Наши поезда станут не только быстрыми и надежными, но и харизматичными

ЭкспертHi-Tech

«Точка». Точка? Запятая!

В ближайшие годы наши поезда станут не только быстрыми и надежными, но и харизматичными. Как и положено визитной карточке «железнодорожной» страны

Александр Астапов

О том, что в России дизайн — как явление, бизнес и школа — был и есть, известно не только тем, кто в 1980-е засыпал со свежим номером «Технической эстетики» под подушкой. Силами и «заводских», и «независимых» (были и такие) дизайнеров, и сотрудников ВНИИТЭ (Всесоюзного НИИ технической эстетики) отечественная школа дизайна, хоть и медленно, отвоевывала себе место у любимой партийными деятелями установки «Скопируйте на Западе и упростите под наши условия». И теперь, спустя четверть века после кончины и большинства заводов, и ВНИИТЭ, мало кого удивляет известие, что ведущим дизайнером авто-, мото- или станкостроительной компании стал кто-то с русской фамилией и дипломом российского вуза.

Не редкость и присуждение российским дизайнерам главной премии в отрасли — Red Dot Award. Например, у Ярослава Рассадина (экс-Marussia, ныне «Сберавтотех») их аж две, полученные в 2007-м и 2020-м. Первая за самовар, вторая за термос.

Но «Красная точка» за более крупнокалиберное изделие — это для нас в новинку. Тем более за поезд: железнодорожный транспорт в нашей стране выделялся мощью и длиной, но отнюдь не красотой, а подавно оригинальностью. Тем ценнее Red Dot Award, присужденная компании 2050.ЛАБ за концепт электрички AIRSCP. Заказчиком разработки выступил крупнейший российский производитель железнодорожной техники Трансмашхолдинг, который рассматривает возможность создания двухэтажного электропоезда.

Дизайн-концепт AIRSCP

Народная панорама

AIRSCP — это airscape («вид на небо»). Главная идея поезда заключается в том, чтобы дать пассажирам возможность смотреть не только на впередистоящее кресло и лишь части из них — в окно, а всем — в стороны и вверх, а избранным еще и вперед, сидя у огромного лобового стекла над кабиной машиниста. Как на передних рядах двухэтажных автобусов (например, Neoplan Skyliner). Как в «обзорных» вагонах американских дальних поездов.

Но «американцам», построенным более полувека назад, и не снилась такая площадь остекления. А главное, здесь нет ни «обзорных», ни спальных (купейных) вагонов, только сидячие, в Штатах обычно используемые теми, кому ехать недалеко. Ведь AIRSCP задуман не «дальнобойным», а обычным пригородным и межобластным поездом. Как «Ласточки» (по сути, русифицированные Siemens Desiro), как не менее знакомые москвичам двухэтажные ЭШ2 швейцарской Stadler. Разработки иностранные, резонно, что время отказа от «иномарок» придет в РЖД скорее раньше, чем позже, поэтому концепция от 2050.ЛАБ своевременна.

И дело здесь отнюдь не в ура-патриотизме. И даже не в том, что каждая страна, претендующая на статус «железнодорожной» (США, Франция, Германия, Япония), имеет свой подвижной состав со своим лицом, во многом работающим и на образ страны в целом. По словам Максима Чащина, директора дизайн-студии (а по сути — главного по собственно дизайну в 2050.ЛАБ), поезд задуман таким, чтобы сделать обычную ежедневную поездку из пригорода в город увлекательным путешествием, и это должно стать еще одним аргументом предпочесть дорогу на работу на поезде личному автомобилю.

«Челюсть» AIRSCP — потомок скотоотбойных решеток паровозов

К тому же концепция предусматривает не только «набивание» салона креслами. Здесь могут быть оборудованы детские игровые площадки, зона отдыха, бар — что угодно. А в передней части «балкона» могут быть как кресла бизнес-класса, так и смотровая площадка с барными стульями. Благо высота интерьера на втором этаже — два с половиной метра. А вот что особо подчеркивают Чащин и его коллеги (в том числе Никита Павлов, дизайнер проекта), так это отказ от элитарности и «премиальности» состава. В отличие от других проектов (в том числе реализованных в Европе) «панорамных» поездов AIRSCP придуман именно как массовый транспорт. И как реализуемый «здесь и сейчас» по имеющимся технологиям — именно поэтому состав задуман как управляемый машинистом, хотя, конечно, ничто не мешает в будущем перевести его на беспилотность, дав пассажирам еще две просторные смотровые площадки.

