Игорь Рыбаков о пандемии и качелях в финансовом мире

ForbesБизнес

«Есть кэш — ты Бог»: миллиардер Игорь Рыбаков о правилах бизнеса в кризис, удаленке и «черных лебедях»

Forbes поговорил с совладельцем корпорации «Технониколь» миллиардером Игорем Рыбаковым о том, чем должно помогать государство в условиях пандемии, качелях в финансовом мире и тех, кто на них качается, и о российской тройке «черных лебедей», «прилетевших» в этот кризис

Ярослав Бабушкин Нинель Баянова, Андрей Родин

Как текущая ситуация с вирусом сказалась на компании «Технониколь»? Ожидаете ли вы каких-то убытков? Могут ли ваши сотрудники работать удаленно? Что вы предпринимаете? Как я понимаю, вы вышли из оперативного управления, однако сложившаяся ситуация является чрезвычайной.

Выход из оперативного управления помогает мне лучше видеть всю поляну. Может быть, снижается возможность видеть мелкие детали, зато повышается возможность видеть большие связи, которых я не видел ранее. «Технониколь» я рассматриваю как неотъемлемый элемент бизнес- или общественной среды России и мира. Заводы «Технониколь» расположены в десятке стран, дилеры и торговые агенты расположены в 150 странах. Это мировая экосистема. На сегодня могу констатировать следующее: тех, кого могли отправить на дистанционную работу, отправили. Но мы не можем отправить более 5% персонала.

Машины, линии требуют операторов, обслуживания, ремонта. Поэтому заводы работают стабильно на сегодня, но как будет завтра? Дело в том, что горизонт планирования и горизонт прогнозирования, как и в любых кризисах, приблизился. Если раньше мы примерно представляли, как пройдёт трехлетка или даже год, то сегодня, я думаю, прогнозы смешались.

Мы постараемся, в любом случае, вне зависимости от кризиса, выдавать нужные продукты, если они нужны строителям. А в других моих видах бизнеса существует большая возможность отправить людей на дистанционку, потому что это сферы IT, AdTech, FinTech и так далее. Все они сейчас работают из дома.

Вы нарисовали какой-то антикризисный сценарий для себя?

Конечно. Компании работают, все меры приняты.

Какие?

Компании, которые имеют достаточно кэша на счетах, венчурные компании — у них всё нормально. У некоторых компаний разломался раунд. Раунд разломался, бабок нет. Эти компании в течение месяца должны быть проданы. Желающих их купить не так-то много, значит, цена идёт вниз. Из 65 компаний 20 компаний попали в зону риска. Что такое зона риска? Это означает, там через 3 месяца люди, которые работают сейчас на карантине, будут не на карантине, а будут уволены.

«Технониколь» там?

«Технониколь» не там. В «Технониколь» в данном случае всё надежно.

А сколько ваша компания проживёт, если будет введено такое решение – закрыть производство? Закрыть, и всех отправить на карантин. Вы же наверняка думали об этом ночью.

Что значит «наверняка думали»? Мы были в такой ситуации в 2008 году. Я могу только сказать про сценарий, который был в 2008 году, где горизонт работы компании был 1 месяц. Мы знали, что месяц мы протянем, дальше — не знаем. Люди, которые борются со стихией — примерно как капитаны на корабле. Но капитан на корабле, на самом деле, не особо думает, что будет, его задача – выжить. Ну в 2008 году мы с Сергеем [Колесниковым] были на корабле. Сергей стоял на мостике, я разрабатывал сценарий…

Куда плыть?

Нет, разрабатывал сценарий – что будет, если мы утонем, где всплывут остатки нашей армады. Потому что не всё бы забрали кредиторы. Я очень рад, что план «Б» не пришлось приводить в действие. Какой был горизонт? Я тебе сказал, какой был горизонт. Мы работали в онлайне, мы сами на мостике рулили. Теперь, когда я скорее в позиции инвестора, то есть я ни в одной компании не нахожусь в позиции «капитана на мостике», моя задача – проверять. Я сейчас каждый день провожу 1-2 дистанционных колла, дистанционные звонки, чтобы проверить план реагирования на коронавирус. Этот план, в основном, заключается в следующем: что делать с людьми, кого отпустить на дистанционку, как выполнить предписания и увеличить способы дистанционной коммуникации - Skype, Zoom и так далее. А также убедиться в том, что кэша, который находится у нас на счетах и может быть доступен, достаточно, скажем, на 6 месяцев работы компании. Пока горизонт работы во всех наших компаниях не ниже 6 месяцев.

А как вы скорректировали планы в Prytek (израильский бизнес-интергратор — прим.Forbes), в Larix, в венчурных компаниях?

