«Горбачева»: как фильм о первой леди СССР создает портрет женщины, опередившей время
18 марта в онлайн-кинотеатре Premier вышел документальный фильм «Горбачева» о жизни первой леди СССР. Советская женщина, вышедшая из тени мужа, покорившая Запад и вызывавшая неподдельное раздражение у сограждан. Forbes Woman вспоминает главные страницы биографии этой женщины и рассказывает, каким получился ее документальный портрет.
«Горбачева» — документальный фильм, посвященный становлению первой леди СССР и общественной деятельницы Раисы Горбачевой. Это история яркой и сильной женщины, которую за желание быть в центре внимания наравне с супругом уважали в мире и недолюбливали на родине. Она смело переосмыслила типичный образ «кремлевской жены», принимала участие в политической карьере мужа, генерального секретаря ЦК КПСС, а затем первого президента СССР Михаила Горбачева, много занималась благотворительностью и верила в торжество гуманизма.
О жизни Раисы Горбачевой, которая близко к сердцу принимала все процессы «нелегкого, непростого времени перестройки», размышляли российские писатели, журналисты и режиссеры, но серьезное погружение в ее биографию произошло только сейчас. Документальный проект «Горбачева», снятый Продюсерским центром Киностудии им. М. Горького, представляет собой подробнейший портрет последней леди СССР. Режиссером картины выступил Родион Чепель, создавший байопики журналиста Влада Листьева и писателя Виктора Пелевина. В роли сценаристки и рассказчицы выступила редактор Forbes Woman Когершын Сагиева, работавшая над документальными фильмами «Наше дело. Сестры Хачатурян» (2020) и «Жизнь по вызову. Док» (2023).
Личность главной героини проявляется в редких архивных фотографиях, видеозаписях, интервью и воспоминаниях (они озвучены голосом самой Горбачевой, сгенерированным нейросетью). Обращаются создатели фильма и к воспоминаниям людей, лично знавших первую леди, и к комментариям историков, изучавших перестройку и события, предшествовавшие распаду СССР. В кадре появляются автор книги «Горбачев. Его время» Уильям Таубман, соратник Михаила Горбачева и пресс-секретарь «Горбачев-Фонда» Владимир Поляков, переводчик-синхронист Павел Палажченко, сопровождавший чету Горбачевых во время визитов за границу, социолог и бывшая вице-президент «Клуба Раисы Максимовны» Ольга Здравомыслова, журналистка и телерадиоведущая Татьяна Малкина и искусствовед Алла Щипакина, работавшая в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком мосту.
Публичная персона
Фильм начинается с обозначения масштаба личности Раисы Горбачевой, который многие до сих пор недооценивают: «Это место до нее никто не занимал и не занял после». Долгое время считалось, что Генеральный секретарь ЦК КПСС женат не на женщине, а на Родине. Раиса Горбачева успешно разрушила этот глубоко укоренившийся стереотип. На архивных фотографиях со вкусом одетая жена генсека стоит не позади, а рядом с ним, машет рукой толпе журналистов и лучезарно улыбается, приковывая к себе взгляды. Вот Горбачева сопровождает мужа на встрече с папой римским Иоанном Павлом II. Вот присутствует на чаепитии с Нэнси Рейган в Белом доме и ничуть не уступает ей в умении себя подать. А вот ее портрет на обложке журнала Time. Заголовок гласит: «Раиса — новая икона для утомленных и недооцененных женщин Советского Союза».
Уильям Таубман в книге «Горбачев. Его время» приводит слова сотрудника британского МИДа Мартина Николсона о том, что Раисе Горбачевой «очень хотелось показать нам всем, что она не просто какая-нибудь очередная простушка в платочке». Она действительно стремилась быть увиденной и услышанной не только в СССР, но и за рубежом. Не просто сопровождала мужа в командировках и на официальных мероприятиях, но и публично выражала свое мнение. Ее ужасно раздражало времяпрепровождение «кремлевских жен», которое выглядело как «бесконечные тосты за здоровье вышестоящих, пересуды о нижестоящих, разговор о еде, об «уникальных» способностях их детей и внуков, игра в карты» (из книги «Горбачев. Его время»). Сама она хотела, подобно Жаклин Кеннеди и Нэнси Рейган, участвовать в общественных и протокольных мероприятиях наравне с мужем. «Михаил Сергеевич сказал: «Пусть все идет естественно». Так сама собой и у нас начала приживаться практика, принятая во всем цивилизованном мире: у супруги руководителя государства стало появляться и свое общественное лицо. Еще одна, далеко, разумеется, не главная, «либерализация», принесенная перестройкой», — писала Горбачева в мемуарах «Я надеюсь…».