Все течет, ничто не остается на месте
В истинности этого афоризма, принадлежащего античному философу Гераклиту, мы убеждаемся на собственном примере. Иногда все меняется настолько быстро, что мы не успеваем ни подготовиться, ни привыкнуть. Как найти свое место в этом потоке? Как узнать, куда плыть?
Если набрать «изменить жизнь» в строке поиска, получим больше 90 тысяч ответов. Предложения самые разные – за неделю, за месяц, «десять способов», «семь техник»... Похоже, у нас есть насущная потребность менять свою жизнь. Но почему? Чем нас не устраивает то, что мы имеем? И действительно ли все надо непрерывно менять? Эти вопросы, которые кажутся на первый взгляд простыми и почти бытовыми, на деле затрагивают самую суть нашего бытия и мироощущения.
Многомерный мир
Каждый из нас уникален и неповторим. Но живем мы вместе в одном общем мире, «в предлагаемых обстоятельствах», как говорят в театре1. Нет ли тут противоречия? «Конечно, есть, и это противоречие в самом глубоком смысле является основанием нашего бытия и условием развития, – считает экзистенциальный психотерапевт Алла Соломатина. – Согласно экзистенциальной традиции понимания человека, мы все заброшены в этот мир «как возможность самих себя» и всю жизнь стремимся обрести себя».
Наше «Я» помещено в многомерный мир разных контекстов. Некоторые мы не выбираем: например, время и ситуацию, в которой родились, – но некоторые можем выбирать: круг общения, профессию, политические взгляды. Между этими полюсами много промежуточных обстоятельств, которые для кого-то субъективно неизменяемы, а для кого-то – вполне могут быть отменены (например, национальная, гендерная принадлежность). Мы непрерывно взаимодействуем с конкретными пространственно-временными, социокультурными и символическими формами – это театр жизни, который разыгрывается между внутренним содержанием и внешними условиями. И от того, насколько это взаимодействие гармонично, зависят реализованность, субъективное ощущение благополучия, психическое и физическое здоровье.
У каждого есть благодатные этапы жизни, когда мы оказываемся в некой структуре, способствующей развитию. Например, ребенок попадает в хорошую школу, где учителя помогают повзрослеть и получить знания.
«Любая готовая форма – как экзоскелет. Иногда он необходим, чтобы развиваться, чувствовать себя более уверенно. Он «схватывает», подтягивает и укрепляет извне наши внутренние потенции, – считает психотерапевт. – Но приходит пора, когда экзоскелет становится мал, тесен, неудобен, какие-то части нашего «Я» не вписываются в эту форму, не развиваются, и тогда нужна другая форма».
Ребенок вырастает, и ему больше не интересно в школе. Так же и мы вырастаем из старых форм своей жизни. И тогда требуются перемены.
Там, где страсть
Прежнее занятие, место жительства, отношения... Если они начинают мешать, стеснять нас, мы испытываем растущее напряжение. «Психологи в этой ситуации наблюдают такие явления, как депрессия, апатия, тревога, агрессия, в худшем случае соматические заболевания, – рассказывает Алла Соломатина. – В основе этих болезненных переживаний часто лежит экзистенциальная вина», то есть страдание от нереализованности индивидуальных смыслов, от непроживания своей жизни как уникальной2. «Чем более пустым, упрощенным и ограниченным является тот миропроект, с которым связано наше существование, тем скорее возникнет тревога и тем интенсивнее она окажется», – писал создатель экзистенциального анализа Людвиг Бинсвангер2. Такого рода тревога – повод остановиться, задуматься: где я, чем я занят, что со мной? И соотнести свои истинные потребности с тем, что предлагает жизнь. Если у нас есть мужество осознать и прожить эти кризисы, мы получаем возможность выйти на другой уровень своего бытия. Или, по определению Бинсвангера, расширить горизонт нашего миропроекта, присутствия в мире.
Но как найти, как узнать, где мое, где не мое? «Там, где горячо, где вдохновение, страсть, возбуждение, интерес, тревога в связи с преодолением, – там жизнь, – отвечает психотерапевт. На другом полюсе холодно, мертво, там нельзя оставаться, там маленькая жизнь подошла к концу». Приходится это признать, чтобы начать примеривать к себе что-то новое. Но как понять, в какую сторону двигаться?