Ябеда не приходит одна
Правителям во все времена было известно: народ способен вынести что угодно, если разрешить ему жаловаться на жизнь.
Практически каждый человек на что-нибудь или на кого-нибудь жаловался. Маме — на соседского Витьку, отнявшего у вас лопатку. Участковому — на соседа-дебошира. Случайной соседке по бесконечной очереди за макаронными изделиями — на дождливую погоду, ломоту в суставах и козни стервы-невестки.
Жаловаться иногда полезно, иногда и выгодно. Но лишь иногда. В большинстве случаев жалоба — жанр вполне самоценный. Искусство ради искусства.
Лет десять тому назад возник интересный и довольно масштабный арт-проект, который назывался «Хор жалобщиков». Проект был международным, кочевавшим из страны в страну. Это был действительно хор, поучаствовать в котором мог каждый. Достаточно было сформулировать и прислать организаторам ту или иную жалобу, дождаться, пока поэт и композитор придадут этой жалобе соответствующий вид, а потом, после нескольких репетиций, выступить в составе хора на площадках своего родного города.
«Дорожные жалобы» — так назывался один из пушкинских лирических шедевров. Один из лермонтовских шедевров назывался «Жалобы турка». А один из мандельштамовских начинается так: «Я изучил науку расставанья // В простоволосых жалобах ночных».
Впрочем, «жалобных» шедевров было не так уж много, как и вообще шедевров. Зато самой, возможно, популярной книгой в СССР была ни в коем случае не Библия, и не «Евгений Онегин», и не «Война и мир», и не «Манифест коммунистической партии», и не «12 стульев», и даже не «Книга о вкусной и здоровой пище», хотя трудно было найти что-нибудь более всенародное. Но нет! Самой народной книгой была совсем другая. Это была жалобная книга. Так она называлась в народе, а официально — книга жалоб и предложений.
И называлась она так вовсе не потому, что собиралась кого-нибудь разжалобить, отнюдь. Она призывала кого-нибудь наказать и приструнить, кому-то на что-то указать, поставить на вид, обратить чье-то внимание на нарушение и безобразие, довести до сведения вышестоящих органов сообщение о недопустимом поведении кондуктора трамвая номер 34 Митрофановой Зинаиды Федоровны, незаслуженно и, главное, прилюдно обозвавшей пассажира Николюкина Николая Ивановича, 1934 года рождения, вонючим козлом в присутствии его супруги Николюкиной Зои Васильевны, 1939 года рождения, находившейся на седьмом месяце беременности, о чем прилагается справка из женской консультации.