Сжижать по-своему
Санкционная война чувствительно задела заполярный проект «Арктик СПГ — 2» компании «НоваТЭК». Скорее всего, он будет реализован, пусть и со сдвигом сроков и в меньшем объеме, чем планировалось. Прецедент даст импульс активизации импортозамещения в производстве крупнотоннажного СПГ
Лидер отечественной отрасли по производству крупнотоннажного сжиженного природного газа (СПГ) «НоваТЭК» столкнулся с трудностями в развитии своего бизнеса. Французский энергетический концерн Total, следуя санкционному решению ЕС о запрете инвестиций в российский топливноэнергетический комплекс, заявил об отказе от новых вложений в реализуемый «НоваТЭКом» проект «Арктик СПГ — 2». Доля французов в проекте составляет 10%, и в соответствии с его финансовой моделью они должны были, но вот теперь не успели, внести в его реализацию миллиард долларов (оценка общей сметы проекта — 21 млрд долларов). Кроме того, Total объявила о полном прекращении закупок российской нефти и нефтепродуктов не позднее конца текущего года.
Total — давний партнер «НоваТЭКа» в развитии его СПГ-бизнеса. Французская компания владеет 20% «ЯмалСПГ», запущенного в 2017–2019 годах (тремя очередями) первого крупного СПГ-проекта «НоваТЭКа» (и второго в России — после сахалинского проекта «Газпрома»). Total принимала участие в финансировании ямальского проекта. Она же на долгосрочной основе выкупала порядка 15% производимой здесь продукции. Кроме того, Total принадлежит и 19,4% самого «НоваТЭКа».
Собственно, даже первенец танкерной флотилии, построенной для обслуживания «Ямал СПГ», был назван в честь трагически погибшего на летном поле Внуково в 2014 году руководителя французской компании Кристофа де Маржери.
Еще в феврале этого года партнерство с Total планировали расширить. В частности, поступали сообщения, что французская компания проявляет интерес к проекту Обского СПГ, завода мощностью 6,6 млн тонн СПГ, который «НоваТЭК» планировал запустить к 2027 году. Но теперь французы вынуждены подчиниться санкциям Евросоюза.
Тем не менее продавать свои пакеты в «НоваТЭКе» и его российских проектах французы не планируют, воспользовавшись изящной мотивировкой: «Существующий режим европейских санкций и российских законов относительно иностранных инвестиций помешает TotalEnergies найти нероссийского покупателя на ее миноритарные пакеты в России. Отказ от этих пакетов без вознаграждения обогатит российских инвесторов, что противоречит цели санкций. Кроме того, отказ от этих пакетов не окажет влияния на операции и выручку соответствующих компаний, поскольку эти компании имеют собственных сотрудников и управляются автономно».
Кроме того, французы сохраняют в силе долгосрочный контракт с «Ямал СПГ» на поставку его продукции в размере 4 млн тонн в год «до тех пор, пока европейские правительства полагают, что российский газ остается необходимым».
«Арктик СПГ — 2» имеет еще одного участника из «недружественной» страны: 10% принадлежит Japan Arctic LNG — консорциуму Mitsui & Co и Японской национальной корпорации по нефти, газу и металлам JOGMEC. Но в прошлую пятницу министр экономики, торговли и промышленности Японии Коити Хагиуда заявил, что его страна не собирается выходить из проекта «Арктик СПГ — 2», по которому планирует получать сжиженный газ (накануне японский премьер Фумио Кисида подтвердил продолжение участия японских компаний в СРП-проекте «Сахалин-2»). Остальные участники проекта вне санкционных рисков. 20% «Арктик СПГ — 2» принадлежат китайским нефтяным компаниям (поровну у CNPC и CNOOC), а 60% у самого «НоваТЭКа».
«Дыра» в финансовой модели ямальского СПГ-проекта не единственная сложность, возникшая в результате развязанной Западом санкционной войны против России. Тем не менее возможность его реализации сохраняется, хоть и не в полном объеме. Сам же прецедент актуализирует неотложность отладки отечественной технологии крупнотоннажного сжижения и перехода к строительству новых СПГ-заводов силами российских инжиниринговых компаний с российским основным технологическим оборудованием, о чем много лет неоднократно писал «Эксперт» (см., например, «Когда научимся сжижать?», № 8 за 2019 год).
Обстоятельства преодолимой силы
«НоваТЭК» в принятой пять лет назад стратегии развития планировал к 2030 году выйти на объемы производства 55–60 млн тонн СПГ в год.
«Арктик СПГ — 2» мощностью 19,8 млн тонн в год должен был стать вторым после «Ямал СПГ» шагом на этом амбициозном пути. С учетом изначально планировавшихся сроков запуска (2023 год — первая очередь, 2025-й — последняя, третья) только эти два проекта выводили компанию на объемы производства свыше 39 млн тонн СПГ в год.
Однако бодрая поступь отечественной СПГ-отрасли споткнулась о санкционное давление со стороны стран Запада. В частности, тот же «НоваТЭК» столкнулся с целым ворохом трудностей.
Например, танкеры со спотовыми грузами «НоваТЭКа» в марте не могли войти в европейские порты, а покупатели в ЕС отказываются от их покупки, хотя формально санкций на покупку российского газа не наложено. Неприятно: фрахт танкеров стоит денег, а на рынки Европы до сих пор приходилось порядка 40% всего российского экспорта СПГ. Но не смертельно при нынешних ценах на газ и активно растущем спросе на рынках Азии.
