Ворваться в городок
Спустя шестнадцать лет после вторжения американских войск в Ирак ряд экспертов признает: вторжение было ошибкой, а за поимку Саддама Хусейна была заплачена слишком высокая цена. Esquire публикует историю охоты за диктатором, рассказанную ее непосредственными участниками.
Девятого апреля 2003 года Хусейн в последний раз появился на публике. После этого он просто исчез. В мае американский президент Джордж Буш поднялся на борт авианосца «Авраам Линкольн» и, встав под плакатом с надписью «Миссия выполнена», объявил об окончании активной фазы военных действий в Ираке. США привели к власти в стране лояльное временное правительство и разместили в государстве около 150 000 солдат.
Поиски Саддама не прекращались ни на день. Разведка следила за местностью к северо-западу от столицы — городом Тикрит и его окрестностями, где, как предполагали, должен был прятаться диктатор.
В погоне за колодой карт
Весна 2003
Генерал-майор Рэй Одьеро, командир 4-й пехотной дивизии: Иракцы боялись Саддама, пока он был у власти. Когда он исчез – боялись, что вернется. Для своего народа Хусейн был всемогущим, почти что богом. И тот факт, что ему удалось скрыться, только укреплял их страх.
Майор Брайан Рид, начальник штаба, 4-я пехотная дивизия: Наша разведка считала, что Саддам вернулся в места, откуда он родом.
Подполковник Стив Рассел, 4-я пехотная дивизия: Пришел приказ занять Тикрит. Это родной город Саддама.
Полковник Джеймс Хики, командир первой бригады, 4-я пехотная дивизия: Тикрит расположен на берегу Тигра, одной из двух главных рек Ближнего Востока. Сюда приходили британцы, персы, турки и римляне. Наша армия была одной из многих, занимавших эти места. Но только иракцы остались здесь.
Старший сержант Эрик Мэддокс, дознаватель: В охоте на Хусейна мы целиком полагались на разведданные и информацию, полученную от захваченных сторонников диктатора. Вместе с бойцами спецназа мы находили тех, на кого указывали пленные, допрашивали их, искали новых. Распутывая клубок, мы вышли на семью аль-Муслит – личных телохранителей Саддама.
Подполковник Стив Рассел: В июне к нам пришли два иракских бизнесмена. Мы усадили их в комнате с кондиционером, дали по банке Pepsi, и за следующие два часа они составили список имен тех, кто входил в ближний круг Хусейна и отвечал за его безопасность. Друзья, родственники, кумы, сваты. Список напоминал перечень персонажей из «Клана Сопрано».
Полковник Джеймс Хики: В списке были два человека, которые особенно нас интересовали. Одного из них звали Хадуши. Второго – Мохаммед Ибрагим аль-Муслит, он возглавлял личную охрану Саддама.
На вес золота
Июнь 2003
К концу весны разведданные, полученные оперативной группой, указывали на ферму Хадуши в 16 километрах от Тикрита. 18 июня американский спецназ занял ферму.
Старший сержант Шон Шоффнер, 4-я пехотная дивизия: На территории было полно хозяйственных и жилых построек, которые мы начали проверять. Мы заметили, что сад за домом недавно был перекопан. Начали копать и наткнулись на жестяной контейнер.
Майор Брайан Рид: Внутри мы обнаружили 8 миллионов долларов.
Фред Филмор, переводчик, 4-я пехотная дивизия: В конюшне мы выкопали еще четыре таких ящика. Они были доверху забиты драгоценностями. У солдат глаза на лоб полезли: они никогда не видели столько золота.
Старший сержант Шон Шоффнер: Мы нашли документы, свидетельства о рождении и заключении брака, личные фотографии семьи Хусейна. Сразу поняли: откопали что-то важное.
Полковник Джеймс Хики: На ферме Хадуши была закопана коллекция украшений первой жены Саддама, Саджиды Тульфах. Пять или шесть огромных ящиков, набитых драгоценностями.
Майор Майкл Рохат: После этой находки поняли, что идем верной дорогой. Нельзя случайно наткнуться на сундук с сокровищами, просто бродя по пустыне.
Политическая обстановка в Ираке накалялась. Повстанцы стали активно использовать самодельные взрывные устройства (СВУ), которые в последующие годы убьют и ранят тысячи бойцов войск коалиции.
Капитан Брэдли Бойд, 4-я пехотная дивизия: Повстанческое движение в стране трансформировалось из федаинов (члены радикальных революционных партий. –