Шерлока Холмса сэр Конан Дойл, рассказывали американцам о «спиритизме» в Карнеги-холле и других больших залах страны. Они объехали всю Америку, собирая огромные аудитории.
Именно в тот период миллионы людей потеряли близких на войне или из-за эпидемии гриппа 1918 года и жадно слушали заявления, что призраки их родных и друзей находятся совсем рядом. Средства массовой информации и обычные граждане разных сословий встали по обе стороны баррикад, образовав два лагеря — верящих и неверящих, и граница между ними оставалась зыбкой.
Активно подключились и религиозные лидеры, считавшие сверхъестественное своей территорией и утверждавшие свои права на нее. Так все паранормальное было названо враждебным по отношению к организованному христианству и воспринималось как эдакий современный вариант ложного кумира, поклоняться которому, как написано в Библии, — тяжкий грех.
И действительно, если призраки витают где-то среди живых, значит, люди не покидают землю после смерти и концепция рая и ада ставится под сомнение. Интересно, что в неприятии сверхъестественного научное сообщество присоединилось к религиозным лидерам. Причина у тех и других, по сути, была одна и та же. Признать существование духов и прочих потусторонних явлений значило поставить под сомнение и некоторые постулаты науки. Многое в таком случае пришлось бы пересмотреть, а то, чему ученые посвящали свои карьеру и жизнь, потеряло бы всякий смысл.
Цивилизация под угрозой
В середине 70-х годов XX века обеспокоенные нарастающей популярностью идей о сверхъестественном ученые объединили усилия в попытках остановить эту волну. В те времена их головной болью были также набиравшая обороты астрология и всеобщая любовь к книге «Тайная жизнь растений», авторы которой утверждали, что общение с комнатными растениями не менее реально, чем отношения с домашними питомцами — кошками и собаками.
Многим скептикам казалось, что само рациональное мышление под угрозой и человечество скатывается к невежеству Cредних веков, отбросив, как шелуху, пятьсот лет научного прогресса. Необычные теории для многих были гораздо интереснее, чем наука. Бестселлер «Колесницы богов: Неразгаданные тайны прошлого» утверждал, что человечество получило технологии от инопланетян, которых и считало богами. Общеупотребительными стали термины «древние астронавты» и «сила пирамиды».