«Все большие сделки случаются после личной встречи»
Деловая ивент-индустрия, кажется, в 2023 году пережила настоящий бум. Спрос на деловые форумно-выставочные мероприятия, по данным экспертов, превысил предложение, а отраслевые форумы оказались переполнены участниками. Подобный скачок индустрия переживала в 2021 году, но тогда сказался эффект низкой базы из-за COVID-19. В 2023 году сферу деловых событий подтолкнул к росту сам российский бизнес. О том, как меняется ивент-индустрия в России прямо сейчас, чего хочет сегодня российский производственник и близок ли закат офлайн-выставок, мы поговорили с программным директором Международной промышленной выставки ИННОПРОМ Антоном Атрашкиным.
В последние несколько лет мы наблюдаем масштабную трансформацию российской экономики. Меняется конъюнктура рынков, стратегии и темпы развития промышленных предприятий. Что в этот период происходит с индустрией деловых мероприятий?
Инвент-индустрия, тесно связанная с бизнесом, фактически является отражением состояния экономики. К примеру, наш ИННОПРОМ — самый чуткий барометр промышленности России. Растет ее потенциал — растет ИННОПРОМ. Растут амбиции промышленников — ИННОПРОМ расширяется географически. Возникают сдержанные ожидания у промышленников — развитие нашей выставки тоже притормаживается.
Конъюнктурные изменения на рынке также влияют на появление некоторых трендов в выставочной деятельности. Например, мы в большей степени пока все-таки исповедуем идею, что правильная выставка — такая, как ИННОПРОМ, универсальная, куда можно приехать и увидеть самые разные направления промышленности. Любой профессионал приходит на ИННОПРОМ как в большой супермаркет, где все в одном. Но в промышленных выставках, как и в шопинге, есть два конкурирующих направления: универсальные выставки, которые собирают огромную аудиторию, и проекты специализированные, маленькие, собирающие узкопрофессиональную аудиторию. Когда-то эти два направления развивались параллельно, но в последние годы все активнее конкурируют друг с другом. Мы видим это и, поскольку не можем распустить ИННОПРОМ и заняться чем-то очень маленьким и прикладным, решили года два назад внутри нашей главной промышленной выставки создавать и развивать отдельно вот эти маленькие специализированные направления. Мы их называем кластерами. Прямо скажем, делать это непросто. На ИННОПРОМе в 2023 году было порядка 457 экспонентов — очень разных, некоторые из них заявляются на участие за месяц, за два или в конце июня, это сильно мешает планировать, но мы все же стараемся создавать кластерность.
В идеале ИННОПРОМ должен стать выставкой, поделенной на несколько подвыставок?
Хотелось бы, чтобы ИННОПРОМ был одинаково интересен и человеку, желающему увидеть все и сразу, и посетителю, который приезжает посмотреть только узкое направление. При этом отмечу, доля людей, интересующихся специализированным продуктом, неуклонно растет. И мы понимаем, что если они не будут находить то, что ищут, на ИННОПРОМе, то станут теми самыми избирательными покупателями, которые перестают ходить в большие супермаркеты, а ищут бутиковый продукт. Поэтому мы сейчас концентрируемся на развитии узкоспециализированных треков, чтобы, возможно, потом развивать их отдельно.
С чем связан рост количества посетителей узкоспециализированных выставок?
В самих компаниях появляются узкопрофильные направления, а следовательно специалисты, которым не интересно все подряд. И таких специалистов появляется все больше и больше. С одной стороны, промышленность по-прежнему остается такой всеядной, поглощающей разные технологии, с другой стороны, внутри нее возникают очень узкие направления, в которых работают вполне конкретные люди. И эти вполне конкретные люди приходят на ИННОПРОМ смотреть вполне конкретный продукт.
Это только российский тренд?
Мы регулярно общаемся с организаторами больших европейских выставок, они отмечают точно такой же процесс. К примеру, один из самых крупных выставочных операторов в мире, который проводит выставки со средней посещаемостью в 250 – 300 тысяч человек, начал организовывать узкоспециализированные мероприятия на полторы-две тысячи посетителей. Это путь, по которому и мы пойдем, скорей всего. Будем внимательно смотреть, какие из кластерных направлений ИННОПРОМа развиваются настолько быстро, что, может быть, пришло время выделять их в отдельные узкоспециализированные выставки.
На данный момент какие из кластеров ИННОПРОМа могли бы вырасти в такие отдельные выставки?
Я думаю, это точно промышленный транспорт — его очень много и он растет. К тому же ИННОПРОМ является важной и эффективной площадкой для производителей таких машин. Второе направление — это новые материалы. Мы видим достижения ведущих научных школ в этой сфере и их применение в промышленности благодаря активному диалогу ученых и производственников. И третье направление — конечно, все, что связано с информационными технологиями. Без них сегодня никуда.