Командная осознанность — что отличает лучшие продуктовые команды
По мнению главного продакт-менеджера из Atlassian с одиннадцатилетним опытом.
TL; TR:
- Командная осознанность (shared understanding) — главный навык отличной продуктовой команды. Это отличает просто хороших команд от отличных.
- Лучший продакт-менеджер — не тот, кто знает ответы на все вопросы. А тот, кто убедился, что его команда понимает, что нужно делать, для кого и почему.
- Личный опыт команды Ducalis.io по внедрению командной осознанности. Процесс долгий, сложный, но результаты отличные.
Как стать хорошим продакт-менеджером
Если погуглить и почитать Quora, находятся такие списки.
- С конкретными навыками: аналитика, UX/UI, клиентские интервью и исследование, умение делать A/B-тесты и так далее.
- С общими: иметь эмпатию, стратегическое видение, быть проактивным, адаптивным, искать непреднамеренные последствия.
Но все же набор конкретных навыков для изучения хороших продакт-менеджером понять несложно.
Два подхода к принятию решений про продукты
После сотни часов кастдев-интервью с продакт-менеджерами отчетливо видно два подхода:
- Супергерой — знающий все ответы и решающий все вопросы в команде.
- Фасилитатор — помогающий команде понять и принять решение.
Ловушка продуктового консультанта
Супергеройство вдохновляется образом Стива Джобса — быть единоличным гением, который видит будущее, его не интересует мнение сотрудников, он один знает, что нужно делать.
Супергеройство порождает ловушку: превращение в продуктового консультанта из менеджера продукта.
Продуктовый консультант — человек, знающий ответы на все мелкие вопросы про продукт.
Супергеройство в продакт-менеджменте до добра не доводит
Лично мне очень понравился опыт Шерифа Мансура, продакт-менеджера Atlassian с одиннадцатилетним опытом.
В начале своей карьеры Шериф полагал, что продакт-менеджер-супергерой знает ответы на все вопросы. Что в итоге породило проблему: Шерифу пришлось давать ответы на почти все вопросы касательно продукта, даже «поставьте кнопку тут», «сделайте ее синей», «запрос к API должен выполняться таким образом» и так далее. И в какой-то момент его команда завалила его этими вопросами, на которые он отвечал без остановки.
Во время очередного разговора с начальником Шериф начал рассказывать много нюансов, которые они хотят сделать с командой, какие и куда поставить кнопки, как он перегружен вопросами. Однако получил фидбек, что мало думает над глобальными стратегическими вещами и не работает над ними.
Проблема продуктового консультанта
- Количество вопросов к супергерою будет расти, а масштаб вопросов уменьшаться.
- Без вас вся работа встанет.
- Будет расти ненужная работа над ненужными фичами.
Все, что PM не успеет посмотреть или изучить, уйдет в работу и будет сделано не так, не для того и в не в том виде.
Для решения этих проблем на помощь берутся инструменты планирования Roadmap, составление Product Requirement Document, приоритизация Backlog.