Владимир Кошевой — о том, какой ценой актерам даются сыгранные ими роли

ЭкспертЗнаменитости

Владимир Кошевой: «Я думал, что точка поставлена и играть в спектакле я не буду»

Исполнитель ролей Сталина и Раскольникова — о том, какой ценой актерам даются сыгранные ими роли

Вячеслав Суриков

Актер театра и кино Владимир Кошевой. Предоставлено пресс-службой Театра Наций

Владимир Кошевой относится к числу актеров с невероятно широким драматическим диапазоном. На сцене Национального (Александринского) театра он играет главные роли в противоположных по интонации спектаклях Валерия Фокина: «Рождение Сталина» и «Женитьба». Его кинематографическое амплуа — утонченные аристократы. Он дважды создавал экранные образы Феликса Юсупова в фильме «Заговор» (2007) и в сериале «Григорий Р.» (2014). На сцене Театра Наций в спектакле «Наше все… Тургенев. Метафизика любви» он играет одновременно двух писателей: Ивана Тургенева и Луи Виардо. Одна из самых значимых ролей в его карьере — Родион Раскольников в сериале «Преступление и наказание». При этом он может появиться в роли невзрачного Арика — не похожего ни на одного из его предыдущих персонажей — в фильме Валерий Тодоровского «Одесса». «Эксперт» поговорил с Владимиром Кошевым о том, что для него значат сыгранные им роли и как ему удается переключаться между столь не похожими друг на друга персонажами.

— Как у вас получается на сцене одного и того же театра играть таких разных персонажей, как Сталин и Подколесин?

— Я благодарен судьбе за то, что у меня есть шанс быть разным. Большинство актеров зажаты в рамках типажей и играют один и тот же набор ролей. Но я не ищу ролей. Мне их предлагают, и я или соглашаюсь, или нет. Главная роль в «Рождении Сталина» для меня важный этап становления как актера. Я не знал, как подступиться к Сталину. Все было не так, все было не то. С Валерием Фокиным я сделал три роли, и каждая из них далась мне очень тяжело. Каждый раз мне приходилось сдирать с себя весь предыдущий опыт и становиться другим, каким я еще никогда не был.

— Что от вас потребовала роль Сталина? Как вы перевоплощались в этого персонажа?

— Я веду дневники, и перед каждым спектаклем я открываю те записи, которые делал во время репетиций. И нахожу в этих записях что-то новое, хотя этим тетрадкам три года. И в зависимости от того, какой фрагмент моих дневников попадается мне на глаза, меняется спектакль и меняется роль. Когда я работал над ней, я был максимально собран, где бы ни находился: в метро, в такси, в самолете. Однажды я заметил, что все на меня смотрят. Я увидел, как все в какой-то момент поворачиваются в мою сторону, и стал пользоваться этим на сцене. Ничего специально не делая, я добивался напряжения на сцене, когда никто не понимает, чего от меня можно ждать в следующий момент: стулом я запущу или поцелую. Я очень долго для этого героя искал выражение глаз, потому что они и притягательные, и страшные. Я пробовал один цвет линз, другой. У него были особенные глаза, очень яркие, желто-зеленого цвета, как у змеи. В Париже я случайно попробовал черно-коричневые линзы, и они подошли. Я надел их и поехал в метро. Это был очень интересный опыт.

Владимир Кошевой в роли Подколесина в спектакле Валерия Фокина «Женитьба» на сцене Национального (Александринского) театра. Предоставлено пресс-службой Театра Наций

— Я не подозревал, что для создания образа на сцене актерам приходится подбирать линзы.

— Для роли Сталина мне нужна была мешковатая одежда, что-то такое бесформенное, лишенное конкретики, чтобы узнаваемым был только абрис. Я измучил художника по костюмам Нику Вылегжанинову, прежде чем мы случайно нашли пиджак на два-три размера больше моего и шарф, как на знаменитой фотографии (снимок батумского жандармского управления 1902 года. — «Эксперт»). Я не знаю, как это работает, но я играю в настоящих портянках, потому что он не носил носки. Благодаря армейскому опыту я их меняю за кулисами в темноте за одну секунду.

— На каком этапе работы над ролью этот персонаж стал получаться?