Не исключено, что при реализации идеи дойдет дело и до спальных вагонов. Ведь такая машина — отличный вариант и для дальних туристических маршрутов, как у упомянутых американских поездов, которые ходят через всю страну (например, от Лос-Анджелеса до Сиэтла) и привлекают туристов потрясающими видами со второго этажа. И хотя Штаты куда более «мультипейзажная» страна, чем Россия, у нас тоже есть на что полюбоваться не украдкой через плечо соседа — кто катался по США и РФ на мотоцикле или автомобиле, подтвердит.

Отдельно отмечу «лицо» поезда с S-образной передней частью. Энергичный переход от обратного наклона передней стенки на первом этаже к прямому, причем с большим углом, на втором, посаженные на массивную выпирающую «челюсть» в нижней части корпуса — безусловная удача Максима со товарищи. Уверенность идущего алабая, при этом лишенная малейших угрожающих ноток, — пожалуй, удачнейший образ для машины, рожденной ездить среди снегов и буранов.

Айкидо по-чащински

Но если AIRSCP — работа на перспективу, то маневровый промышленный (предназначенный для работы на внутризаводских и подъездных путях) тепловоз ТЭМ23 — уже почти сегодня. Находящийся в стадии прототипа, он уже готовится к производству на Брянском машиностроительном заводе, входящем в Трансмашхолдинг.

И здесь Чащин с коллегами работали даже не в кандалах (технологические, технические и компоновочные решения в этом классе локомотивов отработаны до звона и полета фантазии не допускают) а в натуральных смирительных рубашках. Дело в том, что незадолго до этого была принята базовая концепция дизайна (так называемая дизайн-ДНК), разработанная для Трансмашхолдинга ателье ItalDesign. Не то чтобы решения итальянцев совсем плохи, но… Компания, от былой славы которой осталась лишь вывеска, промышляющая типовыми решениями для непритязательных клиентов, разработала очередной набор банальностей, характерный скорее для Китая и окрестностей (вроде трамвая для Гуанчжоу, нарисованного ID три года назад), чем для европейской стилистики. Но топам ТМХ понравилось, деньги уплачены, базовый стиль принят… короче, команда «Не рассуждать».

А Чащин с коллегами осмелились-таки подумать — и не трогая рамки, заданные итальянцами (точнее, сделав их в буквальном смысле рамками — шестиугольными вместо «разинутой рыбьей пасти», наиболее приличного эпитета, что я слышал об итальянской работе), умудрились создать собственный дизайн. Не противоречащий по формальным признакам, но оригинальный по сути. Лаконичный, пропорциональный — и, что важнее, одновременно вписывающийся в среду обитания и при этом выделяющийся из нее (что немаловажно как минимум в целях безопасности). Классическое прочтение идеи промдизайна как красоты функции. Столь же грамотно продумали и интерьер кабины: сказались опыт и талант Чащина — пожалуй, лучшего «автоинтерьерного» дизайнера в стране.

…Разбирая (в прикладных и отнюдь не медийных целях) архивы с фотографиями наследия ВНИИТЭ — автомобилями, велосипедами, тракторами и мотороллерами, разработанными в стенах института (включая республиканские филиалы), я обнаружил сходство стиля 2050.ЛАБ с манерой работы Валентина Кобылинского, выдающегося «институтского» дизайнера ушедшей эпохи. До советских людей добрались лишь некоторые его работы (БелАЗ-540/548, ДТ-175, кабина МТЗ), большинство же (среди них актуальные даже по нынешним временам работы) утонуло в аппаратных играх советского «партхозактива». Хотелось бы работам лабовцев и лично Максима Чащина лучшей судьбы. Особенно AIRSCP. Даже не потому, что работа сама по себе выдающаяся. Просто потому, что главное биологическое отличие человека от свиньи (возможно, и сделавшее его человеком) — умение смотреть на небо. Я не только про заходящее наверх остекление второго этажа.

