Разбираемся в запутанной истории Skoda

4x4 ClubАвто

125 лет компании Skoda

Текст Георгий Варфоломеев

В бездорожье лет...

В этом году исполняется ровно 125 лет с того момента, как два Вацлава – Лаурин и Клемент – основали в Млада-Болеславе компанию по производству велосипедов и мотоциклов Laurin & Klement. Произошло это в 1895 году. Вы спросите: почему тогда сегодня мы отмечаем юбилей Skoda, а не L&K?.. История эта запутанная, и, чтобы в ней разобраться, давайте перенесёмся ещё дальше, в 1859 год, в котором некий Эрнст фон Вальдштейн-Вартенберг основал машиностроительный завод в Пльзене. Надо сказать, деловая хватка у него оказалась не очень, и уже в 1869-м завод выкупил Эмиль Риттер фон Шкода, ранее работавший на нём главным инженером. Он сразу же принялся расширять производство, да так лихо, что уже в начале XX века предприятие превратилось в огромный концерн. На его многочисленных заводах выпускали всё: от пулемётов и пушек для линкоров до паровых котлов для кораблей и паровозов. В конце концов, Skoda превратилась в основного оружейного поставщика Австро-Венгерской армии, в которую в то время входила и Чехия. Не хватало только автомобильного производства, но путь к нему оказался неожиданно непростым. Удачной стала лишь третья попытка. Про две другие теперь даже не вспоминают.

Вместе с Daimler

А первой попыткой можно назвать приобретение Skodawerke AG компании Austro-Daimler, австрийской дочки Daimler-Motoren, за четыре года до этого получившей независимость от материнской компании (8 июля 1913 года Карл Риттер фон Шкода вошёл в её совет директоров). Используя передовые немецкие технологии, Austro-Daimler в 1904 году построила первый полноприводный бронеавтомобиль, а затем вместе со Skoda был разработан тяжёлый артиллерийский тягач М17 (4х4), мелкосерийное производство которого запустили в 1916 году. Он создавался под руководством Фердинанда Порше и предназначался для перевозки 305-мм мортиры Skoda в разобранном виде (мортиру и снаряжение укладывали на автопоезд из нескольких прицепов общей грузоподъёмностью 24 т). М17 оснащался четырёхцилиндровым бензиновым мотором объёмом 13.5 л и мощностью 80 л.с. Привод передних колёс осуществлялся при помощи конической передачи. Колёса диаметром 1,5 метра со шпорами-грунтозацепами обеспечивали неплохую проходимость, хотя такое решение было вынужденной мерой – из-за морской блокады в Австро-Венгрии не хватало сырья для производства резины. Расход топлива при полной нагрузке был просто чудовищным – около 300 литров бензина на 100 км, а максимальная скорость – 14 км/ч.

1916. Артиллерийский тягач Skoda Austro-Daimler M17 (1916)

Уголь лучше бензина!

После окончания Первой мировой войны и распада Австро-Венгерской империи пути Skoda и Austro-Daimler разошлись. Используя военные наработки (причём не австрийские, а чешские фирмы Praga), Skoda в 1920 –1923 годах выпустила 152 заднеприводных тягача типов «U» и «Z». Они оснащались нижнеклапанными бензиновыми моторами 7.5 л (52 л.с.) и 11.2 л (80 л.с.). Задние мосты были с блокировкой дифференциала, а модель «Z» – ещё и с понижающим редуктором. Эти образцы технической мысли пошли на вооружение артиллеристов. В том же 1923 году чешские инженеры подготовили революционный бронеавтомобиль PA-II Zelva. PA расшифровывалось как Pancerove Auto, а Zelva по-чешски – черепаха. Она отличалась настолько смелым аэродинамическим дизайном, что даже сегодня производит сильное впечатление. Обтекаемый бронекорпус делали, естественно, не для рекордов скорости (больше 70 км/ч машина не ездила), а для большей пуленеуязвимости. Кроме того, конструкторы установили сразу четыре пулемёта, позволявших стрелять во все стороны одновременно. Но гораздо важнее, что броневик был полноприводным со всеми управляемыми колёсами. «Черепаха» оснащалась бензиновым двигателем мощностью 85 л.с., который размещался за передней осью. К сожалению, из-за невысокой проходимости чешская армия отказалась от «Черепахи», и из 12 выпущенных экземпляров 9 оказались в полиции, а ещё 3 купили австрийцы. Кроме того, в 1927 году Skoda собрала ещё 24 усовершенствованных броневика PA-III с традиционной башней и упрощённым корпусом.