— В какой-то момент Валерий Владимирович сказал: «Вот это да. Вот это уже годится». Репетиции начинались в десять утра. К этому моменту я был уже в гриме и костюме. На каждой репетиции все должно было быть готово к тому, чтобы я начал с высокой ноты, чтобы сразу случился эмоциональный взрыв. Поэтому в восемь часов я уже был в театре, гримировался и проходил все мизансцены. Начиналась репетиция. Валерий Владимирович говорил: «Это правильный тон. Верное направление». И я почувствовал, что идет принятие.

Фокин очень жесткий режиссер. Если какой-то эпизод не идет, он скажет «нет», и не будет ничего объяснять. Просто: «Нет». Пробуешь еще раз: «Нет». И надо приладиться к режиссеру, чтобы услышать «да». И когда я услышал «да», у меня выросли крылья, и я даже начал что-то предлагать. Фокин отвел меня к себе в кабинет и сказал: «Владимир Олегович, режиссировать будете у себя дома на кухне».

После этого «да» образ Сталина стал более четким. Но до него надо было дожить. Я несколько раз уезжал. Думал, не выдержу. Эта работа не была гладкой. Когда я в очередной раз понял, что все не то, сел в машину, поехал в аэропорт, и звонит Валерий Владимирович: «Ну что? Завтра репетиция в десять?» А я думал, что точка поставлена и играть в спектакле я не буду.

— Но он же вас выбрал! Какие после этого могут быть сомнения?

— Значит, я должен был дойти до эмоционального слома, чтобы после полностью подчиниться воле режиссера. Бывает так, что, пока с тебя не содрали кожу, пока ты не начинаешь чувствовать, что ничего собой не представляешь, ты не можешь начать работать с режиссером. То же самое у меня было с Дмитрием Светозаровым (режиссер сериала «Преступление и наказание». — «Эксперт»). Мне казалось, Дмитрий Иосифович в меня верит, и вдруг он говорит: «Нет, не годится». И тогда думаешь: «На черта это все надо? Сидел бы дома».

Владимир Кошевой в роли Сталина в спектакле Валерия Фокина «Рождение Сталина» на сцене Национального (Александринского) театра. Предоставлено пресс-службой Театра Наций

— Насколько для вас важен режиссер?

— Меня и режиссера разделяет большая дистанция. Я поражаюсь, когда режиссер приходит на репетицию и никто из артистов не встает. Для меня режиссер — это учитель, человек, которому можно довериться и идти за ним. Единственный режиссер, с кем я мог общаться на расстоянии «трех сантиметров», — Кирилл Семенович Серебренников. Фокин, Светозаров или Тодоровский — они где-то там, в другой галактике. Это каста людей, которых сформировала другая страна. Я тоже человек из другой страны. Мне сорок шесть лет. Я человек из восьмидесятых годов прошлого века. В сегодняшнем дне мне мало что интересно.

— Как вы работали с Максимом Диденко в «Черном русском»?

— Это бы вызов театральной общественности. Все говорили, что это не театр, это балаган. Не все артисты выдерживали общение со зрителем глаза в глаза. Мало того, зрители были в масках, а артисты без масок. У Макса все построено на движении, а у меня прежде не было подобного опыта. Разве что в «Игроке» (спектакль Романа Мархолиа на сцене БДТ. — «Эксперт») я пытался что-то самостоятельно придумать. Раньше я комплексовал, что не умею двигаться, и однажды пришел в танцевальный класс к Пине Бауш (немецкая танцовщица и хореограф. — «Эксперт»). Она поставила музыку и говорит: «Давай, двигайся». Я начал что-то изображать. Она спрашивает: «А кто хореограф?» Отвечаю: «Я импровизировал». Она: «Не верю. Это постановочные движения». Я говорю: «Это я сам придумал». Она: «Никого не слушай! Ты замечательно двигаешься».

И Макс точно так же меня отпустил. В «Черном русском» я импровизировал. И хореограф не ругал меня за это, а, наоборот, говорил: «Это оставим. Закрепим». Я все делал по-своему. Диденко всех объединил, закрутил так, что всем было интересно, несмотря на разницу поколений. Он разговаривал с нами на птичьем языке и нас заставил на нем разговаривать.

