Режиссер фильма «Сказка для старых» — о своих фильмах и духовном опыте

ЭкспертРепортаж

Роман Михайлов: «Я предельно независимый человек»

Режиссер фильма «Сказка для старых» и автор романа «Дождись лета и посмотри, что будет» — о своих текстах, фильмах, спектаклях и о том духовном опыте, который лежит в их основе

Вячеслав Суриков

Роман Михайлов — режиссер, актер театра и кино, писатель и драматург, доктор физико-математических наук, специализировавшийся на гомологической алгебре, гомотопической топологии и теории групп

В конце октября в онлайн-прокат вышел фильм «Сказка для старых» — режиссерский дебют Федора Лаврова и Романа Михайлова. Они же исполнили в «Сказке для старых» главные роли. Среди актеров фильма Кирилл Полухин, Евгений Ткачук и Олег Гаркуша. Бюджет «Сказки для старых» — один миллион триста тысяч рублей. Все актеры играли бесплатно. Еще одна ипостась Романа Михайлова в этом проекте — автор сценария.

Михайлов в прошлом известный математик. Спектакль «Сказка про последнего ангела», в основу которого в том числе легли тексты Романа Михайлова, в постановке Андрея Могучего получил в 2021 году «Золотую маску» в номинации «Лучший драматический спектакль». Спектакли «Антиравинагар», «Несолнечный город» и «Ничего этого не будет» в постановке уже самого Романа Михайлова идут на сцене БДТ. Кроме того, спектакли по его текстам «Сны моего отца» и «По ту сторону ветра» идут на сценах РАМТ и «Мастерской Петра Фоменко». Его роман «Дождись лета и посмотри, что будет» получил премию Андрея Белого.

«Эксперт» поговорил с режиссером, актером и писателем о том, какой творческий путь он для себя выбрал.

— Помимо фильма «Сказка для старых» я знаю еще одно произведение в этом жанре, к которому вы имеете отношение, — спектакль «Сказка для последнего ангела», который Андрей Могучий поставил на сцене Театра Наций. Почему именно сказка?

— Сказки, на мой взгляд, самое интересное из нерелигиозной литературы, что у нас есть. Что там зашифровано, понять невозможно. У меня большие трудности с восприятием современной психологической литературы. Ее мир мне не особо интересен, а сказки интересны практически все. Поражаюсь, когда читаю какие-нибудь бенгальские или индонезийские сказки, как там возникают персонажи, волшебные предметы, как устраивается нарратив. Мне с детства казалось, что это, в отличие от каких-то надуманных романов или беллетристики, не пустое высказывание, что в сказках есть какие-то ключи, тайники, провалы. Сказка может присутствовать в нашей жизни тайным образом, не через мораль, а всплывать в какие-то неочевидные моменты. Речь о волшебных сказках, не бытовых.

— Для чего нужны сказки?

— Мне кажется, что рассказывание волшебных историй — это один из немногих оправданных видов деятельности человека. У меня был друг, который считал, что только от одного занятия есть толк — производство музыки. Все остальные занятия он не воспринимал всерьез: «Работа на заводе, политика или бандитизм — это все чушь, только музыка имеет смысл». Меня впечатлила эта категоричность.

Когда ты производишь волшебную историю, ты делаешь вклад в развитие бытия в целом. Сколько бы люди ни существовали, они всегда рассказывали волшебные истории. Какие-то из них поглощались мифами, какие-то становились эпосами или легендами, а какие-то входили в сборники безымянных сказок. Рассказывая сказки, что-то такое придумывая своим детям перед сном, когда они маленькие, мы пребываем в естественном состоянии. В волшебные сказки мы вкладываем свое восприятие пространства, времени, реальности в целом. Виды деятельности, которые приводят к достижению власти и накоплению денег, мне не кажутся естественными. А вот рассказывание волшебных сказок мне кажется естественным, как и производство музыки, работа со зрителями, пение, рисование.

— Почему все-таки классическая литература не стала для вас образцом?

— Так с детства пошло. Я формировался как формировался. Рос в довольно маргинальной среде и всегда был самоучкой. Не было писателей, которым я хотел бы подражать или которыми бы восхищался, скорее был некий текстовый слух, с помощью которого воспринимается окружающая реальность. Так вырабатывался мой ритм, моя литература. Сначала она не принималась обществом. Сейчас люди цепляются за нее. Она живет в кино и театрах.

— Что лежит в основе ваших произведений?

— Сны, видения, опыт друзей и личный опыт. Но у меня неотрефлексированное творчество. Я рефлексирую по его поводу уже позже, после создания, когда вижу, что получилось, и пытаюсь это интерпретировать. Часто мои тексты создаются в каком-то трансе. У них нет продуманной конструкции. Это близко к автоматическому письму.

— Как вы попали в театральный мир?

— Начал заниматься театром еще в девяностых. У меня двадцать постановок. Сначала это был совсем маргинальный театр, который делал постановки в закрытых клубах и на заводах. Но театральный мир очень тесен, и если в нем появляется современный автор с нестандартным нарративом, с самобытными персонажами, со своими взглядами на реальность, это рано или поздно привлекает внимание. Кто-то читает тексты этого автора и понимает, что их надо ставить на сцене. Мои тексты поставили девять театров, включая крупные. Я смотрю на это спокойно: ставят и ставят. У меня нет воли к распространению себя и своих идей. Если их подхватывают, я рад. Не было бы этого — ничего страшного.

