Предприниматель Алексей Ананьев о своей художественной коллекции

ForbesКультура

«Сейчас мне, мягко говоря, не до искусства, но собирать я продолжу»

Алексей Ананьев о своей художественной коллекции

Текст Яна Жиляева

2011 год. Алексей Ананьев на открытии ИРРИ на фоне полотна Гелия Коржева «Заложники войны» (2005)

В 2020 году исполнилось 20 лет, как предприниматель Алексей Ананьев начал коллекционировать российское советское реалистическое искусство. Его первой покупкой стало полотно «Свадьба» Юрия Кугача. За ним плеяда советских звезд — Дмитрий Жилинский, Виктор Попков, Гелий Коржев, Александр Дейнека, Георгий Нисский. И ряд аукционных рекордов. На аукционе Sotheby’s в 2014 году Ананьев приобрел «Над снегами» Георгия Нисского за $2,5 млн, установив сразу два мировых рекорда: самая высокая аукционная цена на произведение художника и ценовой рекорд для советской официальной живописи.

В 2011 году Алексей Ананьев сделал свое собрание (около 6500 работ) публичным, открыв Институт русского реалистического искусства — музей, на трех этажах которого, на площади 4500 кв. м, было выставлено около 500 работ в постоянной экспозиции и проходили временные выставки. Музей закрыли для посетителей после того, как 29 мая 2019 года Арбитражный суд Москвы в качестве обеспечительной меры по иску Промсвязьбанка на 282 млрд рублей постановил арестовать имущество бывших собственников банка Дмитрия и Алексея Ананьевых и его топ-менеджеров, в том числе картины Алексея Ананьева, находящиеся «в оперативном управлении» Института русского реалистического искусства (ИРРИ), и само здание ИРРИ. О том, что происходит с музеем и его собранием, Алексей Ананьев рассказал по телефону корреспонденту Forbes.

Здание ИРРИ

В: Алексей, как вы сейчас связаны с Институтом русского реалистического искусства, с коллекцией? Что там происходит?

О: Несколько лет назад для обеспечения деятельности музея и целостности коллекции в соответствии с лучшими мировыми практиками я принял решение, что произведения искусства не должны находиться в моей собственности, а управлением ИРРИ должен заниматься коллектив менеджеров. Практически с самого основания музея его деятельностью управлял небольшой, но очень эффективный коллектив арт-дирекции, возглавляемой Надеждой Степановой. Должен сказать, что уже длительное время коллекция не находится в моей собственности, а здание музея вообще никогда мне не принадлежало. Это, впрочем, не отменяет того факта, что я основал ИРРИ как музейную институцию в 2011 году, всегда его поддерживал и мне небезразлична его судьба. До середины 2019 года я участвовал в жизни ИРРИ, в том числе финансово. Это мое детище, ни больше ни меньше.

В: То есть вы были не единственным человеком, который финансировал ИРРИ. Кроме вас, у музея были другие меценаты?

О: Основной вклад, конечно, был мой. За формирование коллекции отвечал только я, и все, что касается капитальных вложений, это, безусловно, только я. Но для реализации проектов, которые велись, ИРРИ привлекал спонсоров, либо они сами выходили на ИРРИ. Например, у ИРРИ был замечательный выставочный проект «Окна в Россию», который ИРРИ провел в 2017 году с «Ингосстрахом» и за который получил премию The Artnewspaper Russia в 2018 году. Этот проект в значительной степени финансировался «Ингосстрахом».

Открытие выставки «Нисский. Горизонт». 2018 год

В: Кому вы передали свою коллекцию в управление и кому принадлежит здание музея?

О: И коллекция, и здание находятся в собственности не связанных со мной юридических лиц.

В: Почему вы не воспользовались такими способами защиты собрания, как, например, создание эндаумент-фонда? И почему не внесли работы из вашей коллекции в музейный реестр Российской Федерации, что теоретически должно обеспечивать предметам искусства защиту государства?

О: На собственном примере я убедился в том, что общество не готово к созданию эндаументов, поддерживающих проекты, которые тесно связаны с какими-то персоналиями, основателями проекта. Это не хорошо и не плохо — просто мы находимся в этой точке развития нашего социума. Общеизвестно, что коллекция, ставшая основой ИРРИ, — результат моей 20-летней работы. Очевидно, что на создание коллекции и формирование музейного пространства потрачены значительные личные средства. Я общался с достаточно широким кругом людей, которые, посещая ИРРИ и выставки, активно участвовали в финансовой поддержке ИРРИ, тем не менее я не видел практических возможностей для того, чтобы создать эндаумент-фонд музея. Все инвестиции в ИРРИ, от коллекции до создания инфраструктуры, на протяжении почти 10 лет работы музея, и 20 лет, если говорить о коллекции, я делал за счет собственных средств. Как вы понимаете, задолго до введения в 2017 году временной администрации в ПСБ.

К большому сожалению, сейчас я подвергаюсь, с моей точки зрения, абсолютно необоснованному преследованию: мне вменяется совершение каких-то сделок, направленных на вывод средств из банка. Это абсолютный бред по одной простой причине: я не мог этого сделать только потому, что не занимал ни одного дня никакой исполнительной должности в банке и не осуществлял операционного управления, в том числе косвенным образом.