Мы смотрим внимательно на две дочерние компании, которые являются самыми крупными в Prytek. Это компания, которая представляет финансовый сервис для крупнейших банков в мире, Delta Capita, и компания, которая является крупнейшим киберуниверситетом в мире, HackerU. В Delta Capita $40 млн кэша на счетах, то есть всё идет по плану. Более того, мы сейчас принимаем решение увеличить агрессивность действий. Мы видим, как несколько наших конкурентов из этой области дрожат, потому что у них нет кэша. Мы уверены, что купим их сейчас, а в будущем присоединим и увеличим свои показатели. То есть мы выйдем из этого кризиса сильнее. У киберуниверситета HackerU гигантский спрос, мы пересмотрели наши агрессивные планы и установили более высокие целевые показатели. Мы пока их не достигли, но подготовили планы так называемого захвата. Существует большое количество слабых и начинающих игроков, также много венчурных компаний, которые только вышли на рынок.

У них нет миллиардера за спиной.

У них нет денег вообще, они на инвестиционном раунде сидят, у них поломались раунды. У нас поломалось много раундов, и мы не можем всё залить баблом, его нет. У огромного количества венчурных, малых компаний, стартапов тоже нет раундов. Поэтому, в принципе, сейчас стратегия такая. Я просто рекомендую всем, у кого есть кэш. Наличные, кэш — это сейчас Бог в бизнесе. Всё остальное не играет никакого значения. Есть кэш — ты Бог. И надо этим разумно распорядиться, сейчас есть 20-30 акций в России, которые можно купить и через год зафиксировать два икса, три икса, вот и всё.

Вы имеете в виду нефтяные компании?

Давай я не буду говорить инсайд.

В общем, это какие-то крупные сырьевые компании?

Технологические компании.

Такие как Сбербанк?

Есть еще более крутые вещи. Если ты находишься в инсайде, то ты можешь брать компании, которые оказались без кэша совсем.

Сейчас много таких?

Конечно много. Но если у тебя есть инсайд, и ты в теме, ты можешь осуществить эти сделки. Если тебе приносят эту информацию, но ты не в теме, не делай никогда эти сделки, потому что очень много жуликов сейчас, естественно. То есть, все говорят: «Вот, смотри, какое, налетай, пока подешевело». Но многие люди ведутся, налетают, а там…

Как часто к вам приходят за кэшем?

За последние 2 года, можно сказать, мало. Первые три года, когда я стал заниматься инвестициями, приходилось ставить фильтры, но потом я понял, что ошибка была на моей стороне. Я просто не сообщил рынку, что я отбираю инвестиции сам. Если я что-то инвестирую, я сам тебя найду и приглашу. Бесполезно ко мне стучаться, на е-mail писать, форму какую-то заполнять. Эти формы для моды висят, так сказать. Я сам тебя найду, потому что в этом и заключается задача инвестора — знать, что нужно. В этом работа, а не сидеть и ждать, пока тебе суют. Ну, что суют обычно, знаешь? То, что не пригодилось.

Насколько, по-вашему, эффективна работа вне офиса? Вы нормально работаете вне офиса?

У меня есть комплексное мнение, что среди всех тех людей, которые сейчас работают дистанционно, только 5% реально не чувствует никакой разницы. Потому что вовлеченность совершенно другая: бытовые вопросы, дети, муж... Лень, телевизор, шум, неприспособленное рабочее место. И получается, что это окей, если долго идти к культуре дистанционной работы, организации дистанционных мест и менять многие настройки, учить людей, привыкать. Надо понимать, что карантин – это, всё-таки, скорее, карантин, это не выход на удаленную работу. Это просто: «Ну, давайте прервемся на какое-то время, посидим по домам». Почту можно читать из дома, сидя на диване. Я всегда, когда дистанционно работаю, звоню сотруднику, и думаю: «Вот он сейчас сидит на толчке и со мной разговаривает». Я, конечно, так не думаю, но иногда...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

23 идиотизма из произведений в жанре «фэнтези» 23 идиотизма из произведений в жанре «фэнтези»

Перлы из фэнтезийных произведений: мы так смеялись, что упали с дракона

Maxim
Принуждение к отдыху. Зачем Владимир Путин велел всем не работать Принуждение к отдыху. Зачем Владимир Путин велел всем не работать

Неважно, кто будет платить зарплаты, когда речь идет о великой русской мечте

СНОБ
Шеф как шелковый! Руководство по манипулированию своим начальником Шеф как шелковый! Руководство по манипулированию своим начальником

Как управлять боссом и влиять на свою зарплату

Maxim
Старые счеты: за что родной брат и компания Фридмана требуют с Батуриной 13 млрд рублей после смерти Лужкова Старые счеты: за что родной брат и компания Фридмана требуют с Батуриной 13 млрд рублей после смерти Лужкова

На чем основывается кофликт в семье Батуриных

Forbes
Почти кроссовер? 5 вопросов к Lada повышенной проходимости Почти кроссовер? 5 вопросов к Lada повышенной проходимости

