«Ростех» добавит станкам мобильности
Госкорпорация берет в союзники немцев, чтобы потеснить американцев на российском рынке мобильных станков
Подавляющая доля на отечественном рынке мобильных станков — по некоторым оценкам, до 90% — принадлежит американской компании Climax. Доля ее ближайшего конкурента, немецкой Trawema, измеряется единицами процентов.
Сотрудничество с «Ростехом» — возможность для компании Trawema пробиться на перспективный российский рынок. Пусть даже как поставщик не готовой продукции, а компонентов для ее изготовления.
Компания «Станкопром» (входит в периметр «Ростеха», находится под управлением «РТ-Капитал») и Trawema GmbH подписали соглашение о локализации производства мобильных токарных и фрезерных комплексов. Аналогичная продукция в России не производится.
Немецкий партнер готов передать российскому конструкторскую документацию и будет поставлять часть комплектующих, в частности узлы управления, пока не будет налажено их российское производство. Предполагается также совместная разработка станков под требования заказчиков.
Производство и сервисное обслуживание будет организовано на базе ВНИИИнструмента, входящего в «Станкопром».
В гонке за лидером
Преимущество мобильных станков — возможность механической обработки крупногабаритных узлов и деталей непосредственно на объекте, без демонтажа элементов конструкции. Как поясняют участники соглашения, мобильное исполнение позволяет использовать оборудование в любом удобном для заказчика месте, сокращая тем самым затраты и время на исполнение работ.
Мобильные станки востребованы в таких стратегически важных для страны отраслях, как атомная энергетика, судостроение, добыча, транспортировка и переработка углеводородов, горнодобывающая промышленность.
По данным гендиректора «РТ-Капитала» Кирилла Федорова, ежегодная потребность отечественных заказчиков в мобильных станках превышает сто единиц. Он надеется, что реализация этого проекта «позволит занять значительную долю российского рынка и рынка стран СНГ в сегменте высокоточного мобильного оборудования».
Под значительной долей, по нашим данным, подразумевается порядка 50%, то есть около 50 станков в год. Помимо прямых продаж промышленным компаниям есть возможность привлечь в качестве покупателей небольшие сервисные компании, которые также обладают парком мобильных станков и выполняют разовые работы по требованию на объектах заказчика. Это увеличивает потенциальный объем спроса до 150 единиц.
«Наш интерес — потеснить американцев на российском рынке, — пояснил представитель одного из участников альянса.
Примерная стоимость отечественного мобильного станка — около 15 млн рублей. По мнению представителей «Ростеха», это вполне конкурентная цена оборудования, которое может использоваться в экстремальных ситуациях, например при ремонте оборудования атомных электростанций, где действие человека ограничено по времени. Другой плюс — заявленная быстрота сервисного обслуживания: все-таки доставка запчастей при их производстве в России в любом случае будет быстрее и дешевле, нежели их заказ в США.
«Trawema — компания современная, готовая быстро откликаться на требования заказчика, — отметили в беседе с “Экспертом” участники рынка. — Не случайно, работая на российском рынке всего около шести лет, компания сейчас занимает второе место по продажам мобильных высокотехнологичных комплексов». Им есть с чем сравнивать: на рынке присутствуют и другие производители — Mirage Machines (Великобритания), Uzmanlar (Турция), ряд китайских компаний.
Российские поставщики импортной продукции одобряют сделанный в пользу Trawema выбор. «Climax — компания солидная, но консервативная, — говорит один из представителей компаний — продавцов мобильных станков. — Достаточно сказать, что базовые модели ее станков до сих пор производятся в дюймовых размерах. Заказчикам это не всегда удобно, но тем не менее приходится платить, в том числе за бренд. Trawema же готова подстраиваться под интересы заказчика, тогда как американцы даже бровью не пошевелят, чтобы что-то изменить».
По оценке главы компании «КП-Механика» Юрия Печенника, сейчас российский рынок мобильных станков можно оценить примерно в полтора миллиарда рублей в год. «Это с учетом того, что отечественным заказчикам требуется от 15 до 20 сравнительно крупных и порядка 30–40 малых станков, — пояснил он в беседе с «Экспертом». При этом, по его словам, многие коллеги, продавая стационарные многотонные станки, удивляются, что стоимость мобильных образцов может быть не только сопоставима с их моделями, но даже превосходить их.
Под китайским прицелом
Соглашение с Trawema — шаг своевременный, поскольку китайские производители не дремлют. Пока их присутствие в этой сфере не слишком значительное, но их усиление, как показывает практика, дело времени.
«Внешне они стараются делать станки очень прилично, но вот начинка и качество пока отстают от ведущих производителей, отмечает Юрий Печенник. — Но стоит отметить, что внутри своей страны китайские производители научились делать вполне достойное по качеству оборудование. Есть несколько компаний, которые выполняют государственные заказы, в том числе на объектах атомной промышленности КНР».
Китайские власти, которые и так славятся своим контролем над производственным сектором, в стратегических направлениях действуют без всяких компромиссов. «В качестве оборудования для китайского атомпрома можно даже не сомневаться — там государственный заказ выполняется неукоснительно», — отмечает г-н Печенник. Так что все возможности для роста у китайского станкостроения есть. «Они очень быстро учатся, — предупреждает он. — Если сейчас их станки, которые идут на экспорт, по многим параметрам отстают от станков ведущих производителей, то очень скоро ситуация может измениться. Это как в автопроме: еще несколько лет, и по качеству они нагонят ведущих мировых производителей».
Правила этикеток
Соглашение предусматривает локализацию производства в 80%. При этом Trawema оставляет за собой право на контроль качества производимой продукции и технологическое сопровождение. Такой уровень локализации позволит получить статус российского продукта, что дает преимущество при участии в госзакупках.
Надо сказать, что мобильные станки во времена СССР в стране производили, причем довольно успешно. Производство основывалось на собственных отраслевых технологиях и изготавливалось судостроителями, энергетиками и т. д. для собственных нужд. В частности, еще в 1990-е тот же ВНИИИнструмент сделал мобильный станок для Кольской АЭС, который работает до сих пор. Восстановление компетенций с помощью иностранной компании участники рынка оценивают положительно.
«Замечательно, если в России появится собственное производство мобильных станков, — говорит один из них. — Главное, чтобы это было действительно российское производство, а не наклеивание шильдиков “Сделано в России” на станки, сделанные за границей». Случаев, когда на то же китайское оборудование приклеивается этикетка российской компании и продукт выдается за отечественный, достаточно, чтобы высказать такого рода опасения.
Определенные сомнения участники рынка высказывают и в возможности достижения высокого уровня локализации: по их мнению, в России сегодня нет возможностей для самостоятельного производства важнейших комплектующих помимо тех же чипов: «Это направляющие, высокоточные шарико-винтовые пары, высокоточные подшипники, — перечисляет представитель одной из компаний, занимающихся продажей этой техники в России. — Если бы они были, я и сам давно занялся бы производством таких станков».
Впрочем, представители «Ростеха» уверяют, что первые отечественные мобильные станки должны появиться уже до конца этого года.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl