Новые технологии и падение доходов изменили потребительское поведение россиян

РБКБизнес

Две большие розницы: online vs offline

Новые технологии и падение доходов изменили потребительское поведение россиян. Как на эти изменения отреагировали крупнейшие ретейлеры?

Автор: Михаил Бурмистров, генеральный директор агентства «INFOLine-Аналитика»

0:00 /
317.518

В 2018–2019 годах изменилась парадигма потребительского рынка и розничной торговли в России. После глубокого падения спроса и доходов населения в 2015–2016 годах и стагнации в 2017 году многие торговые сети не выдержали усилившейся ценовой конкуренции, не смогли адаптироваться к изменению покупательского поведения, в связи с чем сократили объемы продаж, закрыли ставшие нерентабельными торговые объекты или свернули розничный бизнес, сконцентрировавшись на управлении портфелем объектов недвижимости. При этом некоторые ретейлеры, которые были лидерами в своих сегментах (например, ТД «Центробувь»), вообще прекратили операционную деятельность и покинули рынок.

В 2018–2019 годах мы наблюдаем восстановление розничной торговли, которое происходит вопреки продолжающемуся сокращению реальных располагаемых доходов населения и в значительной степени обусловлено ростом объемов потребительского кредитования.

Покупатели изменили модель поведения со сберегательной на «бережливое потребление», для которой характерны:

  • эффективное планирование покупок и снижение интереса к розничным форматам с высокой долей импульсных покупок (в первую очередь к гипермаркетам);
  • рост доли покупок, осуществляемых online (в том числе в зарубежных маркетплейсах);
  • более частое и активное сравнивание цен (включая специальные online-сервисы);
  • использование банковских карт и сервисов cashback;
  • усиление фокуса на скидках и специальных промопредложениях.

Рациональность стала важным фактором покупательского поведения как для малообеспеченных слоев населения с высоким уровнем долговой нагрузки, так и для представителей среднего класса и обеспеченных покупателей. При этом на протяжении 2014–2019 годов продолжалось увеличение уровня промоактивности крупнейших сетей: по итогам 2019 года на продажи в рамках маркетинговых мероприятий пришлось более 50% розничного рынка. Ретейлеры и поставщики загнали себя в «ловушку промо».

Из-за стремления покупателей экономить время и из-за роста спроса на кулинарную продукцию происходит сближение розничной торговли и общественного питания. Крупнейшие ретейлеры FMCG активно развивают онлайн-продажи и производство кулинарной продукции (в первую очередь за счет строительства высокотехнологичных фабрик-кухонь), а заведения общепита все больше ориентируются на доставку и переходят к концепции dark kitchen.

Эти изменения формируют масштабные вызовы для государственного регулирования — в части обновления давно устаревших СанПиНов розничной торговли и общественного питания. Покупателям нужно дать гарантии безопасности пищевых продуктов в условиях диверсификации каналов продаж и развития дистанционной торговли (с использованием курьерской доставки и вендинговых аппаратов). Одновременно необходимо добиться снижения коррупционных рисков и избыточного давления на бизнес со стороны контрольно-регулирующих органов.

По уровню проникновения интернета и мобильных устройств Россия в 2014–2019 годах совершила настоящий прорыв и теперь не уступает большинству развитых стран Европы и Азии. Однако доля онлайн-продаж на розничном рынке Non-Food все еще не достигает даже 10%, а по продовольственным товарам она и вовсе менее 0,2%. Эти цифры свидетельствуют о потенциале двукратного роста доли электронной коммерции для Non-Food и как минимум на порядок — для продовольственных товаров. Ретейлерам приходится ускоренными темпами завершать переход к омниканальной модели взаимодействия с покупателем.

Из других трендов развития электронной коммерции можно выделить:

  • ускорение доставки за счет расширения количества точек выдачи товаров в сочетании с развитием click&collect;
  • рост доли трафика и покупок с помощью мобильных устройств;
  • увеличение количества заказов на фоне сокращения среднего чека;
  • активизацию online-кредитования.

