За кадром: как женщины стараются развивать российскую киноиндустрию в новых условиях
Несмотря на нарастающий разрыв между Россией и глобальным миром, кинематограф остается звеном, связывающим людей по всему миру. В России появляются зарубежные фильмы, а отечественные картины попадают в иностранный прокат. Одновременно растет число пиратских сайтов, предлагающих киноконтент. О том, как дистрибьюторы поддерживают годами выстраиваемые процессы, Forbes Woman рассказали представительницы киноиндустрии.
Татьяна Долженко, генеральный директор кинопрокатной компании «Про:взгляд»
— В процессе кинопроката всегда были непростые вводные — теперь к ним добавились приметы времени, которые необходимо учитывать на разных этапах предзакупки, ведения сделки, подготовки запуска в прокат и так далее. Это факторы как эмоционального плана, так и вполне практического, включающие финансово-операционную часть сделок.
Зачастую кино нам приходится приобретать на очень раннем этапе готовности, когда в лучшем случае есть возможность ознакомиться со сценарием — так было с «Анатомией падения», которая получила пять номинаций на «Оскар», и с «Паразитами», которые получили четыре «Оскара». Имея дело в некотором смысле с воображаемым продуктом будущего, дистрибьютор берет на себя крупные риски. Сегодня в бизнесе, который и раньше был ближе к ставкам в казино, чем к прагматике, усилилась турбулентность. Но профессионального драйва, азарта и магического переживания момента «сопровождения» встречи кино с человеком при этом не убавилось.
«Про:взгляд» родился из страсти к кино — нам важно быть на службе у зрителя с точки зрения избирательности составленного меню, которое мы можем ему предложить. Из успешных кейсов нового времени могу, например, сказать об аргентинском фильме «Главная роль» с Пенелопой Крус и Антонио Бандерасом, яркая умная сатира и философское размышление, кино гремело все лето 2022 года; «Дворец» Романа Полански с Сашей Петровым стал знаковым фильмом осени 2023 года.
По-прежнему кажется очень важным привозить в Россию именно такое кино. Кроме непосредственно выбора, мы как дистрибьютор проводим его через все звенья цепочки: локализуем, создаем маркетинговую легенду, преломленную во всех элементах рекламной кампании, устанавливаем связь со зрителем в пиар-кампании, собираем обратную связь. Деньги, которые зритель приносит в кассы кинотеатров, безусловно, есть одно из мерил такого фидбека, но далеко не единственное.
Вовлеченность российских кинематографистов в международный процесс была, сохранилась и по-прежнему нужна. В нашем закупочном пакете всегда был немалый вес иностранного кино. Наша идея здесь в том, что фильмы — как коды и вселенные смыслов: их кажется неверным скрывать внутри тех национальных систем, где они были созданы. Наоборот — важно обеспечить максимально свободное обращение с ними, взаимопроникновение и слияние смыслов. Например, за последнее время увеличился объем копродукции с Азией, Восточной Европой, Ближним Востоком, но пока рано говорить о том, как это изменит индустрию.
В предмете запроса российского зрителя в той мере, в которой мы можем делать выводы, есть интерес к эскапистским жанрам — анимации и фэнтези, кино про дерзких «плохих парней», масштабные экранизации, картины с узнаваемыми персонажами, олицетворяющими вечные ценности и ностальгию по детству.
Из собственных наблюдений могу заметить, что персонаж женщины в сценарии не в привычной функциональной роли, а в мужской ролевой модели, по-прежнему является скорее исключением. Зато уже в самой профессии даже в России случаются замечательные индустриальные союзы — например, Ассоциация женщин-кинопродюсеров (WRAP). Кроме того, какое-то время назад было ощущение, что вкусы зрителей становятся более радикальными, требующими новых форм, но в последние пару лет кажется, что опережать этот запрос начал некоторый консерватизм и апеллирование к «старому доброму». При этом могут хорошо работать истории, рассказанные в ироническом, постмодернистском ключе.