В отцы годятся
У них всегда очень много работы и очень мало времени. Они постоянно на премьерах и открытиях — и очень редко дома. Но они меняют себя и свою жизнь ради детей. GQ junior поговорил с известными мужчинами разных профессий о том, как им удается находить общий язык со своими сыновьями и дочерьми.
Никита Кукушкин, актер, основатель благотворительного проекта «Помощь». София (4 года)
Есть несколько принципов отцовства: не запрещать, но направлять; любить; быть не просто рядом, а проводить время с ребенком осознанно. Но честно скажу: мне кажется, в моем случае этого времени недостаточно. Мы сейчас улетим на отдых, где я 17 дней постоянно буду с дочкой. Но перед этим я буквально две недели прожил в театре, где готовил премьеру. И даже в это время старался отвозить ее в садик, на балет, забирать, передавать маме (Анна Назарова. — Прим. GQ junior) — и уже тогда отправляться по делам.
Когда свободное время все же появляется, мы идем в большой ТЦ на аттракционы: бассейн с пластиковыми шариками, всякие горки. Хочу еще отвести ее в «Кидзанию», где дети примеряют на себя разные профессии. А дома мы играем в догонялки.
Каждый человек берет от родителей то, что важно ему. Я ни в коем случае не буду на этом настаивать, но хотел бы, чтобы у меня она позаимствовала свободолюбие, непреклонность, умение отстаивать свою позицию до критического предела — и дальше. И доброту. Единственный способ научить этому — диалог и собственный пример. Если ты говоришь одно, а поступаешь по-другому, ребенок запоминает именно действие.
Благодаря дочке я понял, что простое человеческое общение выше всего остального. Сколько бы сил я ни отдавал работе, она никогда не сможет компенсировать то время, что я провел не с семьей.
Если София расстроилась, я всегда с ней разговариваю, чтобы понять, в чем проблема, — и пытаюсь доказать, что она совсем не так значительна. Это помогает в 80 % ситуаций.
Жена и дочь научили меня тому, что любить — значит отдавать и ничего не требовать взамен. «Дочь, — говоришь ты, — давай съедим конфетку пополам». «Нет! — отвечает она. — Я хочу съесть целую!» А ты на это должен сказать, что даже если она сейчас с тобой не поделится, в следующий раз ты сам обязательно поделишься с ней. Дашь ей не половину, а целую конфету. Даже сто конфет. И тогда она узнает, что можно действовать в другой логике, — и делится с тобой конфетой.
Василий Вакуленко (Баста), музыкант Мария (11 лет) и Василиса (8 лет)
Самый главный принцип, как бы банально это ни звучало, — быть собой. Чтобы спустя много лет, когда дети повзрослеют, папа не стал для них неприятным сюрпризом. Поэтому важно не притворяться другим человеком. В моем детстве взрослые, к сожалению, играли в эти игры — и потом было очень много разочарований. С детьми я такой, как и со всеми: громкий, неудобный, не всегда следящий за тем, какие слова произношу вслух.