— «Сказка про последнего ангела» Андрея Могучего на сцене Театра Наций — насколько эта сценическая версия близка вашему замыслу?

— Это совсем не моя эстетика, но спектакль мне понравился. Я вышел с него с таким светлым чувством. В театре я практически не работаю с декорациями и всегда предпочитаю минимализм. Декорация требует очень серьезного оправдания. В этом спектакле есть внимательное отношение к моему тексту. Конечно, он все перестроил, изменил финал и так далее. У меня совсем другая история. Трудно ее оценивать. Но я рад, что этот спектакль смотрят и он радует зрителей.

— Вы говорили, что люди, с которыми создаете свои фильмы и спектакли, объединяются вокруг вас по принципу арт-общины. Как это происходит?

— Есть разные формы жизни и существования. Одна из них — арт-община. Она похожа на семью. Ее задача не участвовать в захвате власти, не искать справедливость, а производить нечто, чего до сих пор не было, что-то новое, что до какого-то момента было даже немыслимо. Вот сейчас это немыслимо, этого нет нигде, даже в пространстве идей, а потом происходит некий щелчок, и это реализуется в виде спектакля или фильма, и это все не подкреплено капиталом, и это не для того, чтобы заработать. Спектакли и кино делаются потому, что это и есть жизнь общины. Это как коллективная медитация. Внешне это, может быть, похоже на какое-то сектантство. Но мы так существуем, так выживаем и дарим людям радость. А если происходит кинопрокат, мы начинаем ездить к людям. Если мы сможем ездить со спектаклями, то будем ездить и с ними тоже.

В нашей общине уже много людей. С нами работают десятки человек — не за деньги, им просто радостно быть с нами. Это люди кино и тетра, это философы и писатели. Кроме «Сказки для старых» у нас в конце зимы или в начале весны выйдет второй фильм «Снег, сестра, росомаха» — мелодрама, в которой сюжет разворачивается внутри секты новохристианского толка. И сейчас мы снимаем третий фильм. Мы должны были снимать его в Индии совместно с Болливудом. Но доедем мы до Индии или нет, пока непонятно.

— Как это возможно в современных экономических условиях?

— Как мы сейчас делали наш спектакль: у нас девять актеров — половина из «Велесо» (конно-драматический театр, основанный Евгением Ткачуком. — «Эксперт»), половина из БДТ и один из Александринки. У всех жесткие графики. В перерывах между съемками они прибегают, и мы репетируем, проводим тренинги, и они убегают дальше зарабатывать деньги на жизнь, но душой они с нами, они в нашем проекте. То же самое с кино. Когда люди входят в наше производство, многие из них говорят, что не хотят, чтобы это заканчивалось.

— Как вы познакомились с Федором Лавровым — соавтором «Сказки для старых» и исполнителем главной роли?

— Андрей Могучий ставил «Сказку про последнего ангела», а Федя должен был в нем играть одну из главных ролей. Была встреча с актерами, мы с Федей зацепились, начали общаться. Ему показалось интересным, как я мыслю и что делаю. У нас стали возникать планы, мы начали их обсуждать. Одним вечером я пересказал ему сюжет «Сказки для старых». Он говорит: «Давай снимать». Говорю: «Давай, только сделаем это предельно минималистично». Мы хотели взять трех персонажей, посадить на стулья, чтобы они рассказывали эту историю, каждый от своего лица. С этого все началось. Фильм стал сам себя создавать.

Федор Лавров — сорежиссер и исполнитель одной из главных ролей в кинодебюте Романа Михайлова «Сказка для старых»

— Что лежит в основе ваших отношений с теми, кто с вами сотрудничает?

— Доверие, видимо. Мы доверяем друг другу. Мы — люди, которые стремятся к независимому творчеству. И всем нам не очень нравится то, что происходит в современном российском театре и кино. Непонятно, как на это можно тратить время. У людей складывается впечатление, что ты должен входить в какие-то тусовки, дружить с продюсерами, сниматься в этих бессмысленных сериалах, участвовать в коммерческих проектах, что-то предпринимать, чтобы люди про тебя все время помнили. Постоянно общаюсь с актерами, много лет. Их очень не устраивает то, в чем они снимаются, и то, что они играют на сцене. Поэтому, как только появляется какая-то альтернатива, они с радостью на нее откликаются. Только там нужна честность. Если хотите определение одним словом, основа такого творчества — честность. Ну и доверие.

— В какой момент эти люди в вас поверили и почему?

— Это произошло спонтанно. Ты встречаешь людей, и ты видишь, что им хорошо с тобой. У меня есть честность по отношению к людям, и я работаю с полной отдачей. Надо мной нет никакого контроля, никакой цензуры, никакого заигрывания с миром капитала и миром власти. Я предельно независимый человек. И думаю, что люди к этому тянутся.

