Всегда на высоте
Во времена больших скоростей мы как‑то позабыли о культуре путешествий. GQ решил напомнить, что означает термин travel in style, и поговорить о том, как это понятие трансформировалось.
В дни, когда любое путешествие превращается в квест по собиранию сертификатов, прохождению тестов и измерению температуры, невольно забываешь, что лететь, ехать и плыть вообще‑то можно красиво и с удовольствием. Совсем как раньше. И похоже, что следующая за всем этим постковидная эра будет нам дана именно для того, чтобы вспомнить, что такое travel in style, и применить знания на практике.
Английский берег
Чтобы найти истоки культуры стильных путешествий, придется заглянуть в довольно-таки отдаленное прошлое. Принято считать, что зародилась она в XVIII веке и первыми были предсказуемо англичане: в 1754 году на западном побережье Английского канала (Ла‑Манша) открыла двери морская здравница, организованная доктором Ричардом Расселом, куда в скором времени потянулась британская элита. Французы и не думали отставать — первые морские купальни на другом берегу появились буквально накануне Французской революции. Правда, якобинский террор и наполеоновские войны немного затормозили процесс, но лишь на время: на протяжении XIX века вдоль Атлантического и других побережий тут и там строились курорты, отдыхать на них стало модно. Места, что приходились по душе монархам, быстро превращались в фешенебельные рекреационные зоны с отелями, лечебными центрами, храмами, ресторанами, театрами и казино. Для каждого из этих заведений требовался особый наряд, так что на воды собирались основательно. В итоге английский Брайтон при Георге IV, французский Биарриц при Луи-Филиппе, немецкий Кранц при Фридрихе Вильгельме IV были неким подобием современного подиума, где под шум волны можно было наблюдать все модные тренды — практически как на показе Chanel весна–лето 2019. Именно на курортах фрак стал парадной формой одежды, мужской корсет сменился жилетом, визитки полюбились как повседневный наряд, а для жары придумали сюртуки из легких видов ткани. К концу XIX века для европейской аристократии стало нормой проводить лето на побережье; к новому сезону готовились так же вдумчиво, как Наташа Ростова к своему первому балу. К слову, о русских путешественниках: французская Ривьера своей славой престижного европейского курорта во многом обязана именно нашим соотечественникам: кто знает, как сложилась бы судьба Лазурки, если бы в 1856 году сюда на лечение не приехала вдовствующая императрица Александра Федоровна. Позднее за ней последовал и сын: Александр II приезжал на Лазурное побережье спецрейсом «Восточного экспресса».
Отправляясь на море, особам голубых кровей и прочим «веточкам» редких геральдических деревьев нужно было, что называется, соответствовать. Понятия этикета, уместности и соответствия случаю в отношении мужского костюма окончательно сформировались как раз к концу XIX века. Журналы мод тех лет писали, что на водах принято выглядеть прилично: даже наряд для плавания именовался купальным костюмом. Прибавьте к этому одежду на каждый случай и повод, помножьте на время пребывания — набирается порядочное количество вещей. И все их нужно было как‑то транспортировать до места назначения и обратно. Это и послужило импульсом для появления брендов, которые по сей день ассоциируются с культурой путешествий.
Французская сторона
Самые роскошные дорожные чемоданы в XIX веке делали во Франции. В наши дни мало что изменилось.