Эта земля была нашей
Звездные войны перестали быть фантастикой. Космическая схватка между СССР и США закончилась в XX веке. Сегодня вместо сверхдержав своими ракетами меряются супербизнесмены: Илону Маску и Джеффу Безосу этого мира мало. Их цель — вселенское господство.
«На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы», — пел в 1961 году после полета Гагарина Владимир Трошин. В разгар космического противостояния СССР и США казалось, что полеты на другие планеты вот-вот станут обычным делом. Прошло 60 лет, и наши ракеты действительно стоят среди пыльных тропинок. Правда, не на Альдебаране, а ближе к Кызылорде.
В 2018 году французский фотограф Джонатан Jonk Хименес с тремя друзьями приземлился в этом казахском городе. Три часа в тряском автобусе, семь часов пешком по ночной степи, и они у цели — огромного ангара на закрытой территории Байконура, ставшего местом вечной стоянки для, возможно, лучшего космического корабля, созданного человеком.
«Когда в луче своего фонаря я увидел «Буран», это было потрясающе, — рассказывает Jonk. — Он оказался в гораздо лучшем состоянии, чем я ожидал. Чтобы не попасться на глаза охране космодрома, мы посадили одного человека на крышу, и тот по рации предупреждал нас о приближении сотрудников службы безопасности. Мы провели там целых два дня и смогли попасть в соседнее здание, где хранился прототип ракеты «Энергия‑М», использовавшейся для запуска «Бурана» в космос…»
Проект многоразовой космической системы «Энергия — Буран» стал вершиной советской космической программы. Ракета-носитель вывела корабль на околоземную орбиту 15 ноября 1988 года, и тот, совершив два витка вокруг Земли, сел на космодроме Байконур. Все 205 минут «Буран» летел в автоматическом режиме, что стало сенсацией — даже в 2011 году американцы сажали свои шаттлы вручную. Но это было не единственным превосходством советского челнока.
Рассчитанный на экипаж из двух-четырех человек и шесть пассажиров, «Буран» был оборудован грузовым отсеком с манипулятором, с помощью которого он мог выводить на орбиту до 30 тонн груза (в 1,5 раза больше, чем шаттл).
Космос был наш, но на Земле дела обстояли хуже: крах СССР заставил забыть о звездах. Первый полет «Бурана» оказался и последним — программу свернули в 1993 году. Девятью годами позже погиб и тот самый побывавший в космосе корабль: на него рухнула кровля ангара. К счастью, «Буран» был не единственным.
На снимках Хименеса второй из пяти челноков проекта — «Буря», или по западной классификации Ptichka. И «птичку» жалко. Она должна была лететь к станции «Мир» в 1992 году, но оказалась в бетонной клетке. Впрочем, еще меньше повезло двум недостроенным челнокам, которые пустили на металлолом. Помимо «Бури», копия которой выставлена в музее Байконура, до наших дней дожил «Байкал» — его можно увидеть в Жуковском. «Надеюсь, уцелевшие корабли в итоге будут спасены и им окажут должное уважение, — искренне переживает Jonk. — Невероятно, что они все еще существуют и находятся в таком состоянии. Они должны выставляться в музее!»