Трансграничный автомобильный переход Благовещенск — Хэйхе

ЭкспертОбщество

Ворота в Китай

Трансграничный автомобильный переход Благовещенск — Хэйхе и канатная дорога между этими городами дают Амурской области шанс стать главными сухопутными воротами между Россией и Китаем. Через эти ворота дальневосточные промышленники смогут круглогодично отправлять свою продукцию на сопредельную сторону. А жители — за шесть минут попасть в другую страну

Вадим Пономарев

Предоставлено пресс-службой губернатора Амурской области

Тридцать первого мая этого года российские и китайские строители с помощью металлических болтов состыковали воедино мост через Амур, соединяющий Амурскую область и провинцию Хэйлунцзян. Первые грузовики по этому переходу пойдут в 2020 году, когда на обеих сторонах моста заработают пограничные пункты пропуска. Однако уже сейчас это событие воспринимается как историческое, поскольку дает Амурской области шанс превратиться в крупнейший логистический сухопутный центр на Дальнем Востоке по торговле с Китаем.

Сбывшаяся мечта

По мере нарастания экономической мощи Китая он становится одним из основных внешнеторговых партнеров России. По данным департамента статистического анализа Главного таможенного управления КНР, товарооборот между двумя странами в 2018 году вырос на 27,1% по сравнению с 2017 годом и достиг 107 млрд долларов.

Дальнейшее наращивание товарооборота требует наведения новых мостов между Россией и Китаем, в том числе через реку Амур, где на протяжении почти трех тысяч километров два государства связывают только паромные переправы или сезонные ледовые дороги (зимники). И когда в период межсезонья они «встают» на три-четыре месяца, транспортное сообщение между странами прекращается.

Самая большая протяженность госграницы по Амуру — у Амурской области (1243 км). Поэтому первое международное соглашение, предусматривающее строительство в районе Благовещенска постоянного моста через Амур, было заключено еще в 1995 году. В 2015-м Россия и Китай договорились, что мост будет строиться и эксплуатироваться на основе концессии.

В последующие три года концессионер (российско-китайская компания «Амур (Хэйлунцзян)») за счет долгосрочного кредита от банка провинции Хэйлунцзян построила мостовой переход через Амур длиной более километра. Пять опор моста расположились на российской стороне, пять — на китайской. Затраты на российскую часть составили 13,6 млрд рублей, на китайскую (в пересчете на рубли) — 5,2 млрд. При этом Россия и Китай строили части моста из собственных стройматериалов, но по единым согласованным строительным нормам и правилам. В конструкции моста применены короткие пилоны с вантовыми элементами, которые стали силовой системой для несущих конструкций.

Мостовая конструкция была состыкована 31 мая этого года. Сдача в эксплуатацию всего перехода ожидается весной 2020-го: строителям необходимо доделать подъездные пути к мосту и построить на обеих сторонах пограничные пункты пропуска. На китайской стороне погранпункт начал строиться в марте этого года, на российской под него выделена площадка и 1,6 млрд рублей на постройку.

Проезд по мосту будет платным. Ориентировочная цена — две тысячи рублей за машину физлица и десять тысяч рублей за грузовик. Таким образом, расчетный срок окупаемости проекта для концессионера составит 16 лет.

Трансграничный поток

По мнению властей Приамурья, трансграничный мост Благовещенск — Хэйхе» существенно увеличит грузопоток между Россией и Китаем, сделает его регулярным и круглогодичным. Погранпункт Кани-Курган будет работать круглосуточно, поэтому в сутки через мост будет проезжать 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса, 68 легковых автомобилей и около 5500 человек. «Мостовой переход значительно удешевит логистику и создаст экономические предпосылки для реализации целого ряда инвестпроектов на территории области. В первую очередь это должно сказаться на объемах экспорта продукции сельского хозяйства. Мост позволит в разы увеличить товарооборот и поднимет торгово-экономические отношения России и Китая на качественно новый уровень», — рассказали «Эксперту» в правительстве Амурской области.