1923. «Бэтмобиль» 1923 года. Броневик Skoda PA-II, по прозвищу «Черепаха»
1923. Артиллерийский тягач Skoda тип «Z» (1921-1923), модификация с резиновыми колёсами

Межнациональный конфликт

А теперь снова вернёмся в 1895 год, когда на свет появилась компания Laurin & Klement. Произошло это из-за бракованного велосипеда Germania, купленного книжным торговцем Вацлавом Клементом в 1894 году. Рекламацию на неисправную машину дилер не принял, так как она была на чешском, а по инструкции жалобы надлежало писать исключительно на немецком. В результате Клемент вспылил и вместе с механиком-изобретателем Вацлавом Лаурином основал собственное производство велосипедов в городе Млада-Болеслава. Дела у новой фирмы пошли неплохо, поскольку качество продукции превосходило немецкое, и в 1899 году L&K построила свой первый мотоцикл, а затем и первый трицикл. К десятилетию компании, в 1905 году, был выпущен первый автомобиль. Предприятие росло. Появилось производство грузовиков, автобусов, стационарных и авиационных двигателей, был налажен выпуск катков и моторных плугов Excelsior (это такой узкоспециализированный трактор). А в 1912 году L&K приобрела автопроизводителя RAF, у которого были свои интересные наработки, например, бесклапанные двигатели Найта.

К сожалению, с началом Первой мировой войны всё производство авто- и мототехники поглотили военные заказы, а после её окончания L&K преследовали неудачи. В июне 1924-го на предприятии произошёл серьёзный пожар, в результате которого фирма оказалась в сложнейшем финансовом положении. Да и модельный ряд требовал срочного обновления, позволившего бы выдержать конкуренцию со стороны компаний Praga и Tatra. Поэтому 27 июня 1925 года L&K объединилась со Skoda. Это произошло 95 лет назад. В результате марку Laurin & Klement упразднили, а вместо неё появилась Skoda Auto. Заодно прекратилось и производство мотоциклов. В январе 1930 года образовалось Независимое акционерное общество автомобильной промышленности (ASAP) с сохранением марки Skoda. Ещё чуть позже была предпринята попытка объединиться и с Tatra, от которой Skoda заразилась идеей хребтовой рамы и задней независимой подвески на качающихся полуосях, но, к сожалению, управленческая неразбериха потопила идею чешского суперконцерна.

Внедорожные эксклюзивы

К середине 1930-х Skoda Auto процветала, поскольку национальные производители были надёжно защищены от американских, германских и уж тем более французских конкурентов заградительными таможенными барьерами. При этом объёмы продаж были не так уж велики. Например, в удачный 1936 год Skoda вышла на первое место в Чехословакии, реализовав 4 990 автомобилей (39 % рынка) и экспортировав ещё 2 180. Неудивительно, что в таких условиях даже партия в сотню штук считалась хорошим заказом. Да и различные прототипы и мелкие серии, особенно армейские полноприводные, появлялись с завидной регулярностью. Например, в 1932 году был выпущен интересный универсальный тягач Skoda KT4 (4х4) с двигателем 7.3 л мощностью 67 л.с. Он мог тянуть как прицепы по дороге (18 км/ч), так и вагоны по рельсам (21 км/ч). Достаточно было заменить колёса. С 1932 года началось производство и армейских трёхосок. Первым стал тип «L» грузоподъёмностью 2 тонны. Он оснащался приводом только на задние колёса и полностью независимой подвеской. Для повышения проходимости использовались блокировки дифференциалов. В те времена подобная техника считалась внедорожной. Двигатель 3.1 л мощностью 66 л.с., скорость – 62 км/ч. За ним появился полноприводный 6L, рассчитанный на 4 тонны, с полностью независимой подвеской (передние колёса – на поперечной рессоре, задние – качающиеся полуоси). Он выпускался до 1937 года. Но высшей точкой развития полноприводной техники Skoda стал трёхосный 6х6 грузовик 6VTP6L с кабиной над двигателем (1936 год). Он оснащался полностью независимой подвеской, бензиновым мотором 8.5 литров мощностью 100 л.с., четырёхступенчатой КП и раздаточной коробкой на две ступени. Грузоподъёмность – 5 тонн. Позже, в 1937 году, появились дизельная модификация 6VTP6L-D (100 л.с.) и тяжёлая версия Skoda 6VTP6-T, также известная как 6К («Колосс»), грузоподъёмностью 11 тонн. С двигателем 12.9 л (175 л.с.) «Колосс» мог тянуть прицеп массой до 34 тонн.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Cadillac XT4. В борьбе за европейские ценности Cadillac XT4. В борьбе за европейские ценности

