Игорь Самсонов: «У нас могут рождаться великие вина»
Мы неслучайно вынесли в заголовок одну из любимых фраз Игоря Самсонова — сооснователя и идейного вдохновителя винной компании «Сатера», который после тяжелой болезни ушел из жизни прошлой зимой. Созданные при его непосредственном участии вина позволили «Сатере» одержать блестящую победу в командном зачете нашего рейтинга. И на интервью Игорь тоже как будто незримо присутствовал, настолько часто вспоминали его слова и его решения.
Марианна Классова
Совладелица ВК «Сатера», управляющая дистрибуционной компанией, основатель проектов Esse wine@spirits и Esse Sunset
Андрей Синицын
Операционнный директор ВК «Сатера»
Олег Репин
Главный винодел
Можно сказать, что «Сатера» — первая компания, которая занялась в Крыму современным виноделием. Почему это вдруг произошло?
Марианна Классова (М. К.): Потому что в этом и была наша цель — делать вино по-другому!
На самом деле все традиционно и просто. Как люди, родившиеся и выросшие в Крыму, мы всегда как-то были связаны с виноградом. В школе и потом в институте мы ездили на сбор винограда. А на днях рождения и праздниках пили вино. По понятным причинам сначала мы пили преимущественно «Инкерман» и «Золотую Балку»… Бурные девяностые привели нас к тому, что мы еще в студенческие годы начали заниматься бизнесом. Я все время говорила, что девяностые для кого-то были временем препятствий, а для кого-то — временем возможностей. Для нас, студентов, это было время возможностей. А так как мы выбрали бизнес, связанный с алкоголем, то начали продавать и вино. Так что наша история — это история про Крым и про любовь к вину. На раннем этапе наш бизнес был примитивным — мы продавали любое вино, которое было на рынке. Это было странное время, были популярны бартерные сделки: топливо на коньяк, вино на колеса...
И вот, познавая вино на этих колесах, мы пришли к пониманию, что хотим сделать что-то принципиально другое. Вино европейского качества. Мы пробовали разное вино и начали его изучать. А начав изучать, поняли, что крымское вино может быть разным. Тогда Игорь и произнес свою ставшую знаменитой фразу: «В Крыму могут рождаться великие вина». И мы захотели сделать вино с европейским лицом. С другой стороны, мы понимали, что из деталей «Запорожца» не сделаешь «Мерседес». У нас тогда не было своих виноградников, и первые урожаи Esse мы делали из закупленного винограда. Однако все равно было желание делать вино по-другому, с другим характером.
Я не очень люблю слово «патриот», но мы люди, живущие в Крыму и верящие, что здесь удастся создать что-то крутое. Чтобы потом можно было сказать: «Вот это — крымское вино!»
К тому моменту, когда мы сделали наше первое вино, мы уже имели дистрибьюторскую винную компанию, и один из наших партнеров, Pernod Ricard, довольно часто проводил обучение нашего персонала. И когда однажды на дегустации вин Бордо мы незаметно налили представителю Pernod Ricard в бокал красного Esse и дали попробовать, он сказал: «Неплохо! Среднее по цене бордо!» А мы говорим: «Нет, это Крым! Esse, каберне совиньон!»
То есть вам удалось опровергнуть известную поговорку, что в России «что ни собирай, все равно получится автомат Калашникова»…
М. К.: По крайней мере, нам этого очень хотелось. Приходя на ведущие винзаводы Крыма, мы не могли отделаться от ощущения, что в Крыму можно сделать вино лучше, чем то, которое нам наливали в бокал.
Когда меня сейчас спрашивают: «Как же вы смогли достичь такого уровня качества?» — я отвечаю: «Так ведь с тех пор прошло 15 лет. Не просто так — пальцами щелкнули». Это долгий, инерционный путь.
Вы стремились делать вино, похожее на что-то из великих? Или вино просто «рождалось»?
В то время на рынке было уже достаточно много вина. Конечно, мы пили все, и в первую очередь итальянское, французское. Конечно, мы знали, что в мире есть Sassicaia, Ornellaia, Petrus. Но мы были еще настолько молоды и зелены… А когда мы наконец туда к ним попали, то сказали себе: «Ну что же, круто!»
Наверное, когда эти великие начинали, тоже делали что-то по-другому и вопреки.
Олег Репин (О. Р.): Это простая история. Все мы начинали с вин Бордо. Это были вина самые известные, самые понятные. Это был, по сути, первый дошедший до нас эшелон иностранных вин, а мы думали: вот вершина пирамиды, и туда надо стремиться.
Уже потом, когда ты развиваешься как винодел, ты стараешься выбрать стиль, который тебе нравится в силу твоих вкусовых и личностных предпочтений.
Да, у нас были ориентиры, но с самого начала нашего пути в виноделии хотелось найти свой собственный стиль. Крылатую фразу Игоря «В Крыму могут рождаться великие вина» мы разделяем не потому, что у нас климат или почва похожи на Бордо, Бургундию или Тоскану, а потому, что у нас есть своя земля.
В какой точке пути к формированию этой своей собственной стилистики вы сейчас находитесь?