Исследуем поток шпионских дел

EsquireОбщество

Посадить по науке: как, зачем и почему возбуждают дела о государственной измене

Текст: Олеся Герасименко, специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ»

С начала 2014 года в России обвинили в государственной измене продавщицу с рынка, авиадиспетчера на пенсии, бывшего разведчика и действующих моряков, многодетную мать и сотрудника московского патриархата. Но чаще всего в работе на иностранные разведки по‑прежнему подозревают ученых. Esquire исследовал новый поток шпионских дел.

В списке того, что относится к государственной тайне в России, 118 пунктов. Как гласит президентский указ, это сведения в военной области, в области экономики, внешней политики, науки и техники, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, в области противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц под госзащитой — и даже названия органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями. Что именно сделать секретным, решает правительственная межведомственная комиссия. «Например, секретная категория „сведения об оперативном составе“. Это что значит? Вот ты знаешь фамилию следователя УВД и кому-то ее сообщил. Формально это уже тянет на состав преступления», — объясняет главный редактор сайта Agentura.ru, автор книги «Новое дворянство. Очерки истории ФСБ» и экс-фигурант дела о разглашении гостайны Андрей Солдатов. Методы и средства расследования уголовных дел по шпионажу — это тоже гостайна, как, впрочем, любые действия следователей по такому делу. Проще говоря, гостайна — это любые слова, которые можно произнести или написать о засекреченных сведениях и шпионских делах.

Последний раз перечень изменяли в мае 2015 года. Секретными стали «сведения, раскрывающие потери личного состава в военное время, в мирное время в период проведения специальных операций»; «сведения о горных выработках, естественных полостях, метрополитенах или других сооружениях, которые могут быть использованы в интересах обороны страны»; «сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тысяч человек или железнодорожных узлов»; «сведения о степени обеспечения безопасности населения»; «сведения о лицах, изучаемых в целях их привлечения к содействию на конфиденциальной основе» и «сведения, раскрывающие организацию, силы, средства или методы обеспечения безопасности специальных объектов, а также данные о финансировании этой деятельности».

Разглашение гостайны ложится в основу обвинения в шпионаже или госизмене. Если сведения передает, собирает или похищает для передачи иностранцу человек без гражданства РФ — это статья УК 276 «Шпионаж» (от 10 до 20 лет). Если шпионит или оказывает иностранцам иную помощь, направленную «против безопасности России», гражданин страны — статья 275 «Государственная измена» (от 12 до 20 лет). Оба преступления относятся к категории особо тяжких, срок давности по ним — 15 лет.

В последние два года дел о госизмене стало заметно больше. Одно из самых загадочных расследуется сейчас в Москве. 75-летний преподаватель МГТУ им. Баумана, сотрудник Центрального НИИ машиностроения Владимир Лапыгин сидит под домашним арестом с мая 2015 года. Кандидата физико-математических наук, академика-секретаря отделения 6.4 «Проблемы наземной и летной отработки аэротермодинамики ракет и космических аппаратов» Российской академии космонавтики имени Циолковского, заслуженного машиностроителя РФ, много лет проработавшего в ЦНИИмаше — головном институте Роскосмоса, обвиняют в передаче секретных сведений китайцам. Больше — никаких деталей, на документах стоит гриф «Секретно». Одновременно с Лапыгиным суд арестовал ученого Максима Людомирского, которого также обвинили в госизмене: сообщалось, что бывший совладелец и главный инженер московского научно-производственного комплекса «Электрооптика» смог передать иностранцам одну из важных разработок. По этому делу проходят еще два фигуранта — Виктор Шура и Евгений Чистов, о которых не известно вообще ничего. Все они сидят в СИЗО.

ПОЧЕМУ ВОЗБУЖДАЮТ ДЕЛА

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА: ЖЕЛАНИЕ СОТРУДНИКА ФСБ СДЕЛАТЬ КАРЬЕРУ

1 ОБВИНЯЕМЫЙ_______ Владимир Щуров, 1940 г.р., руководитель лаборатории акустических шумов Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН

Дело возбуждено_______ 1999 год

Обвинение_______ вывоз в Китай акустических модулей для проведения совместного российско-китайского эксперимента, разрешенного ФСБ

Результат_______ приговорен к 2 годам лишения свободы условно, амнистирован.

Делами о шпионаже и госизмене занимается 1-й отдел Следственного управления ФСБ. Его «наместники» есть в каждом регионе страны и подчиняются напрямую Москве, что значительно ускоряет их продвижение по службе. «Следственное управление ФСБ, честно говоря, мало чем занято», — объясняет Андрей Солдатов. Самые громкие дела из-под носа забирают МВД или Следственный комитет, да и профессиональный уровень с конца 1990-х резко упал, а карьеру делать нужно.

Особенно хорошо работала эта система в начале 2000-х годов, в первую волну многочисленных обвинений ученых в госизмене. Тогда возбуждались громкие дела в отношении Игоря Сутягина, Валентина Данилова, Валентина Моисеева, Владимира Щурова (1). Они имели допуск к гостайне и много общались по работе с зарубежными коллегами, не обращая внимания на ФСБ. «После громких приговоров в начале двухтысячных, когда по шпиону сидело в каждом регионе страны, ученые начали бояться контактировать с иностранцами — задача была выполнена», — говорит адвокат Анна Ставицкая.

Сотрудники спецслужб из регионов были мотивированы заводить такие дела и раскрывать их, они получали звания и переезжали работать в столицу, а главк пополнялся свежими кадрами. Эта система, утверждает Солдатов, существует до сих пор: «Поэтому, когда кто-то говорит о том, что очередное дело по шпионажу — исключительно местная инициатива районного фээсбэшника, это сказки. На местном уровне это может делаться физически, но координация с Москвой обязательно происходит».

Раскрытое дело о шпионаже — пик карьеры любого сотрудника ФСБ. «Это очень почетно, они все к этому стремятся», — говорит Ставицкая. Бывший глава ФСБ Николай Патрушев рассказывал в интервью, что преподаватели учили его: «Если кто-то из вас за всю свою службу будет участвовать в реализации дела по шпионажу, измене Родине, считайте, что вам повезло и вы действительно учились не зря». Достичь этой планки проще, обвинив ученого, считает океанолог, ответственный секретарь общественного комитета «Защита ученых» Эрнст Черный: «Ученые не могут работать, не общаясь с внешним миром, потому что нельзя открыть закон Ньютона и сказать, что это секретно. А вот эти ребята пытаются убедить нас в том, что так может быть, что это как раз нормально». «Ученые — это объект, имеющий доступ к гостайне либо секретным сведениям. Знали бы гостайну актеры, ФСБ следило бы за актерами», — подтверждает адвокат Юрий Гервис. Андрей Солдатов считает активность первых отделов в отношении ученых следствием чрезмерно разветвленной структуры ФСБ: «Почему у нас вообще существует система региональных управлений? Она была придумана Сталиным в эпоху массовых репрессий, когда надо было фильтровать через органы большое количество людей. Но вот репрессии закончились. Что делать с этими управлениями? Никто не знает. В чем ужас: у этих отделов везде должна быть одинаковая структура. Грубо говоря, и в Татарстане должен быть отдел по борьбе со шпионами, и в Новосибирской области, и в Якутии — с одинаковым количеством сотрудников. Ты никуда их не можешь деть, потому что 80 лет назад так было придумано. Региональные управления надо разгонять. Ни в одной стране мира этого нет. Есть только центральный аппарат, который своих людей посылает на спецрасследования в регионы. Этого достаточно».

Но на службу в первые отделы идут с удовольствием: это завидная работа, большая для регионов зарплата, хорошие гарантии, возможность трудоустройства родственников. «Я знаю кучу людей, которые говорят: ну а куда еще идти работать? Тут сидишь в кабинете, ничего не делаешь, все тебя боятся, ты даже можешь решать какие-то вопросы, если не трусливый парень. И никто не может спросить: чем ты занят на работе? Это ж секретно. Они даже такие специальные лица делают, — смеется Солдатов. — Надо честно сказать, что следователи ФСБ находились в некоторой спячке до, наверное, лета прошлого года, когда им всем надавали по мозгам из-за Украины и сказали: где же наши шпионы? И они начали снова демонстрировать результаты».

Весной 2015 года на полтора месяца попал в СИЗО бывший научный сотрудник Саровского федерального ядерного центра Владимир Голубев, давно конфликтовавший с работодателем. Его дело о разглашении гостайны во время доклада на конференции в Чехии в 2013 году явно сулило кому-то звезду на погоны, но в итоге попало под амнистию и в июне было закрыто.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Это всего лишь конец света... Это всего лишь конец света...

Памяти Гаспара Ульеля – актера, философа, эстета

Playboy
От забавы аристократов до киберсерьезности: как изменились автогонки за последний век От забавы аристократов до киберсерьезности: как изменились автогонки за последний век

Ровно 126 лет назад человечество придумало автоспорт

Forbes
Проверь себя: 5 типичных ошибок пользователей Android Проверь себя: 5 типичных ошибок пользователей Android

Какие опасные ошибки типичны для многих пользователей Андроид?

CHIP
«Пока у нас не рассказывают про выращивание баклажанов — на рынке всё плохо»: какие ниши не заняты в подкастах в России «Пока у нас не рассказывают про выращивание баклажанов — на рынке всё плохо»: какие ниши не заняты в подкастах в России

Какие темы могут заинтересовать слушателей

VC.RU
Командная осознанность — что отличает лучшие продуктовые команды Командная осознанность — что отличает лучшие продуктовые команды

Продакт-менеджер из Atlassian — о командной осознанности

VC.RU
Почему олимпийская Москва не была праздничной Почему олимпийская Москва не была праздничной

Атмосферу праздника создает не начальство, а люди

СНОБ
Почему нельзя успеть все: на что ты тратишь время, когда Почему нельзя успеть все: на что ты тратишь время, когда

Сколько времени из жизни мы тратим на привычные и неизбежные вещи?

