Долговая яма
Кредиты на учебу, на покупки, на отпуск стали частью нашей жизни. Как и просьба о «беспроцентной ссуде», обращенная к друзьям или родным. Но некоторые не могут развязаться с долгами и превращают свою жизнь в тревожное ожидание новых требований. Почему? И как этого избежать?
Больше половины работающего населения России (около 45 млн) выплачивает кредиты. Каждый шестой должник (около 8 млн) не справляется с выплатами1. Интересно, что результаты опросов расходятся с этой реальностью: в случае нужды в деньгах 64% россиян намерены обращаться к близким и только 32% – в банк. Еще 13% планируют распродать личное имущество, этим последним долги не грозят. Но, вероятно, каждый из нас знаком с должником или сам побывал в этой роли. В такой ситуации одни отвечают по своим обязательствам, другие «крутят карусель» – берут в одном месте, чтобы вернуть в другом, до тех пор, пока им не перестают давать. И тогда – разрыв отношений, борьба с коллекторами, судебные запреты… Как получается, что некоторые не просчитывают свои возможности?
Вера в чудо
«У каждого из нас есть базовая иллюзия, что мир безопасен, без нее мы просто не могли бы существовать, – замечает гештальт-терапевт Надежда Руманова. – Ведь тогда нам пришлось бы помнить каждую минуту об опасностях, которые подстерегают нас повсюду, о том, что мы уязвимы и в конечном итоге смертны. Жить с таким психологическим фоном невозможно. Поэтому мы верим, что в целом в мире все в порядке. И если даже случится трудность, то мы найдем способ из нее выбраться». В целом эта идея поддерживает оптимизм, не дает опускать руки. Но иногда из-за нее же мы действуем на авось и не просчитываем риски, которые должны были бы просчитать.
«Мы верим в чудо, и эта вера возникает не на пустом месте, – добавляет клинический психотерапевт Сергей Медведев. – Чудеса случаются, большие или маленькие, у каждого в жизни были счастливые находки или неожиданные удачи. А еще вспомните сказки: Иван-дурак получает в жены царскую дочь, по щучьему велению исполняются все желания Емели». Захотел и получил, не в результате своих усилий (иногда даже вопреки им), а благодаря удаче и чудесным помощникам. И просто потому, что «человек хороший», – а в глубине души мы все себя считаем именно такими. Эта детская часть остается с нами и тогда, когда мы становимся взрослыми. Иногда она просыпается и может подтолкнуть к опрометчивым поступкам.
Это так по-детски
Необдуманное поведение, непросчитанные риски – результат двух, на первый взгляд, диаметрально противоположных причин, связанных с особенностями воспитания. Первая – когда ребенок становится центром жизни всей семьи, мама с папой, бабушки и дедушки бросаются к нему по первому зову, исполняют все его прихоти. «Ему не приходит в голову, что он может быть чем-то ограничен, – подчеркивает Надежда Руманова. – Он привыкает брать все, что хочет. Но у взрослого другие аппетиты, побольше, чем у ребенка. И если ему не хватает денег, он просто идет и берет их там, где может, чтобы немедленно получить желаемое». Он не задумывается о том, что эти деньги не его и их придется отдавать. То есть он знает об этом на уровне ума. Но чувства говорят ему другое: иди и возьми, что хочешь. Вторая причина – противоположная. Ребенок живет в системе жестких ограничений. Его желания не только не выполняются, он их даже не высказывает, потому что знает: это бесполезно. «Но сами-то желания никуда не деваются, они накапливаются вместе с энергией неудовлетворенности», – говорит гештальт-терапевт. И вот человек становится взрослым. Он наконец предоставлен сам себе и может получить то, что пожелает! Думает ли он о последствиях? Если даже такая мысль возникает, ее хочется отогнать, потому что она не соответствует минуте, настроению, кажется грустной или скучной. «Реже всего финансовые проблемы возникают у тех, кто рос в семье, где происходило систематическое обучение тому, как обращаться с деньгами, – продолжает Надежда Руманова. – Когда родители объясняют, как они сами ведут расходы, и дают ребенку карманные деньги, он привыкает рассчитывать свои возможности. Но если ему немедленно добавляют на все, на что ему не хватает, он обучается и этому. Обращаться с деньгами надо учиться, это непросто». Кроме того, тем, кто не умеет считать бумажные и железные деньги, труднее считать электронные, «невидимые» деньги, обращение с которыми требует мыслить символами. Такие действия возможны при развитом абстрактном мышлении. Которое страдает, когда нас захлестывают эмоции.