1973 год. Макет 115-тонного самосвала «БелАЗ». Автор: Валентин Кобылинский (ВНИИТЭ)

Фото предоставлено 2050.ЛАБ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Песнь льда и пломбира Песнь льда и пломбира

Лиза Туктамышева – просто красивая девушка, которая любит мороженое!

Maxim
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
«Глаза» для беспилотников «Глаза» для беспилотников

Автомобили с круглой нашлепкой на крыше сегодня на дорогах уже не редкость

Популярная механика
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Политическая пестрота Франции: всё о кандидатах в президенты Политическая пестрота Франции: всё о кандидатах в президенты

Как Эммануэль Макрон преодолел все кризисы, и о чем мечтает тройка конкурентов

Эксперт
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

Как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях

Правила жизни
Патрик Херхольд Патрик Херхольд

«Решение проблемы декарбонизации — это вызов для всего мира»

РБК
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
Как Азербайджан превращает Карабах в «инфраструктурную витрину» Как Азербайджан превращает Карабах в «инфраструктурную витрину»

Репортаж с территорий, перешедших азербайджанцам после войны с армянами

Эксперт
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
Психоскопия ближнего поля Психоскопия ближнего поля

Даже за совсем умозрительной фантастикой может скрываться серьезная научная база

N+1
Исследование: какие напитки заставляют вас ходить в туалет чаще Исследование: какие напитки заставляют вас ходить в туалет чаще

Рейтинг из девяти напитков, которые заставят вас бежать в туалет

ТехИнсайдер
25 дней под землей 25 дней под землей

«Ведомости. Спорт» вспоминает подробности похищения звезды «Барселоны» — Кини

Ведомости
Как победить прокрастинацию Как победить прокрастинацию

Не можете избавиться от привычки откладывать дела на потом?

ТехИнсайдер
Что такое тест СМИЛ (MMPI) и для чего он нужен Что такое тест СМИЛ (MMPI) и для чего он нужен

Что такое тест СМИЛ и как его проходить правильно

РБК
Ученые назвали главные факторы того, почему вы чувствуете себя уставшим Ученые назвали главные факторы того, почему вы чувствуете себя уставшим

Почему взрослые люди чувствуют себя постоянно уставшими?

ТехИнсайдер
Рыбная отрасль на спаде Рыбная отрасль на спаде

Как рыбный сегмент завершил 2024 год и чего ожидать в 2025-м

Агроинвестор
Постельные сцены Постельные сцены

14 фактов о сне, которые сделают твои ночи комфортнее

Лиза
За гранью человеческого За гранью человеческого

Как воспринимают мир существа, наделенные нечеловеческими чувствами?

Вокруг света
Британская жемчужина Британская жемчужина

О яхте Pearl 82 без пафосных слов

Y Magazine
Маргарет Этвуд и Миучча Прада: женщины, которые вошли в рейтинг 50 Over 50 Forbes USA Маргарет Этвуд и Миучча Прада: женщины, которые вошли в рейтинг 50 Over 50 Forbes USA

Некоторые из тех, кто доказывает, что возраст — не помеха достижениям

Forbes
Игорь Кузьмичев Игорь Кузьмичев

Экскурсия по локациям андеграундного Ленинграда от историка Игоря Кузьмичева

Собака.ru
Грибник грибника видит издалека. О новом фильме Франсуа Озона «Что случилось осенью» Грибник грибника видит издалека. О новом фильме Франсуа Озона «Что случилось осенью»

Криминальная драма Франсуа Озона «Что случилось осенью»

СНОБ
Женственность и сексуальность: чем они отличаются и как их развить Женственность и сексуальность: чем они отличаются и как их развить

Психолог рассказывает о природе женственности и сексуальности

Psychologies
Вызов самой себе Вызов самой себе

Леонела Мантурова — о выборе профессии и умении не сдаваться перед сложностями

OK!
Он же памятник! Он же памятник!

Как петербургские девелоперы проводят ревитализацию промышленных территорий

Собака.ru
Дорогу возрастным: почему бизнес все чаще берет на работу сотрудников старше 50 лет Дорогу возрастным: почему бизнес все чаще берет на работу сотрудников старше 50 лет

В чем пожилые специалисты превосходят молодых?

Forbes
Открыть в приложении