— С кем проще: с режиссерами-богами или с режиссерами-сверстниками?

— Режиссер всегда будет недоволен. Хороший режиссер, даже если он сверстник, все равно будет все время заставлять тебя двигаться вперед. Это не только контроль качества спектакля, это еще и рост внутри роли. Сталин три года спустя после премьеры стал мощнее, реакция на него стала страшнее. И время поменялось. «Игрока» я играю восемь лет. Казалось бы, что такого, а все равно у этого спектакля потолка нет. Потому что его уровень задает Светлана Крючкова. Как только она выходит, то занимает все пространство, и мы с Полиной Маликовой (актриса БДТ. — «Эксперт») должны отобрать свой кусок «пирога» внимания. Перед каждым показом спектакля «Рождение Сталина» проходит сложнейшая репетиция, и ты должен быть ней готов. На каждой репетиции, на каждом показе к этому спектаклю что-то добавляется.

— Спектакли репетирует сам Фокин?

— Он не может пропустить репетицию. Его спектакли и живут так долго, потому что артисты все время проходят тренинг. Они все время в тонусе, они держат планку и играют в тон сегодняшнего дня. Все меняется: зритель, время, контекст, — и Валерий Владимирович все это чувствует.

— Сколько времени занимает подготовка к показу спектакля, после того как состоялась его премьера и он уже сыгран много раз?

— У меня был опыт, когда мне в один вечер надо было сыграть «Сталина», а на другой день — «Женитьбу». Так сложилось. За день до того, как играть «Сталина», я не могу себе позволить пойти с кем-то разговаривать или фотографироваться. Настроение портится уже с утра. Портится аппетит. И мне надо к этому готовиться. В этот день я мало разговариваю по телефону. Если кто-то звонит, я стараюсь отвечать очень коротко, чтобы не нахамить. После спектакля мне надо, чтобы в гримерной никого не было. Я отправляю всех гримеров и костюмеров. Сижу час. И когда раздается звон ключей, выхожу. Сейчас я сижу не час. Сейчас уже полчаса. Но премьерные спектакли мне давались очень трудно.

— За день запускается внутренний механизм, который начинает создавать образ?

— В день спектакля за завтраком я обязательно смотрю советские комедии: «Любовь и голуби» или «Служебный роман», «Старики-разбойники», «Вокзал для двоих», отвлекаюсь. Либо советские мультфильмы. Это традиция сложилась еще во время репетиций.

Помимо ролей в театре и кино Владимир Кошевой выступает с программами, в которых читает тексты Иосифа Бродского и Корнея Чуковского. Фото: Олег Сердечников

— Как вы потом Подколесина сыграли?

— После «Сталина» я стал думать, как же мне его сыграть, и не мог прийти в себя. Надо торопиться возвращаться обратно, не получается. Сна нет. Разговаривать ни с кем не могу. А завтра спектакль. Я отключил телефон, включил фильм ужасов и начал смеяться. Когда я на следующий день сыграл Подколесина, Фокин мне сказал: «Сегодня какой-то акварельный спектакль получился». Мне было важно, что я смог себя преодолеть.

— В обычной ситуации сколько у вас еще потом продолжается это состояние после «Сталина»?

— Я прихожу в себя только к утру следующего дня. Ночью сна нет: лежу, смотрю в потолок. Как минимум два дня выпадают из жизни. У меня так же с Раскольниковым было. Меня все пытали: как это происходит? Очень просто. Чтобы начать говорить языком Достоевского, чтобы произнести все написанные им слова со всеми запятыми, точками и оборотами, я перед съемками молчал две недели. А ведь в его монологах еще и юмор должен звучать, он неявный, но он есть.

— Три часа спектакля требуют от актеров столько энергии, такой сложной многодневной подготовки… А оно того стоит?