Несмотря на ужесточение с 1 января 2019 года требований к товарным агрегаторам, на рынке по-прежнему бурно развиваются онлайн-гипермаркеты (Ozon, Wildberries) и маркетплейсы (Tmall, «Беру!», Goods), которые расширяют перечень товарных категорий и списки поставщиков, как производителей и оптовых компаний, так и ретейлеров, в том числе не имеющих собственных интернет-магазинов. И наиболее агрессивная конкуренция на розничном рынке происходит между активно инвестирующими в online крупнейшими офлайновыми игроками (X5 Retail Group, «М.Видео») и online-компаниями — «Яндекс» и Mail.ru, которые в рамках партнерств с лидером банковского рынка Сбербанком формируют комплексные цифровые экосистемы.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неон-киллер Неон-киллер

Евгения Крегжде поразила нас в самое сердце

Maxim
Негативные мысли приближают старость Негативные мысли приближают старость

Стресс и негативные мысли способствуют старению организма

Psychologies
Творческий прорыв Творческий прорыв

Как выйти из зоны комфорта с помощью креативности

Yoga Journal
CNN: США тайно вывезли работавшего «в правительстве России» шпиона CNN: США тайно вывезли работавшего «в правительстве России» шпиона

США 2 года назад провели тайную операцию по вывозу из России источника разведки

Forbes
Ее светлость Ее светлость

Эрика проделала длинный путь из закарпатской деревушки до этой волнующей обложки

Maxim
Как рожали королевы в старину: шоу для всего двора Как рожали королевы в старину: шоу для всего двора

Рождение детей герцогини Кембриджской вызвало бурный интерес

Cosmopolitan
Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре

Правда и мифы о Юлии Цезаре

Вокруг света
Роман Василенко: Третий путь решения жилищной проблемы Роман Василенко: Третий путь решения жилищной проблемы

Жилищная кооперация — оптимальный способ решения жилищного вопроса в России

СНОБ
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Чего не стоит говорить, когда заказываешь кофе, если не хочешь злить бариста Чего не стоит говорить, когда заказываешь кофе, если не хочешь злить бариста

Не огорчай человека, который радует тебя кофе

Playboy
Фортуна любит везучих Фортуна любит везучих

Как гарантированно привлечь удачу без глупых суеверий и магии

Maxim
Торквемада: «молот еретиков» Торквемада: «молот еретиков»

Для одних — безумец и садист, а для других — великий государственный деятель

Дилетант
100 самых сексуальных женщин страны: 100-53 100 самых сексуальных женщин страны: 100-53

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Сколько электричества «едят» бытовые приборы и на чем можно сэкономить? Сколько электричества «едят» бытовые приборы и на чем можно сэкономить?

Рассчитываем энергопотребление домашних электроприборов и электромобиля

CHIP
Инверсное мышление: как похудеть и избавиться от долгов, думая о плохом Инверсное мышление: как похудеть и избавиться от долгов, думая о плохом

Как мысленная уловка поможет избавиться от проблем и достичь целей

РБК
Штрафы за электронное ОСАГО: без распечатки ездить опасно Штрафы за электронное ОСАГО: без распечатки ездить опасно

Как обезопасить себя от штрафа за электронное ОСАГО

РБК
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Парное интервью: Дельфин и Наташа Брянцева (Avgvst Jewelry) отвечают на 10 вопросов о космосе и мужских украшениях Парное интервью: Дельфин и Наташа Брянцева (Avgvst Jewelry) отвечают на 10 вопросов о космосе и мужских украшениях

Ювелир Наташа Брянцева и музыкант Дельфин создали коллекцию украшений J2000.0

Esquire
Пирамида Солнца. Как бывший автомеханик создал аферу, жертвой которой стал холдинг Баффета Пирамида Солнца. Как бывший автомеханик создал аферу, жертвой которой стал холдинг Баффета

Бывший автомеханик втянул инвесторов в пирамиду

Forbes
Новые сложности Новые сложности

Самые инновационные часовые новинки последних лет

Robb Report
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Томас Алва Эдисон: легендарные авторы Popular Mechanics Томас Алва Эдисон: легендарные авторы Popular Mechanics

В 1903 году Томас Алва Эдисон написал статью для американского Popular Mechanics

Популярная механика
Найти свое место в новой реальности Найти свое место в новой реальности

Кого из соискателей при прочих равных выбирают сегодня работодатели?

Psychologies
7 вещей, которые ты обязательно должен сделать в Таиланде (хватит валяться на пляже) 7 вещей, которые ты обязательно должен сделать в Таиланде (хватит валяться на пляже)

Как сделать свою поездку в Тай незабываемой

Playboy
7 обычных продуктов, которые могут серьезно навредить 7 обычных продуктов, которые могут серьезно навредить

Какие из спутников обыденной жизни могут представлять серьезную опасность

Популярная механика
Ravon вернулся в Россию. Откуда он и какие машины привез? Ravon вернулся в Россию. Откуда он и какие машины привез?

Бюджетный бренд Ravon собирается продавать свои автомобили по всей стране

РБК
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Антиглянец Антиглянец

Юлия Пелипас — создатель нового визуального языка моды

Собака.ru
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Коварные попутчики Коварные попутчики

Какие инфекции можно подхватить во время поездки в автобусе или метро?

Лиза
Открыть в приложении