Cadillac довольно осторожно, но всё же переходит на новый для себя уровень

4x4 Club
Эффект распятого мальчика и поручика Киже. Что заставляет людей распространять фейковые новости Эффект распятого мальчика и поручика Киже. Что заставляет людей распространять фейковые новости

Почему существуют fake news, кто их распространяет и как они влияют на жизнь

Forbes
Обновлённая LADA 4x4. По канавам и святым местам Обновлённая LADA 4x4. По канавам и святым местам

Краткое описание обновлений LADA 4х4 занимает не больше абзаца

4x4 Club
Филлеры могут привести к пневмонии и бронхиту? Врач о рисках «уколов красоты» Филлеры могут привести к пневмонии и бронхиту? Врач о рисках «уколов красоты»

Если ты думаешь, что знаешь о филлерах все, то ты ошибаешься

Cosmopolitan
Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Ангола Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Ангола

Мы въезжали в Анголу из Намибии, пересекая разделяющую страны реку Кунене

4x4 Club
Дутые «единороги»: почему оценка компании в $1 млрд может скрывать под собой бомбу замедленного действия Дутые «единороги»: почему оценка компании в $1 млрд может скрывать под собой бомбу замедленного действия

Насос, качающий деньги в стартап, может привести к его же уничтожению

Forbes
Вопросы создателю. Вариатор. На что он способен и как избежать проблем? Вопросы создателю. Вариатор. На что он способен и как избежать проблем?

Как построить взаимоотношения с вариатором?

4x4 Club
4 причины, почему ты перестал двигаться вперед по карьерной лестнице 4 причины, почему ты перестал двигаться вперед по карьерной лестнице

Застрял на своей должности?

Playboy
Boulevard Depo и SP4K — о дружбе, новом EP Qwerty Lang и ценности фольклора Boulevard Depo и SP4K — о дружбе, новом EP Qwerty Lang и ценности фольклора

Boulevard Depo и SP4K о дружбе, черном юморе и отсылкам к русской культуре

Esquire
Смерть на топе. Почему Екатерина Диденко пошла к Малахову, еще не похоронив мужа Смерть на топе. Почему Екатерина Диденко пошла к Малахову, еще не похоронив мужа

Новые мерцающие границы допустимого в новом мире персональных видеоблогов

СНОБ
7 способов превратить кухню в мужскую территорию 7 способов превратить кухню в мужскую территорию

Как превратить кухню в брутальное помещение, в которое не стыдно позвать друзей

Maxim
Алексей Артомонов Алексей Артомонов

Куратор и кинокритик стал программным директором международного фестиваля

Собака.ru
Дэниел Крейг: “У кого-то другого трава всегда зеленее. Это разрушает” Дэниел Крейг: “У кого-то другого трава всегда зеленее. Это разрушает”

Что значит мужественность для Дэниела Крейга

Psychologies
«Любовная» телепатия: могут ли влюбленные читать мысли друг друга «Любовная» телепатия: могут ли влюбленные читать мысли друг друга