К сожалению, сейчас мы видим, как суды накладывают ничем не обоснованные обеспечительные меры в отношении и картин, и здания. Работа музея парализована. Несмотря на всю поддержку, которою ИРРИ и я получали от музейного сообщества, защитить музей пока не удалось. В июне 2019 года ИРРИ был вынужден досрочно прекратить выставку «Пора разобраться. Архив Александра Каменского», которая шла в музее. Выставку, посвященную замечательному отечественному искусствоведу Каменскому, которую ИРРИ проводил вместе с Третьяковкой и Пушкинским музеем. ИРРИ был вынужден закрыться, а все картины поместить в хранилище. Сейчас решения, которые наложены и на коллекцию, и на музей, обжалуются в соответствии с законом. К большому сожалению, суды пока не занимают позицию ИРРИ, несмотря ни на то, что делал ИРРИ, ни на абсолютно прозрачные, четкие документы, которые предоставляет ИРРИ. Я уже не говорю про безупречную репутацию, которая у ИРРИ была на рынке.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нити цивилизации Нити цивилизации

Текстиль учил людей считать, подталкивал технический и социальный прогресс

Forbes
Не только «Паразиты»: почему корейское кино стало популярным во всем мире и какие фильмы нужно обязательно смотреть Не только «Паразиты»: почему корейское кино стало популярным во всем мире и какие фильмы нужно обязательно смотреть

Почему о корейском кино стали говорить как о мощном противнике Голливуда

Esquire
Кризис управления Кризис управления

Государство не может потратить триллионы рублей, но продолжает отъем денег

Forbes
Германия Германия

Воспоминания о нации

kiozk originals
30 до 30. Предпринимательство 30 до 30. Предпринимательство

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Предпринимательство

Forbes
На две страны На две страны

История создания интерьера, в котором сочетаются классика и современность

SALON-Interior
Больной человек Европы Больной человек Европы

История прокладки Багдадской железной дороги, приблизившей Первую мировую войну

Forbes
Там, где память становится врагом: фрагмент антиутопии Ёко Огавы Там, где память становится врагом: фрагмент антиутопии Ёко Огавы

Отрывок из психологического триллера Ёко Огавы о ценности детальности

Esquire
Уроки испанки Уроки испанки

Как экономика переживет «неожиданную остановку»

Forbes
Людмила Петрановская: «Новое поколение получилось отличным» Людмила Петрановская: «Новое поколение получилось отличным»

Получилось ли у нас стать хорошими родителями?

Домашний Очаг
Витамины роста Витамины роста

Как франшиза «Авокадо» за два с половиной года стала сетью из 2600 магазинов

Forbes
Правила жизни Сергея Бондарчука Правила жизни Сергея Бондарчука

Правила жизни советского и российского кинорежиссёра Сергея Бондарчука

Esquire
DANYA #6 DANYA #6

Как 18-летний сирота из Оренбурга стал кумиром зумеров

Forbes
6 отличных киноактеров, которые поздно начали 6 отличных киноактеров, которые поздно начали

Если звездой «Ютьюба» тебе стать не суждено, то у тебя в запасе всегда есть кино

Maxim
Вокруг да около Лувра Вокруг да около Лувра

Все, что вы хотели бы узнать о самом знаменитом музее мира, под одним переплетом

Forbes
Плохое руководство, продажа компании и хип-хоп: с чем столкнулся гитарный бренд Fender за 70 лет работы Плохое руководство, продажа компании и хип-хоп: с чем столкнулся гитарный бренд Fender за 70 лет работы

Гитары Fender слышны на записях Боба Дилана и других известных музыкантов

VC.RU
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Прекращайте уже постоянно выпивать с друзьями Прекращайте уже постоянно выпивать с друзьями

Пришло время активного образа жизни

GQ
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Знакомьтесь, Ксения Шойгу Знакомьтесь, Ксения Шойгу

Как дочь министра обороны меняет Кронштадт

Собака.ru
Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
Как снять свой фильм и не облажаться: подробный гид начинающего киношника Как снять свой фильм и не облажаться: подробный гид начинающего киношника

Заряжаемся уверенностью и начинаем снимать свой фильм

Playboy
Каста здесь Каста здесь

Некоторые соображения об устройстве российского общества

Esquire
В защиту маленьких В защиту маленьких

Правда ли, что от высокого роста одни плюсы?

N+1
Счастье в будущем Счастье в будущем

Автоматизация процессов и «человеческая аналитика»

Forbes
Геймерские устройства: чем они реально отличаются от обычных Геймерские устройства: чем они реально отличаются от обычных

Есть ли действительно какая-то польза от игровых аксессуаров?

CHIP
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
«Слишком много и всегда недостаточно»: фрагмент скандальных мемуаров племянницы Трампа «Слишком много и всегда недостаточно»: фрагмент скандальных мемуаров племянницы Трампа

Отрывок из мемуаров Мэри Трамп «Слишком много и всегда недостаточно»

Esquire
В императорском стиле В императорском стиле

Восстановление коллекций Петергофа сегодня зависит от щедрости бизнесменов

Forbes
«Мой идеальный декрет»: нормальная жизнь и никакого саморазвития «Мой идеальный декрет»: нормальная жизнь и никакого саморазвития

Не поддаваться влиянию соцсетей и быть счастливой мамой

Psychologies
Открыть в приложении