Под идею этого моста в Амурской области, по сути, были созданы две территории опережающего развития (ТОР), резиденты которых получают существенных налоговые льготы и административные преференции, — «Приамурская» и «Белогорск».

Первая ТОР площадью тысячу гектаров расположена на территориях Благовещенского, Ивановского, Тамбовского и Бурейского районов Амурской области и фактически примыкает к новому мосту. Сейчас там восемь резидентов, которые строят или уже ввели в эксплуатацию логистические мощности и производства удобрений, комбикормов, цементного клинкера и нефтепродуктов общей стоимостью 125 млрд рублей.

В ТОР «Белогорск» площадью три тысячи гектаров расположились восемь резидентов с совокупным объемом инвестиций 4,7 млрд рублей. Это производства по глубокой переработке сои, выпуску хлебобулочных изделий, переработке леса, промышленных отходов, производство лего-кирпича, шпона, металлоконструкций и литейное производство.

Наполнению моста Благовещенск — Хэйхе будет способствовать и строительство второго моста через реку Зея в Благовещенске общей протяженностью девять километров. В столице региона есть только один мост через эту реку, и он может не справиться с увеличением грузооборота с Китаем. Мост был построен в начале 1980-х и ни разу капитально не ремонтировался. Между тем уже сейчас реальная нагрузка на него превышает проектную в несколько раз. Поэтому второй мост через Зею — это необходимость. По предварительным расчетам, он будет стоить не меньше, чем мост через Амур: 20 млрд рублей. Однако осенью под него за 300 млн рублей (деньги регионального бюджета) уже будут выкуплены земельные участки, а правительство России приняло решение выделить на эту стройку в 2021 году из федерального бюджета 4,7 млрд рублей. Ожидается, что второй мост через Зею будет построен в 2024–2025 году.

Предоставлено пресс-службой губернатора Амурской области

До Китая за шесть минут

В июле этого года в Амурской области начался еще один уникальный проект — строительство трансграничной канатной дороги. Ее протяженность составит 973 метра. Она свяжет центр Благовещенска с центром Хэйхэ. По канатке добраться до соседней страны можно будет за шесть минут.

«Трансграничная дорога позволит легко перемещаться между нашими странами, увеличит туристический поток, станет точкой притяжения бизнеса. Да и сама по себе будет уникальным объектом, каких нет больше в мире», — сказал на церемонии, посвященной старту этого проекта, губернатор Амурской области Василий Орлов.

Канатная дорога будет состоять из четырех линий и работать по маятниковому принципу, как фуникулер. По канатам над Амуром будут ходить гондолы вместимостью 60 человек. Пропускная способность дороги — 457 человек в час и шесть-семь тысяч человек в день. Интервал между рейсами не превысит 12–15 минут. Планируемый ежегодный трансграничный поток пассажиров к 2024 году составит миллион человек.

Помимо канатной дороги проект включает в себя строительство четырехэтажных терминальных станций на площади 4,9 га. В каждом из этих зданий площадью 20 тыс. кв. м будут залы пункта пропуска и торговые помещения. Введение в эксплуатацию канатной дороги запланировано на второе полугодие 2022 года. Инвестором выступает группа компаний «Регион». Стоимость российской части строительства составляет 2,2 млрд рублей.

Таким образом, с вводом в эксплуатацию канатной дороги в Амурской области образуется новый грузопассажирский коридор между Россией и Китаем. Мост Благовещенск — Хэйхе будет способствовать росту грузооборота между странами, а канатная дорога — развитию пассажирского сообщения и туризма.

Справка

Общая длина мостового межгосударственного перехода Благовещенск — Хэйхе составляет 19,41 км, в том числе сам мост через Амур — 1080 м. Протяженность китайской части — 5,98 км, из которых мост — 40,33 м, российской части — 13,43 км, из которых мост займет 540,33 м. Граница ответственности российской стороны совпадает с серединой моста и с госграницей. Переход также включает в себя мост через протоку Каникурганскую, путепроводы, подъездную автодорогу к федеральной трассе.

