Гоша Острецов вспоминает жизнь художников советского андеграунда

СНОБКультура

Художник Гоша Острецов: «Искусство — это иллюзионизм»

До 18 июля в галерее a-s-t-r-a можно увидеть коллективную выставку «Мир идей» объединения VGLAZ, основанного художником Гошей Острецовым. Специально для «Сноба» Гоша Острецов вспоминает жизнь художников советского андеграунда.

Беседовала Юля Крюкова

1_pKpdVYa.jpg
Гоша Острецов. Фото: пресс-служба галереи a-s-t-r-a

Художником Гоша Острецов осознал себя в очень юном возрасте во многом благодаря профессии родителей: мама — искусствовед, отец — грузинский художник Элгуджа Амашукели. И хотя с отцом Гоша познакомился в 22-летнем возрасте, оказавшись в Париже, — вскоре после рождения сына Элгуджа Амашукели эмигрировал во Францию — обаятельный образ «художника» всегда сквозил в семейных разговорах. Но не только это. В детстве Гошу увлекало искусство графики и в частности мультипликация — среди фаворитов, например, был французский журнал комиксов Pif Gadget, который его маме удавалось доставать для сына, несмотря на ограничения советского периода. Среди любимых художников того времени — датский карикатурист Херлуф Бидструп и немецкий мастер Альбрехт Дюрер.

Профессиональная карьера в искусстве Гоши Острецова началась с учебы в Театрально-художественном училище при Большом театре в Москве. Тогда же пришло и разочарование в официальной системе образования: по словам Гоши, в этом не было «правды» — никто из преподавателей училища, которые так много говорили о школе Павла Чистякова и графическом наследии XIX века, не мог на самом деле даже приблизиться к мастерству того уровня, довести рисунок «до звона».

Ту самую художественную «правду» Гоша Острецов отправился искать в субкультурах: он тесно взаимодействовал со всевозможными неформальными группировками, среди которых были, например, хиппи и панки. Знакомство с художником Анатолием Журавлевым и разговоры с ним о проблемах современного искусства привели Гошу в объединение «Детский сад», которое называлось так, потому что художники, которые в него входили, работали сторожами в детском саду. Позже он встретил близких ему по духу художников и, по признанию самого Гоши, настоящих учителей — Николая Филатова, Андрея Ройтера, Олега Котельникова, Тимура Новикова, участников арт-группы «Мухоморы». Вхождение в круг андеграундного искусства случилось окончательно и бесповоротно: из училища Гоша Острецов был отчислен за непосещаемость и несоответствие общепризнанным нормам образовательной системы. 18-летний юноша Острецов уже показывал свои работы в знаменитом выставочном зале для неформального искусства на Большой Грузинской. На вопрос о том, каким его искусство было в тот период, Гоша отвечает лаконично и просто: «диким». По признанию художника, во время переезда во Францию он «сжег все мосты» и сам никак не пытался сохранить работы, созданные в 90-е годы. И все же одна крупноформатная работа раннего периода попала в собрание Третьяковской галереи благодаря коллекционеру неофициального советского искусства Леониду Талочкину.

2.jpg
Гоша Острецов. «Пора сливать масло». 2023 год. Фото: пресс-служба галереи a-s-t-r-a

В 90-е годы Гоша Острецов переехал в Париж с женой-француженкой, с которой познакомился в России. Во Франции он встретился со своим отцом и на ближайшие три года обосновался в его мастерской: начинается новая глава в его творческой биографии за пределами взрастившего его российского андеграунда, бунтарскую эстетику которого, впрочем, он пронес и в европейский контекст. Впереди его ожидала встреча с британским коллекционером Чарльзом Саатчи, которому он помогал с выбором художников для его собрания русского современного искусства в Лондоне, работа с французскими модельерами Жан-Шарлем де Кастельбажаком и Жан-Полем Готье, а еще знакомство с бельгийским кутюрье Мартином Маржелой и японским дизайнером Такадой Кензо.

Спустя 10 лет жизни во Франции Гоша Острецов вернулся в Россию 2000-х. Там его ожидала встреча с его будущей женой художницей Людмилой Константиновой: тогда она была студенткой МАРХи и искала единомышленников для того, чтобы создавать комиксы. Людмила расклеила объявления, в которых приглашала художников, интересующихся комикс-культурой, присоединиться к ее проекту — на одно из таких объявлений и откликнулся Гоша Острецов. Сейчас они воспитывают четырех детей.