Действительно ли машины Lada с приставкой Cross лучше подготовлены к бездорожью

РБК
Давид Фонкинос: Две сестры Давид Фонкинос: Две сестры

Первые главы из нового романа Давида Фонкиноса

СНОБ
Играет в защите Играет в защите

Обсуждаем важные вопросы фем-повестки с Элизабет Мосс

Grazia
Квантовые повторители наделили памятью из алмазов Квантовые повторители наделили памятью из алмазов

С помощью этих повторителей можно построить большие квантовые сети

N+1
Метеозависимость, рассол от похмелья и 3 других мифа о головной боли Метеозависимость, рассол от похмелья и 3 других мифа о головной боли

Врач-невролог Дмитрий Шубин отделяет зерна от плевел, а мифы — от правды

Популярная механика
Эмилия Кларк: «Зачем всё усложнять?» Эмилия Кларк: «Зачем всё усложнять?»

Эмилия Кларк о жизни после «Игры престолов» и советах мамы

Cosmopolitan
Я больше ничего не делегирую, и это серьезно облегчило мою жизнь Я больше ничего не делегирую, и это серьезно облегчило мою жизнь

Лучший способ выполнять дела — делать их самостоятельно

Psychologies
Летось Летось

Только когда же это было, «летось»? Слово это встречается во множестве говоров

Наука и жизнь
Ужасный конец или ужас без конца: почему развал сделки ОПЕК+ был неизбежен Ужасный конец или ужас без конца: почему развал сделки ОПЕК+ был неизбежен

Сдерживание добычи бессмысленно

Forbes
Технологии, которые изменят нашу жизнь в ближайшие 10 лет Технологии, которые изменят нашу жизнь в ближайшие 10 лет

В течение следующих 10 лет мир ждет больше изменений, чем за прошлую сотню лет

GQ
Ветроспектива Ветроспектива

Факты, мифы и легенды о самых необычных ветрах нашей планеты

Maxim
Звезда «Полицейского с Рублевки» Роман Попов: читаю о себе все, даже то, что меня ранит Звезда «Полицейского с Рублевки» Роман Попов: читаю о себе все, даже то, что меня ранит

Роман Попов: Я человек тонкой душевной организации

Playboy
10 растений для ленивых садоводов 10 растений для ленивых садоводов

Пора решить: залить участок асфальтом или посадить вот это всё и расслабиться

Maxim
Протототалитаризм: история первого тоталитарного государства Протототалитаризм: история первого тоталитарного государства

Отправим тебя в Древний Египет, чтобы ты уже сам сориентировался на местности

Maxim
Пора научиться поддерживать любимых людей в трудных ситуациях Пора научиться поддерживать любимых людей в трудных ситуациях

Давайте будем откровенными, смерть беспокоит всех

GQ
Шеф Олли Дабу — о критике, любимых заведениях и Hide Евгения Чичваркина Шеф Олли Дабу — о критике, любимых заведениях и Hide Евгения Чичваркина

Олли Дабу о том, чем полезны уроки кулинарии в школах и о главной ошибке поваров

РБК
Евгений Чичваркин: «Делом всей жизни можно заниматься не сходя с кровати» Евгений Чичваркин: «Делом всей жизни можно заниматься не сходя с кровати»

Евгений Чичваркин об отношениях с возрастом, философии жизни и новом поколении

Forbes
Ненаследуемые особенности строения мозга определили поведение дрозофил Ненаследуемые особенности строения мозга определили поведение дрозофил

Индивидуальность в поведении мух не зависит от генетических особенностей

N+1
«Свет мой, зеркальце»: как научиться принимать свою внешность «Свет мой, зеркальце»: как научиться принимать свою внешность

Исправление своих индивидуальных особенностей не всегда делает нас счастливыми

Psychologies
Ночь в музеях Ночь в музеях

Не нужно толпиться на выставках, достаточно забронировать номер в этих отелях

GQ
Что такое «психологический возраст» и надо ли взрослеть? Что такое «психологический возраст» и надо ли взрослеть?

Что такое психологический возраст, каким он бывает и от чего зависит

Psychologies
10 лучших розыгрышей XX века 10 лучших розыгрышей XX века

Розыгрыши, которые вошли в историю

Maxim
10 самых нелепых научных мифов 10 самых нелепых научных мифов

Эти нелепые утверждения зачастую выдают за проверенные факты

Популярная механика
Муся Тотибадзе Муся Тотибадзе

Певица и актриса Муся Тотибадзе репетирует в БДТ роль мечты

Собака.ru
Наука и жизнь в начале XX века Наука и жизнь в начале XX века

О чем писали в журнале 100 лет назад

Наука и жизнь
8 самых неудачных автомобильных дуэтов в мире 8 самых неудачных автомобильных дуэтов в мире

Они такие разные, так почему же они вместе?

Maxim
Открыть в приложении