Общая стоимость проекта — 18,8 млрд рублей. Стыковка мостовых конструкций российской и китайской сторон состоялась 31 мая 2019 года. Срок ввода мостового перехода в эксплуатацию будет синхронизирован со сроком завершения строительства пограничного перехода Благовещенск — Хэйхэ в 2020 году.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Серьезные игры Серьезные игры

Лидерами рейтинга франшиз стали обучающие и развивающие проекты

Forbes
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
Дым отечества Дым отечества

Сын Михаила Фридмана не избалован семейным теплом и деньгами

Forbes
Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит

Как подобрать онлайн-обучение, которое захочется пройти до конца?

Inc.
За свежим соком — в морозилку За свежим соком — в морозилку

В Москве открылись первые магазины свежезамороженной продукции «Фреш Фрост»

Эксперт
10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни 10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни

Что говорить ребенку, чтобы он вырос гармоничным и счастливым человеком?

Psychologies
15 мыслей Сергея Мазаева 15 мыслей Сергея Мазаева

Основатель группы «Моральный кодекс» подвел пару итогов

GQ
Вдохновленные превосходством Вдохновленные превосходством

Квантовая гонка: за что борется Россия и какие имеет шансы на победу?

Монокль
Стресс-тест большого угля Стресс-тест большого угля

Расширение портовых мощностей по перевалке экспортного угля

Эксперт
Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото

Купе-кроссовер Geely Tugella: что стоит знать о нем

РБК
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Ученые нашли ответ на вечный вопрос: как быть счастливым

Вокруг света
«Она была актрисою» «Она была актрисою»

О своих страхах и надеждах, красоте и эпохе рассказала актриса Ангелина Стречина

OK!
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит

Почему мужчины обращаются к своим женам, а не к психологам?

Psychologies
Ар деко и машинки зрения Ар деко и машинки зрения

Как ар деко нарушает законы логики и перспективы

Знание – сила
Только не сегодня Только не сегодня

10 главных причин, почему его больше к тебе не тянет

Лиза
От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире

Представители каких профессий, как правило, наслаждаются своим делом?

ТехИнсайдер
Нечетная горбуша Нечетная горбуша

Известную рыбу горбушу следует рассматривать как два отдельных вида

Знание – сила
Вспомним Энтони Бурдена Вспомним Энтони Бурдена

Гастроэксперт Иван Глушков — о том, что и где есть и пить в Японии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Самая близкая химия Самая близкая химия

Академик Степан Калмыков — о том, насколько Менделеев повлиял на развитие химии

Наука и жизнь
Корневая система Корневая система

О вопросах идентичности, которые сегодня исследуют художники в своем творчестве

Grazia
В чем горе В чем горе

«Вечная зима»: драма о бессмысленности силы

Weekend
Мир велик, как баобаб Мир велик, как баобаб

На скольких языках говорят африканцы?

Знание – сила
Славянская гимнастика Славянская гимнастика

Упражнения для гармонии тела и духа, которые стоит попробовать

Лиза
Машина времени Машина времени

Как Дэниел Аршам стал главным художником мировой luxury-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Жизнь Ли Жизнь Ли

Кейт Уинслет о своем новом фильме «Ли» и истории Ли Миллер

Grazia
Шеф, а что с зарплатой? Шеф, а что с зарплатой?

Почему тебе давно не повышали оклад и как изменить ситуацию

Лиза
ДНК всемогущая ДНК всемогущая

Можно ли узнать все о своем происхождении благодаря генетическим исследованиям?

Grazia
Зерновой откат Зерновой откат

Как снижение технологичности посевов повлияет на производство

Агроинвестор
Путешествие Ленга в Томбукту Путешествие Ленга в Томбукту

Шотландец, француз и полумифический мусульманский город

Знание – сила
Открыть в приложении