Кто помогал Якову Голдовскому создать «Сибур», выйти из тюрьмы и продать нефтехимию «Газпрому».

Forbes

Сибур

Приключения Янека

Кто помогал Якову Голдовскому создать «Сибур», выйти из тюрьмы и продать нефтехимию «Газпрому».

Текст Мария Тодорова

Середина 1990-х годов, центральный офис «Газпрома» на ул. Наметкина в Москве. В приемной одного из топ-менеджеров два посетителя, один из них с дипломатом. Вошел начальник охраны хозяина приемной и с радостью пожал руку мужчине с дипломатом: «Янек, как жизнь? Как дети? Слушай, я тут в отпуск собираюсь…» — «Деньги нужны? Сколько?» — оживился Янек. Охранник помялся, улыбнулся и расставил большой и указательный пальцы правой руки на расстоянии сантиметра. Мужчина открыл дипломат и достал пачку купюр в два раза толще: «Держи, бери все!» Дипломат, по словам свидетеля этой сценки, был набит пачками долларов.

Голдовский умеет ладить с людьми. Многим знакомым помогал деньгами, не требуя ничего взамен. После этого они сами готовы были оказать Янеку любую услугу

Голдовский никогда не раскрывал своих партнеров по «Сибуру»

Янек, или, как его часто называют знакомые и друзья, Ян — это Яков Голдовский, собиравший разрозненные нефтехимические предприятия в один большой холдинг «Сибур». Многие знакомые бизнесмена говорят, что Голдовский умеет ладить с людьми. «Люди были от него без ума и потом уже не могли без него обойтись», — вспоминает человек, работавший с ним. По его словам, Голдовский многим знакомым помогал деньгами, не требуя ничего взамен. После этого они сами готовы были оказать Янеку любую услугу. А кто помогал самому Голдовскому? Чтобы вести нефтехимический бизнес с «Газпромом» и бывать в высоких кабинетах на Наметкина, нужно обладать очень серьезными связями, а чтобы выйти из тюрьмы и получить при этом приличные деньги за свои активы, нужно иметь убедительных покровителей. В своих редких интервью бизнесмен не скрывал, что у него есть зарубежные партнеры, но не называл имен, ссылаясь на конфиденциальность. Forbes исследовал связи бывшего президента «Сибура». Сам он от комментариев для этой статьи отказался.

Из-за «Сибура» Голдовский провел семь месяцев за решеткой

Ташкентские товарищи 

Голдовский постоянно что-то организовывал: торговал шкурами, возил на экспорт древесину, производил европоддоны в Белоруссии. «У него было несколько разных фирм — чем он только не занимался!» — вспоминает человек, работавший с Голдовским в 1990-е годы. Сразу несколько знакомых Голдовского охарактеризовали его как «талантливого коммерсанта». Предприимчивый, быстро принимает решения, не разводит бюрократию, заботится о сотрудниках и легко сходится с людьми — таким запомнил Голдовского Алексей Голубович, чья компания «Русские инвесторы» консультировала бизнесмена в конце 1990-х. Он, как выразился Голубович, руководствовался принципами лучших российских бизнесменов доприватизационного периода: держал слово, брал на себя ответственность. Возможно, именно эти качества помогли Голдовскому привлечь в партнеры крупных бизнесменов со связями и возможностями.

Фактически именно Григорий Лучанский, имевший связи в правительстве, стоял за спиной Голдовского и руководил всеми первыми делами по «Сибуру»

Решающую роль в его карьере сыграли знакомства, которыми он оброс в Ташкенте. Двадцатилетний слесарь Голдовский переехал в Узбекистан с Украины вскоре после службы в армии в 1983 году. Поступил на заочное отделение Ташкентского института ирригации и механизации сельского хозяйства. И сразу же организовал в Ташкенте производство и продажу ходовых товаров ширпотреба. Вскоре перебрался в Москву, где знакомые помогли ему организовать цех ширпотреба на базе одного из комбинатов, а потом, как рассказывал Голдовский в одном из интервью, он с товарищами из НПО «Конверсия» создал советско-панамское СП «Колумб», торговавшее всем подряд. Голдовский возглавил это СП, а товарищи из «Конверсии» — это Михаил и Лев Черные. В Ташкенте в сфере торговли не было никого известнее братьев Черных, цеховиков советского времени и видных кооператоров, рассказывал Forbes их знакомый. Во второй половине 1980-х братья, как и Голдовский, перебрались в Москву. В одном из интервью Голдовский называл Михаила Черного своим другом.