Только откровенный разговор поможет по-настоящему понять друг друга

Psychologies
«За неуплату налогов может последовать тюрьма»: юристы о перспективах дела Олега Тинькова в Лондоне «За неуплату налогов может последовать тюрьма»: юристы о перспективах дела Олега Тинькова в Лондоне

Олег Тиньков останется в Лондоне на период слушаний

Forbes
Первые шаги к миллиарду: с чего начинали Галицкий, Дуров, Тиньков, Фридман и Абрамович Первые шаги к миллиарду: с чего начинали Галицкий, Дуров, Тиньков, Фридман и Абрамович

34-ый выпуск Forbes Digest посвящен разбору первых шагов в бизнесе миллиардеров

Forbes
Бармен — друг молодежи: как россиянка запускала самый модный бар в сицилийской деревне Бармен — друг молодежи: как россиянка запускала самый модный бар в сицилийской деревне

Что бывает, когда персонал любит своих клиентов больше, чем нанимателя

Forbes
(Не)молодой папа. Как отцовство в зрелом возрасте меняет всю жизнь (Не)молодой папа. Как отцовство в зрелом возрасте меняет всю жизнь

Forbes Life обнаружил примеры нового, осознанного родительства

Forbes
Не в бровь, а в глаз Не в бровь, а в глаз

Какие популярные процедуры красоты могут быть вредны для глаз?

Лиза
«Мог стать угрозой конкуренции»: BBC хотела запустить «свой Netflix» в 2009 году, но британские власти закрыли проект «Мог стать угрозой конкуренции»: BBC хотела запустить «свой Netflix» в 2009 году, но британские власти закрыли проект

Почему власти не позволили BBC запустить собственный стриминговый сервис

VC.RU
Одна вокруг света: как путешествовать с собакой и не оплошать Одна вокруг света: как путешествовать с собакой и не оплошать

64-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и собаки Греты

Forbes
Тарелка молодости Тарелка молодости

Споры об антивозрастном питании – сейчас самая популярная тема

Домашний Очаг
Обвал, за который заплатят россияне: кто и зачем устроил мировой экономический кризис Обвал, за который заплатят россияне: кто и зачем устроил мировой экономический кризис

Выход России из соглашения ОПЕК+ принесет только негативные последствия

Forbes
Как перестать быть «наседкой» и научить ребенка выживанию Как перестать быть «наседкой» и научить ребенка выживанию

Как научить ребенка необходимым навыкам выживания в современном мире?

Psychologies
К латуку приучен. Как вкусно приготовить рукколу, айсберг и прочую полезную траву К латуку приучен. Как вкусно приготовить рукколу, айсберг и прочую полезную траву

Как разбираться в сортах салатов и вкусно их готовить

Maxim
Как и с чем носить женскую куртку оверсайз — 7 простых, но эффектных образов Как и с чем носить женскую куртку оверсайз — 7 простых, но эффектных образов

Универсальные вещи оверсайз стали еще популярнее этой весной

Cosmopolitan
Лучшие приключенческие сериалы: рейтинг, который не даст заскучать Лучшие приключенческие сериалы: рейтинг, который не даст заскучать

Готов отправиться на поиски приключений?

Playboy
«Зло местами побеждает»: экс-кандидат в президенты Павел Грудинин о борьбе за свой бизнес «Зло местами побеждает»: экс-кандидат в президенты Павел Грудинин о борьбе за свой бизнес

Борьба за «Совхоз имени Ленина» переросла в полномасштабную войну в судах

Forbes
Наш «Секс в большом городе»: героини «Бальзаковского возраста» тогда и сейчас Наш «Секс в большом городе»: героини «Бальзаковского возраста» тогда и сейчас

Как сейчас выглядят героини сериала «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…»

Cosmopolitan
Как стартапу привлечь инвестиции на начальном этапе развития: советы главного инкубатора Кремниевой долины Как стартапу привлечь инвестиции на начальном этапе развития: советы главного инкубатора Кремниевой долины

Пошаговое руководство по привлечению инвестиций

Forbes
Открыть в приложении