Мы встречаемся с Гошей Острецовым в его мастерской, которая оказывается порталом в совсем другой мир. Монотонная серость московских панелек остается за стенами студии. Гоша проводит экскурсию и с особой городостью показывает столярную мастерскую, в которой создает свои фантастические объекты из дерева. Руками, запачканными краской, Гоша разливает чай, и мы начинаем разговор.

Как выглядела российская арт-сцена в 80–90-е годы? Какое место как художник вы на ней занимали?

Арт-сцену того времени представляли художники — идеологи новой жизни, глобального обновления. Это все удачно наложилось на перестройку. Время подсказывало, что происходит кардинальный слом эстетики.

В конце 80-х годов благодаря художникам из Петербурга — Тимуру Новикову, в частности — в России появилась культура «новой волны», известная как New Wave на Западе. У искусства, которое существовало прежде, включая московский концептуализм, была одна главная цель — борьба с режимом, переосмысление, высмеивание, разоблачение его маркеров, превращение их в пустой анекдот. Это было искусство, рефлексирующее на тему политической повестки. У художников новой волны была несколько иная цель — борьба за свободу. Главная концепция: апроприация пространства. Отсюда работы Тимура Новикова на тканях, в которых было заложено высказывание «я свободен, я могу сделать гигантскую работу на полотне, потом сложить ее и положить в карман». И все это не важно, потому что форма художественного высказывания может быть какой угодно — хоть коллаж, хоть какой-то надувной объект, искусство может существовать на самых разных нетрадиционных медиа. Мы в то время презирали холсты, масляные краски, считали, что все это больше для традиционных бородатых художников.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Я — сноб: искусствовед Анастасия Постригай Я — сноб: искусствовед Анастасия Постригай

Анастасия Постригай об академии OP-POP-ART и любви к художникам-шестидесятникам

СНОБ
«Возражая, предлагайте решение»: как правильно уладить конфликт — 6 действенных способов «Возражая, предлагайте решение»: как правильно уладить конфликт — 6 действенных способов

Как сделать конфликт здоровым и извлечь из него пользу?

Psychologies
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
«Сумеречный сон»: как появился и почему исчез метод безболезненных родов, популярный в начале XX века «Сумеречный сон»: как появился и почему исчез метод безболезненных родов, популярный в начале XX века

В начале XX века газеты начали писать, что родить без боли возможно…

VOICE
Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений

Как гибкость мозга позволяет принимать разные решения в схожих ситуациях

ТехИнсайдер
Как «усыпить» герпес? Как «усыпить» герпес?

Почему же летом так часто на губах расцветает «простуда»?

Здоровье
Будут как новые: 5 способов, как очистить инструменты от ржавчины Будут как новые: 5 способов, как очистить инструменты от ржавчины

Эти методы помогут убрать как небольшую, так и застарелую ржавчину!

ТехИнсайдер
(Не)равенство в прошлом и будущем | (In)equality in the Past and in the Future (Не)равенство в прошлом и будущем | (In)equality in the Past and in the Future

Взгляд авторов «влиятельных книг по экономической истории нового тысячелетия»

Позитивные изменения
Погребенной на кровати раннесредневековой девушке воссоздали лицо Погребенной на кровати раннесредневековой девушке воссоздали лицо

Художники восстановили внешность молодой девушки из раннего Средневековья

N+1
Мелирование: подбор цвета, противопоказания и советы экспертов Мелирование: подбор цвета, противопоказания и советы экспертов

Какие техники относятся к мелированию и как выбрать подходящую?

РБК
До победного начала До победного начала

В своей необыкновенной жизни Уинстон Черчилль покорил три главные вершины

Дилетант
«Я не прожил и дня без любви к тебе»: история Наполеона и Жозефины в письмах французского императора «Я не прожил и дня без любви к тебе»: история Наполеона и Жозефины в письмах французского императора

Роман Жозефины Богарне и Наполеона Бонапарта — чувственный бестселлер о любви

Правила жизни
Моряк, который чуть не спас «Титаник»: удивительная история Чарльза Лайтоллера, выживавшего в самых жутких катастрофах Моряк, который чуть не спас «Титаник»: удивительная история Чарльза Лайтоллера, выживавшего в самых жутких катастрофах

В середине XX века Лайтроллера называли «профессиональным героем»

VOICE
Невесту заказывали? Самые безумные наряды героинь шоу «Давай поженимся» Невесту заказывали? Самые безумные наряды героинь шоу «Давай поженимся»

Каких только участниц не было на шоу "Давай поженимся"!

