Дорогие товарищи, расстрелять! Гордей Петрик о новом фильме Андрея Кончаловского
12 ноября на российские экраны вышел новый фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!». Черно-белая драма об одном из самых темных пятен советской истории XX века — расстреле митинга рабочих в Новочеркасске. В главной роли — муза и жена Кончаловского Юлия Высоцкая. А генеральный продюсер фильма — миллиардер Алишер Усманов. Фильм «Дорогие товарищи!» — высказывание мастерское, мощное, но хитрое. Картина, получившая в сентябре спецприз жюри в Венеции, неожиданно говорит совсем не то, что ожидаешь услышать от режиссера. Кончаловский проходит по краю фронта добра и зла, кивает и нашим, и вашим, а природу любой власти хоть и рисует невыносимо бесчеловечной, но даже самые кровавые ее поступки объясняет вынужденной необходимостью. По просьбе «Сноба» фильм посмотрел кинокритик и номинант на премию «Сделано в России» в категории «Поколение Z» Гордей Петрик
Фильм Андрея Кончаловского о новочеркасском расстреле начинается с провокации (во всяком случае именно так поначалу кажется зрителю). В первом же кадре играет советский гимн, и герои кино, члены горкома, местный партийный верх, точно одобрили бы это художественное решение. Главная героиня Люда (Юлия Высоцкая, которая тут, кажется, впервые в жизни по-настоящему очень к месту), может, в глубине души и не верит, что партия права всегда и безоговорочно, все равно имеет крепкие намерения сделать все для построения коммунизма при любой власти. И протест против власти советской для нее равняется преступлению. Тем не менее в контексте 1962 года она внутрипартийный диссидент, который в критический момент может попасть под расход — ярая сталинистка, которую не запугать фактами, оглашенными на XX съезде.
Забастовка рабочих, случившаяся в Новочеркасске в июне 1962 года, в «Дорогих товарищах!» показана от лица тех, на кого идут протестующие — местной властной верхушки. Кончаловского интересуют эмоции не бунтовщиков, а только лишь номенклатуры. Отстраненно (что ему обычно несвойственно) восстановив хронологию реакции на народный бунт и его подавления, он в результате пошагово изобличает хрущевский советский строй.
«Дорогие товарищи!» — это публицистическое высказывание, можно сказать, охудожествленная реконструкция новочеркасских событий (а отчасти и «опыт художественной реконструкции», если по Солженицыну), в рамках которой разворачивается семейная мелодрама. Это фильм о матери (как раз Люде), которая не может отыскать дочь, которая, вопреки ее запретам, участвовала в протестах. И только в финале — то ли голливудском, то ли позднерязановском — режиссер все же пасует перед сентиментальностью, выкидывая на суд зрителя абсолютное чудо, которое, тем не менее, можно прочесть и как инфантильное сновидение.