Оздоровительные процедуры
ЦБ продолжает лечить банковскую систему и добрался до тяжелых больных.
Центробанк продолжает перекраивать банковский сектор железной рукой. В этом году он добился особых успехов на этом поприще. По данным самого регулятора, за период с 1 октября 2016 года по октябрь 2017 года в России стало на 70 банков меньше — их общее число сократилось на 12%, до 530. При этом, cогласно подсчетам Forbes, не менее 45 банков исчезли вследствие отзыва лицензии ЦБ.
За неполный 2017 год Банк России «зачистил» проблемные банки Татарстана, не без скандала провел санацию «Пересвета» и отозвал лицензию у гиганта с сибирскими корнями «Югра». Однако главным событием на банковском рынке стала санация крупнейших частных банков «ФК Открытие» и Бинбанка с применением нового механизма оздоровления — Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС), чьим архитектором опять-таки выступил Центробанк.
Большие заботы
Этот год ознаменовался крупными потрясениями на банковском рынке. Все началось с банковского кризиса в Татарстане, связанного с отзывом лицензии у казанского Татфондбанка в марте 2017 года (41-е место по размеру активов, 203,8 млрд рублей, по данным «Интерфакс-100» на III квартал 2016 года). Крах этого банка вызвал эффект домино: в тот же день лишились лицензии татарские ИнтехБанк (125-е место по активам) и Анкор-Банк (233-е место по активам). Следом за ними в небытие отправились Татагпромбанк (400-е место по активам) и банк «Спурт» (159-е место по активам).
В апреле ЦБ принял трудное решение о санации банка «Пересвет» (38-е место по активам) — к тому моменту деятельность банка была уже полгода как заморожена. Банк был санирован по процедуре bail-in, которая подразумевает конвертацию долга кредиторов, включая держателей облигаций, в капитал. Санатором выступил подконтрольный «Роснефти» банк ВБРР. Кредиторы «Пересвета» приняли решение конвертировать 69,7 млрд рублей. ЦБ, в свою очередь, выдал на оздоровление банка кредит на 66,7 млрд рублей.
В конце июля ЦБ отозвал лицензию у одного из крупнейших частных банков «Югра» (33-е место по активам, или 234 млрд рублей, по данным «Интерфакс-100» на II квартал 2017 года). Тогда регулятору пришлось испытать давление со стороны Генпрокуратуры, которая опротестовала решение о введении временной администрации в банк за несколько дней до отзыва у него лицензии. В настоящее время банк «Югра» пытается оспорить отзыв лицензии через суд.
Ближе к осени случилось главное финансовое событие года — ЦБ стал не только регулятором, но и санатором. В конце августа Банк России объявил о санации «ФК Открытие» (7-е место по активам, 2,45 млрд рублей, по данным «Интерфакс-100» на II квартал 2017 года) с использованием Фонда консолидации банковского сектора, принадлежащего ЦБ. В сентябре такой же участи подвергся Бинбанк (12-е место по активам, 1,123 млрд рублей, по данным «Интерфакс-100» на II квартал 2017 года).
Главврач Поздышев
Впервые о создании Фонда консолидации банковского сектора глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила в июне 2016 года. Как позже говорил зампред Банка России Михаил Сухов, новый механизм должен сократить финансирование проблемного банка на старте на 25–30% по сравнению с традиционной кредитной схемой.
Менее чем через год, 21 апреля 2017 года, был принят закон о новой системе оздоровления банков, а уже в середине июля ЦБ заявил, что готов использовать ФКБС.
Два источника Forbes из Банка России и два собеседника из финансовой отрасли, близких к ЦБ, утверждают, что одним из главных инициаторов создания ФКБС был зампред ЦБ Василий Поздышев. Он же и стал впоследствии куратором этой машины. Главой управляющей компании при ФКБС был назначен бывший гендиректор УК «ЕФГ Управление активами» Алексей Кузнецов. Эта компания занимается управлением активами НПФ «Сафмар» (по данным на сайте самого фонда). Осенью она была переименована в «Ай Кью Джи управление активами».