VOICE
Ученые озадачены! У белокожих меньше пищевых аллергий, чем у людей с другими цветами кожи Ученые озадачены! У белокожих меньше пищевых аллергий, чем у людей с другими цветами кожи

Уровень дохода и цвет кожи человека влияют на развитие пищевых аллергий

ТехИнсайдер
Владимир Варнава, Алексей Никитин Nocow Владимир Варнава, Алексей Никитин Nocow

Под лайв Алексея Никитина Владимир Варнава поставил танцевальный перформанс

Собака.ru
Пересадка головы, шкала Апгар и первая русская больница: 6 книг об открытиях в медицине и людях, которые их совершили Пересадка головы, шкала Апгар и первая русская больница: 6 книг об открытиях в медицине и людях, которые их совершили

Книги издательской группы «Альпина» о врачах-первопроходцах

ТехИнсайдер
Из Замка в Замок. О чем и как писал Франц Кафка Из Замка в Замок. О чем и как писал Франц Кафка

Почему кафкианские герои постоянно находятся в болезненном состоянии?

СНОБ
Ограниченные данные: зачем страховым компаниям знать больше о своих клиентах Ограниченные данные: зачем страховым компаниям знать больше о своих клиентах

Почему страховые компании не всегда могут собрать и обработать данные клиентов?

Forbes
Алла Горбунова Алла Горбунова

Книги Аллы Горбуновой претендуют на манифесты поколения и собирают премии

Собака.ru
Ученья идут: какие технологии и почему закрепились в сфере образования Ученья идут: какие технологии и почему закрепились в сфере образования

Как нейросети изменяют сферу образования?

Forbes
Ужасная история Эбена Байерса, который три года пил радий, пока у него не отвалилась челюсть Ужасная история Эбена Байерса, который три года пил радий, пока у него не отвалилась челюсть

В 90-х американцы только и говорили, что о чудодейственной радиоактивной терапии

ТехИнсайдер
Хлеб, розы, химеры и секс: о чем говорили женщины-режиссеры на Каннском кинофестивале Хлеб, розы, химеры и секс: о чем говорили женщины-режиссеры на Каннском кинофестивале

Пять картин от женщин-режиссеров, которые нельзя пропустить

Forbes
Движение HeForShe: как мужчины и компании объединяются, чтобы бороться с патриархатом Движение HeForShe: как мужчины и компании объединяются, чтобы бороться с патриархатом

Как появилось и чем занимается движение HeForShe?

Forbes
Мир первый и второй. Продолжение Мир первый и второй. Продолжение

Катерина Мурашова продолжает размышлять на тему классового деления в мире

СНОБ
Чтение выходного дня: фрагмент книги «Бархатная кибитка» Павла Пепперштейна Чтение выходного дня: фрагмент книги «Бархатная кибитка» Павла Пепперштейна

Отрывок из интеллектуально-биографического лабиринта «Бархатная кибитка»

Правила жизни
Основатель «Дикой мяты» Андрей Клюкин рассказал о планах на лето, своих принципах и любимой музыке Основатель «Дикой мяты» Андрей Клюкин рассказал о планах на лето, своих принципах и любимой музыке

Андрей Клюкин рассказал, за что не любит музыкальных критиков

СНОБ
Правда ли, что с годами происходит падение нравов или это только иллюзия Правда ли, что с годами происходит падение нравов или это только иллюзия

Ученые пришли к выводу, что восприятие морального упадка является иллюзией

ТехИнсайдер
Самая массивная черная дыра: абсолютный чемпион Самая массивная черная дыра: абсолютный чемпион

Чемпион среди черных дыр — его масса превышает массу Солнца в 40 000 000 000 раз

ТехИнсайдер
Нейробиологи нашли сигналы и пики в мозге пациентов, которые вообще не реагируют на внешний мир Нейробиологи нашли сигналы и пики в мозге пациентов, которые вообще не реагируют на внешний мир

Ученые проанализировали реакции мозга пациентов в бессознательном состоянии

ТехИнсайдер
Открыть в приложении