— Однажды я играл циркача. И мне нужно было научиться жонглировать за короткий срок. Меня привели в цирк на Фонтанке. И там я встретил клан жонглеров — людей, которые занимаются жонглированием всю жизнь, совсем юных артистов и пожилых. Они встают в шесть утра, и пока не начнется вечернее представление, все время тренируются: разговаривают и что-то подкидывают вверх. Когда мы с Кириллом Серебренниковым репетировали в Большом театре, артисты балета приходили на репетицию измочаленные после класса. Во время репетиций, пока я прохожу свою роль, они не стоят на месте, они все время в движении, если они не танцуют, они разогреваются. Это колоссальный труд. Три минуты танца на сцене, и никто не подозревает, какой подготовки это требует.

— Все те роли, которые вы сыграли, насколько они были для вас желанны? Насколько охотно вы становились всеми теми персонажами, которых вам предлагали?

— Они не были желанными. Мне казалось, что как актер я буду развлекать людей. Мне хочется смешить, превращать жизнь в праздник. Счастье и жестокость моей профессиональной судьбы в том, что все сыгранные мною роли не имеют ко мне никакого отношения. Я другой. Это и есть та самая закулисная жизнь. Если бы не этот разговор, я бы никогда не стал об этом говорить публично. Мне кажется, что рассказывать об этом неловко и стыдно.

Раскольников, Юсупов… Не знаю… Пожалуй, мне ближе всего образы, созданные в фильмах Ирины Евтеевой (Герцог в «Маленьких трагедиях», Александр Каур в «Арвентуре», Велимир Хлебников в «Мелодиях странного дерева». — «Эксперт»). Я очень ждал роль Хлебникова, потому что любил этого поэта. Как и Николая Гумилева (роль в мини-сериале «Луна в зените». — «Эксперт»). Для меня очень важны чтецкие программы, которые я сделал с Михаилом Елисеевым по стихам Иосифа Бродского и Корнея Чуковского. Это то, чего мне хотелось. Всех остальных ролей я не ждал. Я как-то для себя сформулировал, что артист не может желать ролей, они приходят к нему сами. А тем, что пришли, не нужно сопротивляться. Есть такая поговорка: хочешь, чтобы актер провалился, дай ему роль, которую он хочет сыграть. Нужно быть очень сильным и уверенным в себе человеком, чтобы делать только то, что ты хочешь. Я только сейчас, к своим сорока шести годам, могу себе это позволить.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Китайский марксизм на службе новой эпохи Китайский марксизм на службе новой эпохи

В Китае окончательно закрепилась концепция социалистической рыночной экономики

Эксперт
Нам это (не) нужно? | Do We (Not) Need It? Нам это (не) нужно? | Do We (Not) Need It?

Оценка воздействия социальных предприятий в России

Позитивные изменения
Не сидят в нишах Не сидят в нишах

Смогут ли банки маркетплейсов и торговых сетей потеснить традиционных игроков?

Эксперт
50 «идеальных» убийств: как анализ почерка и речи помогает раскрывать преступления 50 «идеальных» убийств: как анализ почерка и речи помогает раскрывать преступления

Глава из книги «Сам или помогли?» — о раскрытии убийств по почерку

Forbes
Михаил Горбачев: «человек из позавчера и послезавтра» Михаил Горбачев: «человек из позавчера и послезавтра»

Человек, который пришел к власти слишком поздно для своего времени

Эксперт
Софья Евстигнеева: Софья Евстигнеева:

Софья Евстигнеева не представляет жизни без театра и очень любит съемки в кино

Коллекция. Караван историй
Взвесить свинью неинвазивно Взвесить свинью неинвазивно

Цифровая трансформация и диверсификация положительно влияет на агрохолдинги

Монокль
Работа в минус: как тренироваться, чтобы сбросить вес Работа в минус: как тренироваться, чтобы сбросить вес

Задали эксперту пять самых важных вопросов о тренировках

Правила жизни
У самок пещерных вшей есть У самок пещерных вшей есть

Животный мир полон восхитительно странных гениталий

ТехИнсайдер
Дорога в «парадиз» Дорога в «парадиз»

В августе 1700 года Пётр начал, без объявления, войну со Швецией

Дилетант
Призраки прошлого: как я жил в Аушвице — воспоминания ребенка узников концлагеря Призраки прошлого: как я жил в Аушвице — воспоминания ребенка узников концлагеря