Посложнее вопрос финансирования проектов. В ноябре прошлого года «Арктик СПГ — 2» договорился о привлечении проектного финансирования на 9,5 млрд евро (половина стоимости, другую половину должны внести участники проекта). Проект не может привлекать средства в долларах из-за санкций США, введенных в 2014 году.
В общей сумме проектного финансирования в размере 9,5 млрд евро доля «финансовых институтов стран — участниц ОЭСР» составила до 2,5 млрд евро, включая японский JBIC (1,71 млрд евро). Еще до 2,5 млрд евро предоставят китайские финансовые институты, в том числе Банк развития Китая и Экспортноимпортный банк Китая. Оставшаяся часть — до 4,5 млрд евро — поступит от российских банков: Сбера, Газпромбанка и его дочернего общества Bank GPB International S. A., государственной корпорации развития ВЭБ.РФ и банка «Открытие».
Между тем, как сообщило агентство Reuters, «западные партнеры» свои обязательства выполнять не стали. В частности, 561 млн евро должен был предоставить итальянский банк Cassa Depositi e Prestiti (CDP) под гарантии итальянского экспортно-кредитного агентства SACE. Кредит не был выдан, а банк уже заявил о приостановке своего участия в финансировании проекта.
Другая сторона финансовой проблемы: из-за санкций ЕС, к которым пообещала присоединиться Южная Корея, возникли проблемы с обеспечением «Арктик СПГ — 2» танкерным флотом. Напомним, по изначальной модели предполагалось, что в сотрудничестве с южнокорейской Samsung Heavy Industries на верфи «Звезда» в Приморском крае будет построено 15 газовозов. Заказчиком одного из них выступает «Совкомфлот» (подпал под санкции ЕС), остальных — ВЭБ (подпал под блокирующие санкции минфина США). Эти 14 судов затем должны быть переданы в лизинг «Совкомфлоту» под договоры тайм-чартера с «НоваТЭКом». Но теперь ВЭБ из-за санкций не сможет оплатить стоимость этих судов (около 3 млрд долларов).
Эти проблемы, в принципе, решаемы. Выпадающее финансирование можно поискать в странах Азии, не участвующих в санкционном представлении. Риски санкций против лизинговых подразделений российских банков можно купировать созданием формальных судовладельцев-«прокладок», не подпадающих под санкции.
Даже партнеров в достройке танкеров можно в крайнем случае поискать в Китае. Хотя, судя по сообщениям из Южной Кореи, корейские корабелы понимают, что под боком у Китая свято место пусто не бывает, и резких движений пока не планируют. Представители всех трех судостроительных гигантов Южной Кореи были опрошены The Financial Times, и, как следует из ее публикации, пока все они заявляют, что «хотя они были готовы к возможным проблемам с оплатой Россией существующих заказов, они намерены выполнять свои российские контракты в обычном режиме».
Своя начинка нужна позарез
Как сообщил глава Total Патрик Пуяннэ, первая очередь «Арктик СПГ — 2» имеет высокий шанс на реализацию: первое основание для платформы, на которой будут располагаться модули СПГ-завода, закончено на 98% и скорее всего будет завершено. Вторая очередь завершена на 40%, китайская часть проекта реализуется, строительство третьей гравитационной платформы еще не началось.
«В целом финансирование для проекта “Арктик СПГ — 2” привлечено менее чем на две трети, — говорит Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ. — Со второй и третьей линиями есть вопросы относительно поставок оборудования Linde (немецкая компания Linde — лицензиар технологии крупнотоннажного сжижения, выбранной к использованию на “Арктик СПГ — 2”. — “Эксперт”) и импортных турбин. Один из сценариев развития ситуации — сокращение доли французов в проекте в пользу иных инвесторов, например азиатских. Проект в любом случае затягивается, если не произойдет каких-то экстраординарных изменений в политическом контексте отношений России и Запада».
Технологическая зависимость наших СПГ-проектов от зарубежных решений и оборудования просто тотальная. В частности, для того же «Арктик СПГ — 2» законтрактованы компрессоры Siemens, турбины Baker Hughes и теплообменники Linde. В нынешних условиях нельзя быть полностью уверенными, что оборудование будет отгружено, к тому же возможны задержки из-за ужесточения экспортного контроля в ЕС.
Ранее определенные надежды возлагались на отечественную технологию сжижения «Арктический каскад». Технология, предусматривающая использование отечественного оборудования, была реализована «в железе» на четвертой очереди «Ямал СПГ», но вызывала нарекания в процессе эксплуатации. В сентябре прошлого года мажоритарный собственник и тогдашний председатель правления «НоваТЭКа» Леонид Михельсон заявил, что технология «работает плохо». Причем дело не в самой технологии, а в ее реализации: «Надо признать, что нашим заводам-производителям еще учиться и учиться делать хорошую продукцию. У нас претензии ко всем поставщикам оборудования».
«Проблемность европейского рынка для России заставляет делать ставку на экспортные морские проекты, даже если они будут задержаны по времени, — считает Станислав Митрахович. — Наряду с новыми трубопроводными проектами в Китай, скорее всего, трубопроводный газ в Китай и российский СПГ для Китая будут дополнять друг друга. Относительно поставок в Индию и Пакистан, а также Вьетнам, естественно, СПГ будет в приоритете».
Мировой экспорт СПГ
Российский экспорт СПГ
Крупнейшие покупатели российского СПГ в 2020 г.
Станислав Красильников/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl