Сергей Пономарев о работе в зоне военных действий, амбициях и возможностях

РБКРепортаж

Фотожурналист Сергей Пономарев — о пустой Москве, сторителлинге и войне

17 июля Музей Москвы открывает выставку фотожурналиста Сергея Пономарева, посвященную пустой Москве. Мы обсудили с ее автором работу в зоне военных действий, коммуникацию с молодым поколением, амбиции и возможность отказываться от неинтересных заданий.

Анастасия Каменская

755949746091431.jpg
Сергей Пономарев © Александр Куликов

На полке Сергея Пономарева — награды самых желанных для фотожурналистов премий, включая Пулитцера и World Press Photo, а в архивах — десятки проектов о военных конфликтах и жизни беженцев. Его репортажи из больших городов и маленьких деревень складываются в сюжеты, где каждый кадр рассказывает свою историю. По миру он перемещается на высоких скоростях, успевая снимать для американского The New York Times, французского Le Figaro, немецкого Stern и других — не менее именитых — изданий. Впрочем, весной этого года перелеты сменились карантином. Его журналист проводил в Москве. Так появился авторский проект «Москва. Великая пустота», куда вошли снимки опустевшего города, по непривычно тихим улицам которого Сергей Пономарев исходил километры с камерой наперевес. Перед открытием персональной выставки в Музее Москвы мы поговорили о том, что нового он увидел в Москве, почему фотографии — это не фотки и как сделать самое главное — поймать момент.

— Вы 9 лет проработали в агентстве Associated Press, после чего решили стать фотографом-фрилансером. Свой новый проект — «Москва. Великая пустота» вы тоже готовили как независимый автор. После карантина все довольно много и активно обсуждают разницу между штатной работой и фрилансом, плюсы и минусы этих вариантов. Давайте обсудим, как это устроено в фотожурналистике?

— Быть фрилансером — это, что называется, быть бизнесменом полного цикла. Я имею в виду, что ты полностью занимаешься всем сам: придумываешь темы съемки, обзваниваешь клиентов, проводишь маркетинговые исследования и так далее. И в общем-то, «Великая пустота» тоже стала возможна благодаря тому, что я фрилансер, и могу думать проектами. То есть я не выполняю какую-то узкую задачу — пойти и снять что-то конкретное (этим занимаются фотографы, получающие зарплату), а выступаю как человек, который производит контент, сам придумывает идею, разрабатывает и, что важно, упаковывает ее. С новым проектом случилось так, что я вдруг понял, что это нужно сделать документально, запечатлеть пустую Москву, потом я придумал форму, как буду это делать — вот эти узкие панорамы, нашел техническое исполнение, нашел камеру, занялся поиском художественного исполнения. Мне нужно было не просто пустые улицы поснимать, а выбрать на них специальные точки, которые бы раскрывали тему. Дальше я стал размышлять: вот у меня вырисовываются очертания проекта, куда его можно направить, кого этим можно заинтересовать? Нужно ли это сделать прямо сейчас или, наоборот, подождать, дать времени пройти? Параллельно я обрастал командой, которая помогала с проектом, — забегу вперед, но мне посчастливилось работать с уникальным куратором фотовыставок — Линой Краснянской, невероятным продюсером съемок — Нигиной Бероевой и общим продюсером проектов, которому нет равных в России, — Сашей Астаховым. Вероятно, это стало возможно именно благодаря пандемии, и эти золотые люди оказались свободны для моего проекта. Обычно происходит так, что работаешь сам на себя. А вообще, честно говоря, я думаю, что фотографам гораздо легче на фрилансе, чем, например, писателям. Фотографии, допустим, можно потом еще использовать, а с текстом так не получится.

— А чего больше: проектов, которые вы инициируете сами и предлагаете изданиям, или, наоборот, входящих запросов от редакций и клиентов?

— Всегда по-разному, сложно сказать, поскольку год на год не похож. Бывали годы совершенно «сухие», как мы их называли, и тогда я придумывал проекты сам. Наша страна просто пестрит историями и очень богата разными идеями. У меня есть два стиля работы: один я называю «работать по заданию», то есть по заказам — условно, снять бетонный завод какой-нибудь для календаря «Интеко» или поехать снимать историю для The New York Times. Вот в прошлом году как раз помотался. Ездил в арктическую Канаду, летал в Ирак, на Камчатку, прямо по всему шарику. И второй стиль — «спекуляция». То есть это проектная работа, когда ты сначала снимаешь, упаковываешь все в проект, а потом уже предлагаешь кому-то как свое видение.

— После всех перелетов и переездов, к которым вы привыкли, не странно было вдруг на несколько месяцев оказаться в Москве и никуда не перемещаться?

— Очень хорошо, что я вернулся в Россию, потому что весь февраль провел в Америке, в Лос-Анджелесе, и прилетел буквально за пару дней до начала самоизоляции, до первых предкарантинных мероприятий. Мне кажется, что такие вещи нужно переживать поблизости с домом, с семьей. А еще мне повезло, что появилась идея проекта про город. Она развилась в течение где-то, наверное, недели. И я стал думать, как это снимать, начал искать какие-то творческие ходы и так далее. В общем, абсолютно не заметил, что так долго сижу в Москве. Меня ничто не напрягало, и самое главное, у меня было очень много работы все это время, то есть я жил примерно таким же образом, как и до того. Наверное, даже больше дел стало, потому что у меня продолжается работа с Америкой, так что вечерами или ранними утрами всегда были звонки. И я, грубо говоря, ходил целыми днями по городу, а потом приходил домой, садился и снова работал в Zoom.

755949756250630.jpg
Александр Куликов

— Какое было ощущение от пустой Москвы?

