Женское дело
Март. 2020 год. В Петербурге пал последний оплот неравноправия и наступил гендерный баланс. Империя «Зенит» собрала женскую футбольную команду. А IT-гиганты, от «ВКонтакте» до JetBrains, стабильно прибавляют в женском составе разработчиц и программисток. Кажется, мы наконец поняли, что талант не имеет пола. И это просто праздник какой-то!
Ольга Порядина четыре раза становилась чемпионом России как игрок (защитница!), а теперь поведет «Зенит» к медалям как главный тренер.
«Зенит» — новичок в женском футболе, но команда с таким названием не может не быть амбициозной. Понятно, что первый год будет очень тяжелым для нас — подготовить команду надо за два месяца. Но уже во втором сезоне мы планируем бороться за попадание в Лигу чемпионов и чемпионский титул. Сейчас ждем утверждения календаря на сезон, тренируемся в Петербурге. Примерно 10 марта полетим на сбор в Турцию, планируем подписать контракты с еще несколькими игроками.
На женских футбольных матчах в России всегда мало зрителей. Но это поправимо. Посмотрите на США, у их сборной больше титулов, чем у мужской! Просто нужно внимание СМИ и большие победы. Когда наши гандболистки выиграли Олимпийские игры в 2016 году, родители сразу повели дочек в гандбольные секции. Будет успех, поведут и в футбол!
Отношение к девочкам в футболе до сих пор предвзятое. Иногда диву даюсь — женщина в тхэквондо, борьбе и даже боксе воспринимается более лояльно, чем футболистка. Часто бывает так, что девочка хочет играть и тренер видит в ней потенциал, но родители предпочитают отдать ее в более «женственный» вид спорта, например, в гимнастику.
Моя мама не сразу приняла то, что я хочу профессионально играть в футбол. Папа-то был сразу за. Пришлось принять мамино условие и параллельно с занятиями футболом окончить музыкальную школу. Мама очень переживала за меня, когда я играла (на поле, а не на фортепиано и домре!), я даже запрещала ей ходить на стадион. Каждое мое падение и столкновение было для нее огромным стрессом.
Гипотетически, я бы хотела поработать с мужской командой. Это не мечта и не цель, но было бы интересно. Помню, видела матч юношеских сборных Италии и Англии до 16 лет, тренером итальянцев была девушка. У нее был полностью мужской штаб, и все, игроки, коллеги, беспрекословно ее слушались. Тогда подумала, вот мне бы так! В конце концов, есть еще примеры — француженка Корин Дьякр, которая сейчас работает с женской сборной своей страны, три года успешно возглавляла мужской «Клермон». Причем я хотела бы именно тренировать, административная работа мне неинтересна.
Футболисток иногда обвиняют в том, что они бегают медленнее, чем мужчины и хуже борются. Понятно, что природу не обманешь, и в скорости женщины действительно уступают мужчинам. Но борьба в наших матчах очень интенсивная, а уж если футболистку разозлили на поле, то страсти будут кипеть круче, чем в любом мужском матче.
Я не диктатор и не демократ. Я требую от девочек дисциплины и на поле, и за его пределами, но не прессую их — в команде должно быть доверие. К тому же, футболистки во многом дисциплинированнее своих коллег-мужчин. Тренерская установка для них — это то, что надо выполнять беспрекословно. Мои слова ранее подтверждали и бывший тренер женской сборной России Игорь Шалимов, и Александр Григорян, выводивший женскую «Звезду-2005» в финал Лиги чемпионов. Оба сейчас работают в мужском футболе (Шалимов тренирует грозненский «Ахмат», Григорян — армянский «Урарту». — Прим. ред.) и знают, о чем говорят.
Активность футболисток в соцсетях — это хорошо. Например, Надю Карпову (нападающая испанской «Севильи» и сборной России — Прим. ред.) во многом прославил ее инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), у нее уже больше ста тысяч подписчиков.
Мой идеал тренера — Пеп Гвардиола, игрока — Лионель Месси. Из женщин больше всех нравится норвежка Ада Хегерберг, ставшая первой футболисткой, получившей «Золотой мяч», когда появилась женская номинация (приз лучшему игроку Европы, ежегодно вручаемый журналом France Football. Считается самой престижной индивидуальной наградой в футболе. — Прим. ред.)
Сейчас в составе женской команды «Зенит» 14 футболисток — они приехали в Петербург из разных концов страны и будут вести сине-бело-голубых к славе и трофеям.
В ролях
Екатерина Морозова
29 лет, защитница
Уроженка Кемерово точно не даст себя в обиду. В детстве параллельно с футболом занималась карате, имеет юношеский разряд по этому виду спорта. В Петербург (непитично!) переехала из Москвы.
Ксения Олексюк
16 лет, нападающая
В жилах Ксении течет сине-бело-голубая кровь. До «Зенита» профессионально играла исключительно в мини-футбол и теперь готова реализоваться в большом.
Ксения Батова
17 лет, нападающая
Как и Олексюк, Ксения Батова — воспитанница петербургской СДЮШОР «Аврора». В детстве наводила ужас на вратарей соперников, забивала им десятки голов и получала награды как лучший бомбардир турниров.
Елена Брусова
17 лет, нападающая
Елена успела попробовать себя в огромном количестве видов спорта, которые запросто могли вытеснить футбол. Она играла в волейбол, профессионально занималась городошным спортом (!) и даже получила звание мастера спорта по спортивному ориентированию.
Людмила Шадрина
27 лет, защитница
У Людмилы, которая теперь будет цементировать оборону «Зенита», хватает увлечений помимо футбола. Она владеет салоном красоты в Подмосковье, активно ведет «Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)». На левой руке Людмилы эффектное тату — стилизованная женщина-весы (знак зодиака Людмилы) и римская цифра V — это символ победы и номер, под которым Шадрина играет.
Вера Симоновская
22 года, полузащитница
В «Зенит» Вера приехала действующей чемпионкой России. Пока все отмахиваются от якобы несчастливого числа 13, она принципиально играет только под этим номером. В ЦСКА была душой компании и главной заводилой раздевалки, переезд в Петербург вряд ли сделает ее интровертом.