С бухгалтеров снимут гнет
Росстат создаст цифровую аналитическую платформу, которая поможет автоматизировать сбор и анализ первичных данных. Однако она не снимет всех вопросов к качеству итоговых показателей
Полтора триллиона рублей ежегодно тратят российские компании на формирование, сбор и отправку отчетности для ведомств. Такие данные приводит Росстат в своей стратегии развития до 2024 года. Эта сумма, по оценке ведомства, складывается из непрямых издержек компаний на отправку аналитических статистических форм — и это еще без учета ущерба от неправильных решений, принятых на основании неправильных данных. При этом столь колоссальные издержки не повышают качества итоговых показателей, которые формирует Росстат. Часто прямой вины ведомства в этом нет — проблема, скорее, в точности и своевременности подачи первичных данных. Сейчас эти первичные данные берутся из отчетов, которые для Росстата заполняют сами предприятия — обычно их бухгалтеры делают это вручную.
Форма цифры
В среднем около 80% отчетов поступает в Росстат в электронном виде, а в секторе МСП их доля всего 54%. Остальное приходит в бумажном виде по почте, и это основная причина корректировок и задержек при предоставлении статистических данных. Из бумажных отчетов данные нужно перевести в электронный вид, и тут вступают в силу человеческий фактор и ошибки, что при огромных объемах обрабатываемой информации совсем не удивительно.
В ведомстве рассчитывают, что цифровая аналитическая платформа (ЦАП) поможет значительно сократить как количество самих отчетов, так и время на их заполнение. Решение будет встроено в управленческие системы предприятий («1С», «Парус» и т. п.) и позволит собирать первичные данные автоматически. Все цифры будут собираться в одном месте, где их отсортируют и проанализируют машины. После чего данные станут доступны всем потребителям статистики. Информация будет храниться в едином архиве, доступная как в виде итоговых показателей, так и в виде первичных данных. В итоге сроки сбора данных сократятся в три раза, а время на их обработку — в полтора. ЦАП также позволит Росстату оптимизировать штат сотрудников на десять процентов.
В результате, говорят в Росстате, ЦАП позволит снять основные проблемы с качеством статистических данных за счет автоматизации и перевода полностью в электронный вид. По задумке, платформа должна быть способна обрабатывать большие данные, а значит, можно будет расширить и перечень первичных данных. Например, Росстат планирует начать сбор и обмен данными с налоговой службой, операторами мобильных сетей, социальными сетями, интернет-провайдерами, банками и ГЛОНАСС.
Во сколько обойдется создание ЦАП, пока неизвестно. В самом Росстате на этот вопрос не отвечают. «Очень сложно оценить сумму, поскольку это будет вопрос об объемах обрабатываемых данных. Моя оценка — десятки миллионов рублей», — полагает Иван Бегтин, генеральный директор Ассоциации участников рынка данных. Единственным ближайшим объектом для сравнения по части затрат на ИТ видится Федеральная налоговая служба, которая с 2014 по 2017 год потратила около 45 млрд рублей.
«Уверен на сто процентов, что Росстат самостоятельно не способен сделать подобную платформу, даже если они отчитаются о ее готовности (уже было, и не раз)», — категоричен Роман Перепелкин, генеральный директор компании ODANT, отечественного разработчика ИТ-систем. Стоимость создания и запуска ЦАП он оценил в 40–50 млн рублей, срок изготовления — в два-три месяца. В этой сумме не учитывается цена оборудования, в которое встраивается соответствующее ПО.
Но, говоря о технологическом рывке, который предстоит совершить Росстату, следует обратить внимание и на слова Олега Никифорова, руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, который указывает на сильный износ вычислительной техники и низкую пропускную способность интернет-соединения в региональных отделениях Росстата.
В «цифре» не значит правильно
В целом планы Росстата по созданию ЦАП в экспертном сообществе оценивают положительно. Консолидированная позиция ученых, основных потребителей статистических данных, такова: автоматизация, безусловно, нужна, но она не решит всех проблем. В частности, Владимир Бессонов, заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ, в своем отзыве на стратегию Росстата отмечает, что если развитие статистики будет сведено лишь к проблемам цифровизации и снижению издержек, то в результате у нас появится более дешевая и технологичная статистика с прежними проблемами. С этой точкой зрения согласен и Владимир Сальников, заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования: «Да, безусловно, создание ЦАП способствует повышению качества. Но пространство для ошибок все равно остается, просто эти ошибки будут другими (и, видимо, их будет меньше). Не будем забывать, что автоматизация сбора данных касается лишь каких-то отдельных процессов, сфер; здесь качество в целом будет повышаться. Но появляются и новые проблемы — например, может повыситься чувствительность результата (статпоказателя) к методике обработки новых данных». Да, выявлять некорректности в исходных данных станет легче, но эту легкость сведут на нет риски применения некорректной методики, причем эти риски с введением ЦАП усилятся, предупреждает Владимир Сальников. «Следует также учитывать, что сводные макроэкономические показатели формируются с различного рода досчетами, с оценкой ненаблюдаемых сфер и явлений. И вот здесь автоматизация полностью проблему качества не решает, она в ряде случаев попросту невозможна», — резюмирует эксперт.
Фото ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl