Предприниматель Алексей Ананьев о своей художественной коллекции

ForbesКультура

«Сейчас мне, мягко говоря, не до искусства, но собирать я продолжу»

Алексей Ананьев о своей художественной коллекции

Текст Яна Жиляева

2011 год. Алексей Ананьев на открытии ИРРИ на фоне полотна Гелия Коржева «Заложники войны» (2005)

В 2020 году исполнилось 20 лет, как предприниматель Алексей Ананьев начал коллекционировать российское советское реалистическое искусство. Его первой покупкой стало полотно «Свадьба» Юрия Кугача. За ним плеяда советских звезд — Дмитрий Жилинский, Виктор Попков, Гелий Коржев, Александр Дейнека, Георгий Нисский. И ряд аукционных рекордов. На аукционе Sotheby’s в 2014 году Ананьев приобрел «Над снегами» Георгия Нисского за $2,5 млн, установив сразу два мировых рекорда: самая высокая аукционная цена на произведение художника и ценовой рекорд для советской официальной живописи.

В 2011 году Алексей Ананьев сделал свое собрание (около 6500 работ) публичным, открыв Институт русского реалистического искусства — музей, на трех этажах которого, на площади 4500 кв. м, было выставлено около 500 работ в постоянной экспозиции и проходили временные выставки. Музей закрыли для посетителей после того, как 29 мая 2019 года Арбитражный суд Москвы в качестве обеспечительной меры по иску Промсвязьбанка на 282 млрд рублей постановил арестовать имущество бывших собственников банка Дмитрия и Алексея Ананьевых и его топ-менеджеров, в том числе картины Алексея Ананьева, находящиеся «в оперативном управлении» Института русского реалистического искусства (ИРРИ), и само здание ИРРИ. О том, что происходит с музеем и его собранием, Алексей Ананьев рассказал по телефону корреспонденту Forbes.

Здание ИРРИ

В: Алексей, как вы сейчас связаны с Институтом русского реалистического искусства, с коллекцией? Что там происходит?

О: Несколько лет назад для обеспечения деятельности музея и целостности коллекции в соответствии с лучшими мировыми практиками я принял решение, что произведения искусства не должны находиться в моей собственности, а управлением ИРРИ должен заниматься коллектив менеджеров. Практически с самого основания музея его деятельностью управлял небольшой, но очень эффективный коллектив арт-дирекции, возглавляемой Надеждой Степановой. Должен сказать, что уже длительное время коллекция не находится в моей собственности, а здание музея вообще никогда мне не принадлежало. Это, впрочем, не отменяет того факта, что я основал ИРРИ как музейную институцию в 2011 году, всегда его поддерживал и мне небезразлична его судьба. До середины 2019 года я участвовал в жизни ИРРИ, в том числе финансово. Это мое детище, ни больше ни меньше.

В: То есть вы были не единственным человеком, который финансировал ИРРИ. Кроме вас, у музея были другие меценаты?

О: Основной вклад, конечно, был мой. За формирование коллекции отвечал только я, и все, что касается капитальных вложений, это, безусловно, только я. Но для реализации проектов, которые велись, ИРРИ привлекал спонсоров, либо они сами выходили на ИРРИ. Например, у ИРРИ был замечательный выставочный проект «Окна в Россию», который ИРРИ провел в 2017 году с «Ингосстрахом» и за который получил премию The Artnewspaper Russia в 2018 году. Этот проект в значительной степени финансировался «Ингосстрахом».

Открытие выставки «Нисский. Горизонт». 2018 год

В: Кому вы передали свою коллекцию в управление и кому принадлежит здание музея?

О: И коллекция, и здание находятся в собственности не связанных со мной юридических лиц.

В: Почему вы не воспользовались такими способами защиты собрания, как, например, создание эндаумент-фонда? И почему не внесли работы из вашей коллекции в музейный реестр Российской Федерации, что теоретически должно обеспечивать предметам искусства защиту государства?

О: На собственном примере я убедился в том, что общество не готово к созданию эндаументов, поддерживающих проекты, которые тесно связаны с какими-то персоналиями, основателями проекта. Это не хорошо и не плохо — просто мы находимся в этой точке развития нашего социума. Общеизвестно, что коллекция, ставшая основой ИРРИ, — результат моей 20-летней работы. Очевидно, что на создание коллекции и формирование музейного пространства потрачены значительные личные средства. Я общался с достаточно широким кругом людей, которые, посещая ИРРИ и выставки, активно участвовали в финансовой поддержке ИРРИ, тем не менее я не видел практических возможностей для того, чтобы создать эндаумент-фонд музея. Все инвестиции в ИРРИ, от коллекции до создания инфраструктуры, на протяжении почти 10 лет работы музея, и 20 лет, если говорить о коллекции, я делал за счет собственных средств. Как вы понимаете, задолго до введения в 2017 году временной администрации в ПСБ.

К большому сожалению, сейчас я подвергаюсь, с моей точки зрения, абсолютно необоснованному преследованию: мне вменяется совершение каких-то сделок, направленных на вывод средств из банка. Это абсолютный бред по одной простой причине: я не мог этого сделать только потому, что не занимал ни одного дня никакой исполнительной должности в банке и не осуществлял операционного управления, в том числе косвенным образом.

К сожалению, сейчас мы видим, как суды накладывают ничем не обоснованные обеспечительные меры в отношении и картин, и здания. Работа музея парализована. Несмотря на всю поддержку, которою ИРРИ и я получали от музейного сообщества, защитить музей пока не удалось. В июне 2019 года ИРРИ был вынужден досрочно прекратить выставку «Пора разобраться. Архив Александра Каменского», которая шла в музее. Выставку, посвященную замечательному отечественному искусствоведу Каменскому, которую ИРРИ проводил вместе с Третьяковкой и Пушкинским музеем. ИРРИ был вынужден закрыться, а все картины поместить в хранилище. Сейчас решения, которые наложены и на коллекцию, и на музей, обжалуются в соответствии с законом. К большому сожалению, суды пока не занимают позицию ИРРИ, несмотря ни на то, что делал ИРРИ, ни на абсолютно прозрачные, четкие документы, которые предоставляет ИРРИ. Я уже не говорю про безупречную репутацию, которая у ИРРИ была на рынке.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мобильный офис Мобильный офис

Как выпускница физфака построила мебельную компанию в России

Forbes
«Я поняла и простила мать, но перестала с ней общаться» «Я поняла и простила мать, но перестала с ней общаться»

Нужно ли стремиться к сохранению связи с самым близким по рождению человеком?

Psychologies
Уроки новой «войны» Уроки новой «войны»

Как вести себя инвестору, когда будут случаться внешние шоки

Forbes
10 необычных Nissan 10 необычных Nissan

Интересные и необычные автомобили японского бренда Nissan

Популярная механика
Гипотезы потребления Гипотезы потребления

Венчурный фонд, запущенный основателем «Вкусвилла», должен сделать мир лучше

Forbes
Артист балета и еще 9 фактов из жизни Данилы Козловского, о которых вы не знали Артист балета и еще 9 фактов из жизни Данилы Козловского, о которых вы не знали

В Даниле Козловском, помимо потрясающей внешности и харизмы, есть еще доброта

Cosmopolitan
Уроки испанки Уроки испанки

Как экономика переживет «неожиданную остановку»

Forbes
С новой силой С новой силой

Интерьер квартиры с ярким авторским стилем дизайнера

SALON-Interior
Больной человек Европы Больной человек Европы

История прокладки Багдадской железной дороги, приблизившей Первую мировую войну

Forbes
Владимир Войнович Владимир Войнович

Владимир Войнович глазами Дмитрия Быкова

Дилетант
Сыр, пир и мир в медицинской маске Сыр, пир и мир в медицинской маске

Почему гостей истринского сырного фестиваля пугали цены на вино

Forbes
Зеркало жизни Зеркало жизни

Неклассический служебный роман солиста группы PIZZA Сергея Приказчикова

OK!
Нити цивилизации Нити цивилизации

Текстиль учил людей считать, подталкивал технический и социальный прогресс

Forbes
Трагическое наследство Трагическое наследство

Как Катерина Босов оказалась втянутой в борьбу за активы мужа

Forbes
Оборотистый «капитал» Оборотистый «капитал»

Capital Group заняла первое место в рейтинге девелоперов элитного жилья Forbes

Forbes
Российский стартап хочет показывать рекламу лазерами из космоса: насколько это реально и какие есть сомнения Российский стартап хочет показывать рекламу лазерами из космоса: насколько это реально и какие есть сомнения

Avant Space обещает показывать бренды с высоты 600 км и охват в 1 млрд человек

VC.RU
Свои парни Свои парни

Ставка на прорабов сделала «Петровича» крупнейшим продавцом стройматериалов

Forbes
Следствие на крови Следствие на крови

Каким пыткам подвергался сын Петра I

Дилетант
Великий и сбежавший Великий и сбежавший

Бывший глава Renault Карлос Гон снова готовится покорить мир

Forbes
Данила Козловский: «Если ты снимаешь хорошие фильмы, кино — дело прибыльное» Данила Козловский: «Если ты снимаешь хорошие фильмы, кино — дело прибыльное»

Данила Козловский рассказал о подготовке своего нового фильма

Forbes
Приватный арсенал Приватный арсенал

Из чего состоит оружейная коллекция миллиардера Игоря Алтушкина

Forbes
Subaru Forester — хищник средней полосы Subaru Forester — хищник средней полосы

Самый японский из всех кроссоверов

Maxim
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
10 сложных и прекрасных микроорганизмов 10 сложных и прекрасных микроорганизмов

В природе существуют микроорганизмы, похожие, на героев фантастических романов

Популярная механика
Права сильных Права сильных

10 главных бизнес-историй 2019 года в спорте

Forbes
Мама+баба Мама+баба

Что делать, если ребенок воспитывается в неполной семье?

Добрые советы
Шахзад Ансари: «У подрывных инноваций есть и темная сторона» Шахзад Ансари: «У подрывных инноваций есть и темная сторона»

Беседа с ведущим экспертом по внедрению инноваций Шахзадом Ансари

РБК
Шпаргалка влюбленных: 50 вопросов для первого свидания Шпаргалка влюбленных: 50 вопросов для первого свидания

Эти вопросы помогут вам почувствовать себя увереннее и лучше узнать собеседника

Psychologies
Желтый полиэтиленовый пакет Желтый полиэтиленовый пакет

Что Чичваркин вывез из России в Лондон в крепком желтом пакете «Евросети»

Forbes
Французская сюита Французская сюита

Актриса Лили Тайеб перебирается на просторы мирового кино

Vogue
Открыть в приложении