Был его другом и Григорий Лучанский, уроженец Ташкента, ставший потом бизнес-партнером Михаила Черного. Собеседники Forbes называют его наставником Голдовского, ведь Яков моложе на 17 лет. В 1980-х Лучанский проявлял удивительную предприимчивость. Работал в ЦК Компартии Латвии, был проректором Рижского университета, кандидат наук. В 1982-м был арестован по обвинению в групповых хищениях средств из университета и отсидел два года в тюрьме. Позже стал заниматься бизнесом и разбогател на торговле удобрениями. Переехал в Австрию. В 1991 году, когда Черные и Голдовский еще только начинали бизнес в Москве, оборот принадлежащей Лучанскому австрийской компании Nordex, занимавшейся в том числе экспортом нефтепродуктов и металлов, достигал $900 млн.

В 1991 году в Австрии обосновалась и семья Голдовского. В интервью «Ведомостям» он признавался, что переезд в Вену состоялся в том числе потому, что там жили «партнеры по бизнесу в Белоруссии». Источники Forbes уверяют, что речь идет о Лучанском, у них действительно был совместный бизнес в Белоруссии. «Я знаю Лучанского с 1995 года. В интернете про него написано много мутного, и половина не соответствует действительности. Но фактически это именно он стоял за спиной Голдовского и руководил всеми первыми делами по «Сибуру», — утверждает один из собеседников Forbes.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Парафилия: почему людей возбуждают странные вещи — 3 любопытных факта Парафилия: почему людей возбуждают странные вещи — 3 любопытных факта

Почему и как формируется парафилия

Psychologies
Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями

Люди плохо представляют, сколько они на самом деле спят

ТехИнсайдер
Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста

Крайне необычный варианты гастрономической пары к пиву

Maxim
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
Инвесторы стали избирательнее и осторожнее Инвесторы стали избирательнее и осторожнее

Агробизнес продолжает планировать инвестиции в развитие

Агроинвестор
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
«Важно запасть в душу потребителю» «Важно запасть в душу потребителю»

Как государство поддерживает экспортеров

Эксперт
Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

Ведомости
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах

Почему бы не заняться разбором гардероба прямо сейчас?

Правила жизни
Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели

Bed rotting: обычная лень или способ восстановить силы?

Forbes
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
Без паники Без паники

Как не дать гиперответственности превратить жизнь в постоянный стресс

Лиза
Кто живет на чердаке Кто живет на чердаке

Как оформить квартиру в стиле лофт, не ломая стены

Лиза
Зеленый доктор Зеленый доктор

Чем больше «травы» – тем меньше вес

Лиза
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
Диета одного дня Диета одного дня

Сутки в неделю без животных продуктов – в чем польза

Лиза
С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива» С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива»

О силе традиций, народной музыке, женской дружбе и не только – в нашем интервью

Лиза
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Антигон Одноглазый Антигон Одноглазый

Антигон Одноглазый: великий полководец и дипломат, которого погубила алчность

Дилетант
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Олег Фомин: «Абдулов говорил коллегам: «Да ладно, расслабьтесь, Фома все придумает» Олег Фомин: «Абдулов говорил коллегам: «Да ладно, расслабьтесь, Фома все придумает»

Я понимал, что надо рыть носом землю, пока есть силы и здоровье

Коллекция. Караван историй
Непотопляемый Непотопляемый

Амфибии Amphicar, выпущенные более 60 лет назад, до сих пор в строю

ТехИнсайдер
Громких разводов не будет Громких разводов не будет

Супруги-совладельцы все чаще прибегают к медиации

Монокль
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
«Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками «Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками

Как сразу определить, что клиент сложный, а когда лучше отказаться от проекта?

Inc.
Открыть в приложении