Какие новые механизмы продвижения и жанры в музыке подарила нам последняя декада

EsquireИстория

Стриминги и песни-мемы: как (и почему) изменилась музыка за последние 10 лет

Еще в 2000-х одним из главных поп-культурных сюжетов была история о том, как молодой талант встречает продюсера / влиятельного покровителя / попадает на телевидение — и становится известным. Но за последние 10 лет эта история перестала будоражить людские сердца. В 2010-х изменилось все: чтобы стать известным музыкантом, теперь нужен лишь интернет, телефон, упорство — и талант. В рамках совместного проекта Esquire и «Яндекс.Музыки», которая в этом году отмечает десятилетие, музыкальный критик и автор телеграм-канала «Всякая годная попса» Антон Вагин рассказывает, какие новые механизмы продвижения, жанры и имена в музыке подарила нам последняя декада.

Эпоха расцвета после эпохи застоя

Сегодня об этом редко вспоминают, но в 2000-х мировая музыкальная индустрия находилась в жестком кризисе. На протяжении всего десятилетия ее доходы стремительно падали: если в 2001 году в глобальном музыкальном бизнесе крутилось $23,4 миллиарда, то к 2009 году этот показатель упал до $15,6 миллиарда. Основной причиной такого драматического падения доходов стало снижение уровня физических продаж музыки, то есть CD-дисков, винила, аудиокассет и так далее, а также расцвет пиратских сайтов вроде Napster. Параллельно с этим в 2000-х назревала и стагнация в развитии самой музыки: новые звезды стали появляться все реже, а развитие новых жанров несколько замедлилось.

Деньги продолжили утекать из музыкальной индустрии и в 2010-х, однако именно в эти годы начинают активно расти доходы от нового вида распространения музыки — стриминговых сервисов, а также сайтов, на которых легально можно послушать практически любую музыку, и зачастую сделать это бесплатно. Стриминги вкупе с цифровыми продажами за последние десять лет смогли вернуть финансы музыкальной индустрии к уровню начала 2000-х, а доходы самих стримингов выросли в 28,5 раза: от $0,4 миллиарда в 2010 году до $11,4 миллиарда в 2019-м.

С притоком в индустрию новых денег в ней стали появляться и новые имена: они стали появляться даже не ежегодно и ежемесячно, а чуть ли не еженедельно. Для кого-то новый статус был давно желанной целью, а для кого-то — внезапностью, которую сделал возможной интернет. Как сказала Лана Дель Рей о своем клипе на песню Video Games, «если бы я знала, что видео посмотрят столько людей, то поработала бы над ним получше. Сделала бы прическу, макияж и постаралась бы не выглядеть такой надутой в кадре, чтобы люди не были все время заняты обсуждением моего лица».

Технологии изменили не только алгоритмы продвижения музыкантов, но и сам процесс создания песен. Если в 2000-х музыканты и мечтать не могли о том, чтобы записывать альбом прямо в своем телефоне или планшете, то сегодня это привычная реальность. Мобильные приложения вроде GarageBand стали использоваться, например, для записи альбомов таких исполнителей, как Gorillaz и Grimes, а Стив Лэйси, один из продюсеров альбома Кендрика Ламара DAMN., и вовсе сделал запись треков с помощью телефона своим главным творческим методом. С того же телефона любой музыкант теперь может за пару минут выложить свое произведение на суд буквально всему миру без помощи лейбла и, если повезет, в мгновение ока стать новой звездой если не международного, то хотя бы локального уровня.

Методы распространения музыки начали меняться еще в конце 2000-х, когда в США, а затем и по всему миру начался бум социальных сетей. Очень быстро они стали центральным элементом в любой маркетинговой кампании, а показателем успеха стало количество лайков, подписчиков и просмотров у того или иного исполнителя. Рекорды же просмотров и прослушиваний стали отдельным видом спорта среди музыкантов. Так, в 2012 году клип на трек Gangnam Style корейского исполнителя PSY стал самым просматриваемым роликом в истории YouTube, а затем — первым видео на сервисе, которое набрало 1 миллиард просмотров. Сам певец, хоть до того момента и был известен в Южной Корее, стал знаменитостью и на Западе, а его танец-мем из клипа быстро завирусился по всему интернету. Еще один рекорд принадлежит рэперу Lil Nas X с его композицией Old Town Road. Трек изначально получил популярность в TikTok, однако со временем вырвался за пределы платформы, став международным хитом. В 2019 году песня занимала первое место американского чарта Billboard Hot 100 на протяжении 19 недель, что по сей день является абсолютным рекордом. Кроме того, своеобразный жанр Old Town Road положил начало новой волне кантри-рэпа и породил множество подражателей.

Как добиться такого рекорда? Есть много разных способов. Когда буквально каждый человек на планете получает возможность показать себя, весь мир превращается в одно глобальное шоу талантов. Так, например, Шон Мендес, будучи 14-летним подростком, начал выкладывать на сервис Vine кавер-версии различных хитов и всего за несколько месяцев стал самым популярным музыкантом на этой платформе. Подобная история произошла и с Чарли Путом, который, помимо акустических каверов, публиковал также и комедийные зарисовки вместе с влогами. Кому-то, впрочем, хватало и просто выложить песни собственного сочинения, чтобы их заметили — именно это произошло у таких исполнителей, как The Weeknd, Билли Айлиш и Эд Ширан. Как вы знаете, теперь они собирают стадионы по всему миру.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Её первой любовью был капитан милиции и еще 9 фактов из жизни Алины Кабаевой Её первой любовью был капитан милиции и еще 9 фактов из жизни Алины Кабаевой