Рассказ Миколая Гринберга о жизни на территории Аушвица

Psychologies
«Самый глупый маньяк»: история таксиста и серийного убийцы Дмитрия Лебедя «Самый глупый маньяк»: история таксиста и серийного убийцы Дмитрия Лебедя

На трех листах Лебедь написал список с 80 именами, и заявил, что убивал с 15 лет

VOICE
Евгений Герасимов: Евгений Герасимов:

Евгений Герасимов поделился своими амбициозными творческими планами

Коллекция. Караван историй
«Аж трясет!»: 5 шагов, чтобы справиться с внутренней дрожью, — мнение психосоматолога «Аж трясет!»: 5 шагов, чтобы справиться с внутренней дрожью, — мнение психосоматолога

Как возникает внутренняя дрожь? Что поможет справиться с тревогой?

Psychologies
3 шага, которые помогут избежать конфликтов с коллегами (даже если вы говорите на разных языках) 3 шага, которые помогут избежать конфликтов с коллегами (даже если вы говорите на разных языках)

Как вернуть эффективность и удовольствие в рабочее общение

Inc.
Севастьян Смышников: Севастьян Смышников:

Сева Смышников — о том, как делал первые шаги в столице, и о планах на будущее

Коллекция. Караван историй
Как люди выживают на Крайнем Севере: жизнь за Стеной Как люди выживают на Крайнем Севере: жизнь за Стеной

Жизнь вблизи полюсов похожа на выживание людей за Стеной, как в «Игре престолов»

ТехИнсайдер
«Новый год — новый я»: почему и как нужно менять свои привычки? «Новый год — новый я»: почему и как нужно менять свои привычки?

Подходит ли наша неспокойная ситуация для того, чтобы совершенствовать себя?

Psychologies
Жуткое озеро Поянху: какие тайны скрывает в себе китайский Бермудский треугольник? Жуткое озеро Поянху: какие тайны скрывает в себе китайский Бермудский треугольник?

История загадочного озера Поянху

ТехИнсайдер
Обойдемся без капель Обойдемся без капель

12 способов снять отек и заложенность носа

Лиза
Ошибки при лечении щитовидки — эндокринолог объясняет, что пациенты с гипотиреозом делают не так Ошибки при лечении щитовидки — эндокринолог объясняет, что пациенты с гипотиреозом делают не так

Какие детали нельзя упускать при гипотиреозе

VOICE
Лекарство от астмы оказалось способно возвращать утраченные воспоминания Лекарство от астмы оказалось способно возвращать утраченные воспоминания

«Забытые» воспоминания могут быть восстановлены

ТехИнсайдер
Как выбрать матрас для секса Как выбрать матрас для секса

Насколько ваша кровать подходит для секса?

Maxim
Cadillac XT4 и европейские ценности Cadillac XT4 и европейские ценности

Cadillac способен выпускать не только монументальный Escalade

4x4 Club
Альфрид Лэнгле: «Мы все слабее понимаем истинную ценность жизни» Альфрид Лэнгле: «Мы все слабее понимаем истинную ценность жизни»

Почему потеря смысла — главная проблема XXI века?

Psychologies
Как выбрать спальный мешок для автомобиля? Как выбрать спальный мешок для автомобиля?

Какой спальный мешок надо купить, чтобы комфортно ночевать в автомобиле?

4x4 Club
Медвежья услуга: почему слишком активное желание помочь не всегда приносит пользу Медвежья услуга: почему слишком активное желание помочь не всегда приносит пользу

Отрывок из книги психотерапевта Илсе Санд «Исцеляющие беседы»

Forbes
Почти 40% оставшихся лесов Амазонки деградируют из-за деятельности человека Почти 40% оставшихся лесов Амазонки деградируют из-за деятельности человека

На тропические леса Амазонки влияет не только обезлесение

ТехИнсайдер
8 способов вывести токсины из организма, которые действительно работают 8 способов вывести токсины из организма, которые действительно работают

Эти 8 способов очистки организма не скажутся негативно на вашем здоровье

ТехИнсайдер
«Незнакомец для самого себя»: как понять, что вы бежите от реальности «Незнакомец для самого себя»: как понять, что вы бежите от реальности

Принимаем ли мы реальность по-настоящему?

Psychologies
Открыть в приложении