— Ну… мне нравилось.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что такое прокрастинация и как с ней бороться: 12 главных правил Что такое прокрастинация и как с ней бороться: 12 главных правил

Скорее всего, ты занимаешься этим. Даже если пока не знаешь, что это такое.

Playboy
Эволюция телевизоров СССР на примере марки «Рубин» Эволюция телевизоров СССР на примере марки «Рубин»

«Рубин» — самая новаторская из марок советского телеаппарата

Maxim
Правила жизни Тома Стоппарда Правила жизни Тома Стоппарда

Правила жизни драматурга Тома Стоппарда

Esquire
Правила жизни Константина Райкина Правила жизни Константина Райкина

Правила жизни режиссера Константина Райкина

Esquire
Избавься от них! 10 вещей, из-за которых ты выглядишь несовременно Избавься от них! 10 вещей, из-за которых ты выглядишь несовременно

10 вещей, которые давно уже стали признаком дурного вкуса

Cosmopolitan
На природу с комфортом: что такое глэмпинг и почему это идеальный вид отдыха в 2020 году На природу с комфортом: что такое глэмпинг и почему это идеальный вид отдыха в 2020 году

Отдых на природе в комфортных условиях

Esquire
Неспособность осознать ошибку помешала нарциссам научиться на опыте Неспособность осознать ошибку помешала нарциссам научиться на опыте

Люди с нарциссизмом не учатся на своих ошибках

N+1
8 легенд Дикого Запада: от Бедовой Джейн до Буффало Билла 8 легенд Дикого Запада: от Бедовой Джейн до Буффало Билла

История Дикого Запада невероятно увлекательна. Это было время авантюристов

РБК
Жизнь на фоне Арарата Жизнь на фоне Арарата

Есть несколько неизменных вещей в Армении

Лиза
Незаметное насилие: распознать тирана, который не бьет Незаметное насилие: распознать тирана, который не бьет

Как понять, что рядом действительно абьюзер

Psychologies
Наука и жизнь 1890: Фтористый этилъ Наука и жизнь 1890: Фтористый этилъ

Зачем понадобилось описывать свойства недавно синтезированного соединения?

Наука и жизнь
«Вы белый, потому что у вас “белое” сознание» «Вы белый, потому что у вас “белое” сознание»

Борьба против расизма может стать новым американским геополитическим оружием

Эксперт
Горизонт планирования Горизонт планирования

Новый дом в Сиднее с видами на океан

AD
Людмила Хитяева. Вечная оптимистка Людмила Хитяева. Вечная оптимистка

Актриса Людмила Хитяева о счастье, оптимизме, семье и работе

Караван историй
Нас ждет прорыв в лечении генетических заболеваний Нас ждет прорыв в лечении генетических заболеваний

Компания Tessera Therapeutics разрабатывает новый способ редактирование генома

GQ
Deshabille: Dries Van Noten SS 04, Prada SS 09, Christian Dior SS 16 Deshabille: Dries Van Noten SS 04, Prada SS 09, Christian Dior SS 16

Главные коллекции XXI века. Проект Елены Стафьевой

Weekend
Мужская марка, за которой стоит следить: идеальная база и добротный минимализм российской марки Tryyt Мужская марка, за которой стоит следить: идеальная база и добротный минимализм российской марки Tryyt

Интервью с сооснователем марки Tryyt Максимом Трутом

Esquire
«Молодых игроков нужно бросать в огонь»: президент КХЛ Алексей Морозов — о спорте после пандемии «Молодых игроков нужно бросать в огонь»: президент КХЛ Алексей Морозов — о спорте после пандемии

Президент КХЛ о начале нового сезона и будущем большого хоккея

Forbes
9 трюков, которые сделают поцелуи приятнее (вам обоим понравится) 9 трюков, которые сделают поцелуи приятнее (вам обоим понравится)

Прокачай сладкий скилл!

Playboy
«Русская платина» докопается до палладия «Русская платина» докопается до палладия

Как «Русская платина» собирается осваивать месторождения палладия

Эксперт
Как работают постановочные выборы в России Как работают постановочные выборы в России

Отрывок из книги Ивана Крастева о политической ситуации в России

СНОБ
Полеты во сне и наяву Полеты во сне и наяву

Алексей Пивоваров пытается превратить ютьюб в СМИ с качественной журналистикой

Tatler
Прекратить кривляться: чего хотят от Москвы граждане Хабаровска Прекратить кривляться: чего хотят от Москвы граждане Хабаровска

Жители Хабаровского края требуют вернуться к нормальности в политике

Forbes
Кромвель: диктатор-цареубийца Кромвель: диктатор-цареубийца

Путь от противника неограниченной королевской власти к режиму жёсткой деспотии

Дилетант
10 шагов к успешной карьере 10 шагов к успешной карьере

Эти психологические приемы помогут на пути к достижению желанной цели

Psychologies
«Цивилизация запахов. XVI — начало XIX века» «Цивилизация запахов. XVI — начало XIX века»

Отрывок из книги Робер Мюшембле о восприятиях запаха

N+1
Биосфера-2: двухлетний эксперимент по выживанию в замкнутой среде, который провалился Биосфера-2: двухлетний эксперимент по выживанию в замкнутой среде, который провалился

В фильме «Марсианин» нам такого не обещали!

Maxim
Куда ведут ИТ-маневры Куда ведут ИТ-маневры

ИТ-индустрию охватила налоговая лихорадка

Эксперт
По солёному шоссе По солёному шоссе

Wild Atlantic Highway — дорога, которая не может не манить искателя впечатлений

Мото
Она позволила делать с собой все: страшный перформанс Марины Абрамович Она позволила делать с собой все: страшный перформанс Марины Абрамович

Никто не знал, до какой чего могут дойти люди, которым дали абсолютную власть

Cosmopolitan
Открыть в приложении