Судьба Алины Кабаевой, казалось, была предрешена с самого начала

Cosmopolitan
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
Курица разбитых фонарей Курица разбитых фонарей

«Экстремальная работа» — корейская комедия, ставшая международной франшизой

Weekend
Редактирование гена для чайников: как открытие Дженнифер Дудны и Эмманюэль Шарпантье изменило биологию и принесло им Нобелевскую премию Редактирование гена для чайников: как открытие Дженнифер Дудны и Эмманюэль Шарпантье изменило биологию и принесло им Нобелевскую премию

Нобелевскую премию получили ученые, открывшие систему редактирования генов

Forbes
Медная река Медная река

Как работает брутальный бизнес Игоря Алтушкина

Forbes
Любовь к кулинарии, азарт и еще 8 фактов из жизни Брюса Уиллиса Любовь к кулинарии, азарт и еще 8 фактов из жизни Брюса Уиллиса

Брюс Уиллис — один из самых привлекательных лысых знаменитостей в Голливуде

Cosmopolitan
Между нами тает лед Между нами тает лед

Ключ к жизни и смерти на Земле лежит через антарктическое озеро Восток

GQ
Быть одной: Алина Фаркаш о женском одиночестве Быть одной: Алина Фаркаш о женском одиночестве

Культ бодрой самостоятельной женщины обернулся страхом одиночества

Cosmopolitan
Может ли минеральная вода навредить зубам: мнение эксперта Может ли минеральная вода навредить зубам: мнение эксперта

В медиа все чаще появляются публикации о том, что минералка вредит зубам

Psychologies
Больно, незаразно, не лечится и еще 9 фактов о буллезном эпидермолизе Больно, незаразно, не лечится и еще 9 фактов о буллезном эпидермолизе

Полный ликбез о буллезном эпидермолизе, или синдроме бабочки

РБК
Мэттью МакКонахи: «Мы сами авторы истории нашей жизни, которая потом станет траурной речью на наших похоронах» Мэттью МакКонахи: «Мы сами авторы истории нашей жизни, которая потом станет траурной речью на наших похоронах»

Мы встретились с самым непринужденным и спокойным актером в Голливуде

GQ
Александр Поломодов: Как инвестировать в цифровой маркетинг и работать с данными Александр Поломодов: Как инвестировать в цифровой маркетинг и работать с данными

Какую роль играет руководитель в сфере маркетинга

СНОБ
Вспомните самые лучшие (и самые шокирующие) моменты из жизни Бората Вспомните самые лучшие (и самые шокирующие) моменты из жизни Бората

Подборка для тех, кто соскучился по Борату

GQ
Периоды детского развития: от 3 до 7 лет Периоды детского развития: от 3 до 7 лет

Какие проблемы ждут родителей детей в возрасте от 3 до 7 лет

Psychologies
Планета обезьян: как шимпанзе превратить в человека Планета обезьян: как шимпанзе превратить в человека

А что, если научить примата всем премудростям человеческой жизни?

Популярная механика
Стрит-арт-художница Faith XLVII: Гендер — это не более чем категория, мысленный конструкт Стрит-арт-художница Faith XLVII: Гендер — это не более чем категория, мысленный конструкт

Стрит-арт-художница о том, как искусство помогает бороться со стереотипами

СНОБ
Германия Германия

Воспоминания о нации

kiozk originals
Почему предприниматели-адреналинщики достигают успеха Почему предприниматели-адреналинщики достигают успеха

Почему бизнесмену важно уметь и любить рисковать

СНОБ
Как избавиться от нарциссизма: 7 советов психологов Как избавиться от нарциссизма: 7 советов психологов

Основные признаки нарциссического поведения и тактика его преодоления

Playboy
С зубром лицом к лицу С зубром лицом к лицу

Единственный из видов диких быков Европы, уцелевший до наших дней

Наука и жизнь
Правильные знакомства Правильные знакомства

О чем рассуждают молодые ребята, мечтающие совершить личную творческую революцию

ЖАРА Magazine
Скримеры, edutainment и секс в бункере: как делают квесты в России Скримеры, edutainment и секс в бункере: как делают квесты в России

Как «Клаустрофобия» погружает человека в другую реальность?

СНОБ
Самые странные примеры современной цензуры в кино, мультиках и даже эмодзи Самые странные примеры современной цензуры в кино, мультиках и даже эмодзи

Как цензура меняла фильмы, эмодзи и даже код

Maxim
Маленькие частицы — большие проблемы: чем опасен микропластик и при чем тут индустрия моды и красоты Маленькие частицы — большие проблемы: чем опасен микропластик и при чем тут индустрия моды и красоты

Что такое микропластик, чем он так плох и что можно сделать?

Esquire
10 необычных Nissan 10 необычных Nissan

Интересные и необычные автомобили японского бренда Nissan

Популярная механика
«Злой» и «страшный» Хэллоуин: чем он полезен для психики «Злой» и «страшный» Хэллоуин: чем он полезен для психики

Изображать кого-то злого и страшного полезно для детской психики

Psychologies
Великолепная семерка: самые полезные маски для волос по версии Cosmo Великолепная семерка: самые полезные маски для волос по версии Cosmo

Разбираемся, зачем нужны маски для волос, как их выбирать и использовать

Cosmopolitan
«Я хочу, чтобы они умерли» «Я хочу, чтобы они умерли»

Почему не стоит навязывать ребенку собственное отношение к миру

СНОБ
Мужчины-потребители: как не стать жертвой альфонса Мужчины-потребители: как не стать жертвой альфонса

Против альфонсов стоит использовать их же оружие

Psychologies
Открыть в приложении