Разбираемся в запутанной истории Skoda

4x4 ClubАвто

125 лет компании Skoda

Текст Георгий Варфоломеев

В бездорожье лет...

В этом году исполняется ровно 125 лет с того момента, как два Вацлава – Лаурин и Клемент – основали в Млада-Болеславе компанию по производству велосипедов и мотоциклов Laurin & Klement. Произошло это в 1895 году. Вы спросите: почему тогда сегодня мы отмечаем юбилей Skoda, а не L&K?.. История эта запутанная, и, чтобы в ней разобраться, давайте перенесёмся ещё дальше, в 1859 год, в котором некий Эрнст фон Вальдштейн-Вартенберг основал машиностроительный завод в Пльзене. Надо сказать, деловая хватка у него оказалась не очень, и уже в 1869-м завод выкупил Эмиль Риттер фон Шкода, ранее работавший на нём главным инженером. Он сразу же принялся расширять производство, да так лихо, что уже в начале XX века предприятие превратилось в огромный концерн. На его многочисленных заводах выпускали всё: от пулемётов и пушек для линкоров до паровых котлов для кораблей и паровозов. В конце концов, Skoda превратилась в основного оружейного поставщика Австро-Венгерской армии, в которую в то время входила и Чехия. Не хватало только автомобильного производства, но путь к нему оказался неожиданно непростым. Удачной стала лишь третья попытка. Про две другие теперь даже не вспоминают.

Вместе с Daimler

А первой попыткой можно назвать приобретение Skodawerke AG компании Austro-Daimler, австрийской дочки Daimler-Motoren, за четыре года до этого получившей независимость от материнской компании (8 июля 1913 года Карл Риттер фон Шкода вошёл в её совет директоров). Используя передовые немецкие технологии, Austro-Daimler в 1904 году построила первый полноприводный бронеавтомобиль, а затем вместе со Skoda был разработан тяжёлый артиллерийский тягач М17 (4х4), мелкосерийное производство которого запустили в 1916 году. Он создавался под руководством Фердинанда Порше и предназначался для перевозки 305-мм мортиры Skoda в разобранном виде (мортиру и снаряжение укладывали на автопоезд из нескольких прицепов общей грузоподъёмностью 24 т). М17 оснащался четырёхцилиндровым бензиновым мотором объёмом 13.5 л и мощностью 80 л.с. Привод передних колёс осуществлялся при помощи конической передачи. Колёса диаметром 1,5 метра со шпорами-грунтозацепами обеспечивали неплохую проходимость, хотя такое решение было вынужденной мерой – из-за морской блокады в Австро-Венгрии не хватало сырья для производства резины. Расход топлива при полной нагрузке был просто чудовищным – около 300 литров бензина на 100 км, а максимальная скорость – 14 км/ч.

1916. Артиллерийский тягач Skoda Austro-Daimler M17 (1916)

Уголь лучше бензина!

После окончания Первой мировой войны и распада Австро-Венгерской империи пути Skoda и Austro-Daimler разошлись. Используя военные наработки (причём не австрийские, а чешские фирмы Praga), Skoda в 1920 –1923 годах выпустила 152 заднеприводных тягача типов «U» и «Z». Они оснащались нижнеклапанными бензиновыми моторами 7.5 л (52 л.с.) и 11.2 л (80 л.с.). Задние мосты были с блокировкой дифференциала, а модель «Z» – ещё и с понижающим редуктором. Эти образцы технической мысли пошли на вооружение артиллеристов. В том же 1923 году чешские инженеры подготовили революционный бронеавтомобиль PA-II Zelva. PA расшифровывалось как Pancerove Auto, а Zelva по-чешски – черепаха. Она отличалась настолько смелым аэродинамическим дизайном, что даже сегодня производит сильное впечатление. Обтекаемый бронекорпус делали, естественно, не для рекордов скорости (больше 70 км/ч машина не ездила), а для большей пуленеуязвимости. Кроме того, конструкторы установили сразу четыре пулемёта, позволявших стрелять во все стороны одновременно. Но гораздо важнее, что броневик был полноприводным со всеми управляемыми колёсами. «Черепаха» оснащалась бензиновым двигателем мощностью 85 л.с., который размещался за передней осью. К сожалению, из-за невысокой проходимости чешская армия отказалась от «Черепахи», и из 12 выпущенных экземпляров 9 оказались в полиции, а ещё 3 купили австрийцы. Кроме того, в 1927 году Skoda собрала ещё 24 усовершенствованных броневика PA-III с традиционной башней и упрощённым корпусом.