Cosmopolitan
Глазами иностранца: повышает ли знание нескольких языков ваши шансы на успех Глазами иностранца: повышает ли знание нескольких языков ваши шансы на успех

Какой иностранный язык после английского стоит выучить следующим

Forbes
Кристофер Хитченс о том, почему религия — зло Кристофер Хитченс о том, почему религия — зло

Почему религия — источник практически всех земных зол?

Esquire
Зачем нужно «отдыхать» от макияжа и как научиться это делать — мнение эксперта Зачем нужно «отдыхать» от макияжа и как научиться это делать — мнение эксперта

Когда и как устраивать отдых от макияжа?

Cosmopolitan
«Женила на себе»: кому на самом деле выгоден брак? «Женила на себе»: кому на самом деле выгоден брак?

Веками считалось, что брак нужен женщине больше, чем мужчине

Psychologies
Родителей не выбирают: звезды, выросшие в семьях преступников, – жуткие истории Родителей не выбирают: звезды, выросшие в семьях преступников, – жуткие истории

Звезды, чьи родители когда-то ступили не на ту дорожку

Cosmopolitan
The New Republic (США): что мы называем депрессией? The New Republic (США): что мы называем депрессией?

Как получилось, что теперь все стали страдать депрессией?

ИноСМИ
Как чувство вины влияет на наши траты? Как чувство вины влияет на наши траты?

Как на нашей совестливости могут играть корпорации?

Psychologies
Метят в дамки: артисты, которые хотят стать президентами или уже ими стали Метят в дамки: артисты, которые хотят стать президентами или уже ими стали

Управлять страной и быть примером для своего народа – задача не из легких

Cosmopolitan
Монологи женщин, которые столкнулись с проблемами в семье Монологи женщин, которые столкнулись с проблемами в семье

Истории людей, которые обратились за помощью в программу «Укрепление семьи»

СНОБ
Самолетство Самолетство

Для июльского номера Дмитрий Захаров написал рассказ «Самолетство»

Esquire
Человек — друг собаки: 5 правил обращения с питомцами Человек — друг собаки: 5 правил обращения с питомцами

Как проверить себя и понять, правильно ли мы ведем себя со своей собакой

Psychologies
Последние 30 лет в Европе оказались рекордными по наводнениям за пятьсот лет Последние 30 лет в Европе оказались рекордными по наводнениям за пятьсот лет

Почему в Европе увеличилось количество наводнений

N+1
Овен ценит преданность, Водолей - креатив: как понравится любому начальнику Овен ценит преданность, Водолей - креатив: как понравится любому начальнику

С кем и как нужно строить рабочие отношения?

Cosmopolitan
Письмо телу Письмо телу

Как заметить свое тело и начать строить с ним отношения

Seasons of life
Дело государственной важности: чем история Ивана Сафронова отличается от других судов о госизмене Дело государственной важности: чем история Ивана Сафронова отличается от других судов о госизмене

Иван Сафронов заключен под стражу по подозрению в государственной измене

Forbes
Алло Алло

Почти пятьдесят лет творчества Петрушевской – это постоянный поиск и движение

Esquire
Население Земли начнет снижаться с 2050 года Население Земли начнет снижаться с 2050 года

После 2050 года население Земли пойдет на спад

Популярная механика
Тренируем мозг: игры и упражнения для детей и взрослых Тренируем мозг: игры и упражнения для детей и взрослых

Универсальные способы «прокачки» мозга найти непросто

Psychologies
Камасутра, сэр! Приключения величайшего путешественника XIX века Ричарда Бёртона Камасутра, сэр! Приключения величайшего путешественника XIX века Ричарда Бёртона

Жизнь переводчика «Камасут­ры» Ричарда Бёртона полна захватывающих приключений!

Maxim
7 спортивных занятий для тех, кто не любит бег 7 спортивных занятий для тех, кто не любит бег

Что делать, если бегать вы не любите или не хотите?

РБК
Коллекция марок: 23 истории о 23 самых известных брендах Коллекция марок: 23 истории о 23 самых известных брендах

Мы решили поближе познакомить тебя с самыми знаменитыми брендами

Maxim
Как правильно выпрыгнуть из машины, корабля и самолета Как правильно выпрыгнуть из машины, корабля и самолета

Иногда требуется срочно покинуть транспортное средство, когда оно еще движется

Maxim
Слишком много любви: если сын для мамы — партнер Слишком много любви: если сын для мамы — партнер

Чрезмерная любовь-страсть матери к сыну может разрушить его жизнь

Psychologies
Открыть в приложении