1923. «Бэтмобиль» 1923 года. Броневик Skoda PA-II, по прозвищу «Черепаха»
1923. Артиллерийский тягач Skoda тип «Z» (1921-1923), модификация с резиновыми колёсами

Межнациональный конфликт

А теперь снова вернёмся в 1895 год, когда на свет появилась компания Laurin & Klement. Произошло это из-за бракованного велосипеда Germania, купленного книжным торговцем Вацлавом Клементом в 1894 году. Рекламацию на неисправную машину дилер не принял, так как она была на чешском, а по инструкции жалобы надлежало писать исключительно на немецком. В результате Клемент вспылил и вместе с механиком-изобретателем Вацлавом Лаурином основал собственное производство велосипедов в городе Млада-Болеслава. Дела у новой фирмы пошли неплохо, поскольку качество продукции превосходило немецкое, и в 1899 году L&K построила свой первый мотоцикл, а затем и первый трицикл. К десятилетию компании, в 1905 году, был выпущен первый автомобиль. Предприятие росло. Появилось производство грузовиков, автобусов, стационарных и авиационных двигателей, был налажен выпуск катков и моторных плугов Excelsior (это такой узкоспециализированный трактор). А в 1912 году L&K приобрела автопроизводителя RAF, у которого были свои интересные наработки, например, бесклапанные двигатели Найта.

К сожалению, с началом Первой мировой войны всё производство авто- и мототехники поглотили военные заказы, а после её окончания L&K преследовали неудачи. В июне 1924-го на предприятии произошёл серьёзный пожар, в результате которого фирма оказалась в сложнейшем финансовом положении. Да и модельный ряд требовал срочного обновления, позволившего бы выдержать конкуренцию со стороны компаний Praga и Tatra. Поэтому 27 июня 1925 года L&K объединилась со Skoda. Это произошло 95 лет назад. В результате марку Laurin & Klement упразднили, а вместо неё появилась Skoda Auto. Заодно прекратилось и производство мотоциклов. В январе 1930 года образовалось Независимое акционерное общество автомобильной промышленности (ASAP) с сохранением марки Skoda. Ещё чуть позже была предпринята попытка объединиться и с Tatra, от которой Skoda заразилась идеей хребтовой рамы и задней независимой подвески на качающихся полуосях, но, к сожалению, управленческая неразбериха потопила идею чешского суперконцерна.

Внедорожные эксклюзивы

К середине 1930-х Skoda Auto процветала, поскольку национальные производители были надёжно защищены от американских, германских и уж тем более французских конкурентов заградительными таможенными барьерами. При этом объёмы продаж были не так уж велики. Например, в удачный 1936 год Skoda вышла на первое место в Чехословакии, реализовав 4 990 автомобилей (39 % рынка) и экспортировав ещё 2 180. Неудивительно, что в таких условиях даже партия в сотню штук считалась хорошим заказом. Да и различные прототипы и мелкие серии, особенно армейские полноприводные, появлялись с завидной регулярностью. Например, в 1932 году был выпущен интересный универсальный тягач Skoda KT4 (4х4) с двигателем 7.3 л мощностью 67 л.с. Он мог тянуть как прицепы по дороге (18 км/ч), так и вагоны по рельсам (21 км/ч). Достаточно было заменить колёса. С 1932 года началось производство и армейских трёхосок. Первым стал тип «L» грузоподъёмностью 2 тонны. Он оснащался приводом только на задние колёса и полностью независимой подвеской. Для повышения проходимости использовались блокировки дифференциалов. В те времена подобная техника считалась внедорожной. Двигатель 3.1 л мощностью 66 л.с., скорость – 62 км/ч. За ним появился полноприводный 6L, рассчитанный на 4 тонны, с полностью независимой подвеской (передние колёса – на поперечной рессоре, задние – качающиеся полуоси). Он выпускался до 1937 года. Но высшей точкой развития полноприводной техники Skoda стал трёхосный 6х6 грузовик 6VTP6L с кабиной над двигателем (1936 год). Он оснащался полностью независимой подвеской, бензиновым мотором 8.5 литров мощностью 100 л.с., четырёхступенчатой КП и раздаточной коробкой на две ступени. Грузоподъёмность – 5 тонн. Позже, в 1937 году, появились дизельная модификация 6VTP6L-D (100 л.с.) и тяжёлая версия Skoda 6VTP6-T, также известная как 6К («Колосс»), грузоподъёмностью 11 тонн. С двигателем 12.9 л (175 л.с.) «Колосс» мог тянуть прицеп массой до 34 тонн.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре

Правда и мифы о Юлии Цезаре

Вокруг света
Альма-матер королей и «форбсов»: зачем наследников отправляют учиться в Шотландию Альма-матер королей и «форбсов»: зачем наследников отправляют учиться в Шотландию

Получить престижное и качественное образование можно не только в Лондоне

Forbes
Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Ангола Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Ангола

Мы въезжали в Анголу из Намибии, пересекая разделяющую страны реку Кунене

4x4 Club
Сокращения, банкротства, увольнения. Авторынок ждут страшные месяцы Сокращения, банкротства, увольнения. Авторынок ждут страшные месяцы

Российские автодилеры прогнозируют резкий рост цен на машины и падение спроса

РБК
Volkswagen Tiguan 2021. Улучшенная версия себя Volkswagen Tiguan 2021. Улучшенная версия себя

Почему Volkswagen Tiguan 2021 не такой уж впечатляющий

4x4 Club
Полезные свойства орехов — здоровая кожа, идеальная фигура и отличный сон Полезные свойства орехов — здоровая кожа, идеальная фигура и отличный сон

Орехи смело можно назвать главным бьюти-продуктом!

Cosmopolitan
Cекс-эрудит, колесо страсти и еще 28 самых горячих секс-игр Cекс-эрудит, колесо страсти и еще 28 самых горячих секс-игр

Секс — это весело!

Cosmopolitan
Звезды «Счастливы вместе» 14 лет спустя: от Даши Букиной до грандмастера Бита Звезды «Счастливы вместе» 14 лет спустя: от Даши Букиной до грандмастера Бита

Первый эпизод «Счастливы вместе» вышел на экраны 8 марта 2006 года

Cosmopolitan
Борис Лавренёв Борис Лавренёв

Статья о советском прозаике, поэте и драматурге Борисе Лавренёве

Дилетант
Кто в доме хозяйка Кто в доме хозяйка

Многовековое имение в Глостершире — памятник английской культуры Бадминтон-Хаус

Tatler
Катастрофа Superjet: испытатель за год предупреждал об аварии Катастрофа Superjet: испытатель за год предупреждал об аварии

«РР» нашел эксклюзивные документы

Русский репортер
5 фактов о том, почему современные автомобили не ржавеют 5 фактов о том, почему современные автомобили не ржавеют

О способах уберечь автомобили от коррозии

РБК
Надежда Павлова: «Оперным артистам часто не хватает драматического мастерства» Надежда Павлова: «Оперным артистам часто не хватает драматического мастерства»

Надежда Павлова о том, как фестивали помогают выйти за рамки

РБК
«Нечем радоваться»: где найти энергию, чтобы стать счастливым «Нечем радоваться»: где найти энергию, чтобы стать счастливым

Наши эмоции напрямую зависят от состояния тела

Psychologies
Как не поддаться панике вокруг пандемии: пять советов психотерапевта Как не поддаться панике вокруг пандемии: пять советов психотерапевта

Несколько базовых способов сохранить душевное равновесие во время пандемии

Forbes
Разбор полетов. Хозяин толстого кота Виктора о проблемах транспортировки домашних питомцев Разбор полетов. Хозяин толстого кота Виктора о проблемах транспортировки домашних питомцев

Как Михаил Галин решился на «подмену» кота

СНОБ
Закулисье процесса века Закулисье процесса века

Расширение списка злодеяний гитлеровского режима оказалось сложной задачей

Дилетант
Как грамотно обновить гардероб мужчине, чтобы выглядеть стильно: 6 базовых правил Как грамотно обновить гардероб мужчине, чтобы выглядеть стильно: 6 базовых правил

Давно пора перетряхнуть свой шкаф!

Playboy
6 способов перестать смотреть порно (хотя бы на время) 6 способов перестать смотреть порно (хотя бы на время)

Да, иногда стоит отвлечься от порно

Playboy
Технологии учат доверию: как технический прогресс меняет психологию общества Технологии учат доверию: как технический прогресс меняет психологию общества

Функцию установления отношений берут на себя информационные технологии

Forbes
Как и с чем носить свитер оверсайз: 6 модных вариантов Как и с чем носить свитер оверсайз: 6 модных вариантов

Руководство по стилизации свитера оверсайз

Cosmopolitan
Хибла Герзмава: «Певица должна быть здоровой и счастливой» Хибла Герзмава: «Певица должна быть здоровой и счастливой»

Певица с уникальным сопрано о своём голосе и умении быть счастливой

Здоровье
Почему в библиотеках США есть очереди на электронные книги, а издатели против свободной аренды литературы Почему в библиотеках США есть очереди на электронные книги, а издатели против свободной аренды литературы

Как компании завышают цены на электронные книги

VC.RU
9 эффективных асан для гибкости – растягиваем затёкшую спину 9 эффективных асан для гибкости – растягиваем затёкшую спину

Делайте комплекс утром или вечером, через 2 часа после еды

Cosmopolitan
Бармен — друг молодежи: как россиянка запускала самый модный бар в сицилийской деревне Бармен — друг молодежи: как россиянка запускала самый модный бар в сицилийской деревне

Что бывает, когда персонал любит своих клиентов больше, чем нанимателя

Forbes
Как сохранить душевное равновесие на карантине. Советы психологов Как сохранить душевное равновесие на карантине. Советы психологов

Как провести две недели карантина без вреда для психики

СНОБ
Правила жизни Изабель Юппер Правила жизни Изабель Юппер

Правила жизни актрисы Изабель Юппер

Esquire
Не святой папа Не святой папа

Папа двоих детей Сергей Китаев рассказал нам, как непросто ему приходится

Добрые советы
Ожидания и реальность: откуда берутся разочарования Ожидания и реальность: откуда берутся разочарования

Как осознать причины расхождения между задуманным и воплощенным?

РБК
Весне – дорогу! Весне – дорогу!

Мы изучили обычаи разных стран и теперь встречаем новый сезон во всеоружии

Лиза
Открыть в приложении