— Что лежит в основе вашей независимости?

— Я родился и вырос в православной среде. Для меня воцерковленность всегда была очень важной основой восприятия мира. Он глубоко религиозно-мистический. В двенадцать лет попал к пятидесятникам-харизматам. Потом меня друзья затащили в другую общину, долго был кришнаитом. Много времени провел в Индии. Живя в Индии, вернулся в христианство. Это было как озарение.

— Путешествие из одной религии в другую — в чем его смысл?

— Религиозный поиск, поиск света и любви, это очень естественно для человека. К тебе приходят люди, говорят: «Давай я тебе расскажу, в чем смысл жизни». Ты их слушаешь, и тебе кажется, что эти люди горят. И ты приходишь и видишь: да, они живут своей верой. Ты начинаешь вместе с ним молиться. Это прекрасно. Это было прекрасное время, и сейчас я с любовью вспоминаю этих людей. Мой новый фильм — об этих людях. И это редкое явление для нашей культуры. У нас если показывают сектантов, то они или комичные, или корыстные. А показать сектантскую общину с истинно верующими людьми — такого кино у нас нет. Это будет первый фильм.

— Александр Эткинд в книге «Хлыст» пишет, что русская культура, в особенности Серебряного века, была пронизана сектантством. Что вы думаете по этому поводу?

— То, что Серебряный век так сильно притянулся к хлыстовству, это не случайно. Он чувствовал какой-то импульс, пульсацию, которая от него исходила. К хлыстовству притянулись и Андрей Белый, и Николай Клюев. Единственное, они не понимали, что нужно делать: хороводы водить, в радениях участвовать? Для них все это осталось за закрытой дверью. Но есть еще стихийное сектантство. И это отчасти мой случай. Но мы не просто радуемся встрече друг с другом или водим хороводы, мы еще и работаем над производством чего-либо. И это не только процесс, но и результат. Важно поставить спектакль, снять кино, написать текст.

— Почему вы, при таком иррациональном взгляде на мир, посвятили так много времени рациональному миру науки?

— Он не совсем рациональный.

— А какой?

— Я наукой не занимался никогда. Математика — это не наука, это языковые игры, ближе к странной поэзии или к музыке. Как сказал Делез, это сленг номадического типа. Вроде он так сказал? Это же не физика, не химия, не биология. Это странные текстовые игры. Я этому посвятил много лет. Но тема взаимоотношений с тем миром для меня слегка болезненная.

— Мы не будем говорить об этом?

— Я не хочу об этом говорить.

Фотографии предоставлены компанией VOLGA

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Фадеев Александр Фадеев

Мы вспомнили об Александре Фадееве, чьих романов сейчас никто не читает

Дилетант
Разбитый бампер и ураган «Катрина»: как мы сталкиваемся с моральными дилеммами Разбитый бампер и ураган «Катрина»: как мы сталкиваемся с моральными дилеммами

Отрывок из книги «Мифы об идеальном человеке» — о моральной философии

Forbes
На Россию прольется «кислотный дождь» На Россию прольется «кислотный дождь»

В России начинают строить сразу два завода по выпуску лимонной кислоты

Эксперт
Лабиринт: запутанная история Лабиринт: запутанная история

Самые необычные лабиринты мира – история и тайны

Вокруг света
Герасим и топор, или Преступление без наказания Герасим и топор, или Преступление без наказания

Вероятно, это самое знаменитое описание преступления в мировой литературе

Дилетант
Как прожить долгую и счастливую жизнь: 20 шагов к хорошему самочувствию — воспользуйтесь нашими советами Как прожить долгую и счастливую жизнь: 20 шагов к хорошему самочувствию — воспользуйтесь нашими советами

Делимся простыми советами, которые принесут вам здоровье и удовольствие

Psychologies
Что поможет стать богаче? Что поможет стать богаче?

Заняться собой и начать новую жизнь? Этот путь прошли две наши героини

Psychologies
Диорама Бежецка Диорама Бежецка

Объёмная картина с видом центральной части Бежецка

Дилетант
Не теряйте меня (и себя) Не теряйте меня (и себя)

События и испытания последних лет лишь подливают масла в огонь нашей тревожности

Psychologies
Одиночество как табу: почему фильм «Эмили» отказывает своей героине в независимости Одиночество как табу: почему фильм «Эмили» отказывает своей героине в независимости

Каким получился биографический фильм «Эмили» об авторе «Грозового перевала»?

Forbes
С вниманием к деталям С вниманием к деталям

Интерьер квартиры, где ярко выражен фирменный стиль студии Geometrix Design

SALON-Interior
Бои семейного значения Бои семейного значения

Вроде бы что может быть естественнее семейной жизни? Ан нет!

Дилетант
«На Западном фронте без перемен»: почему экранизация Ремарка кажется такой актуальной «На Западном фронте без перемен»: почему экранизация Ремарка кажется такой актуальной

«На Западном фронте без перемен» — стоит ли смотреть новое прочтение классики

Forbes
Вот такой гуманизм по-большевистски Вот такой гуманизм по-большевистски

Вопросы для Василия Христофорова, одного из авторов «Высылки вместо расстрела»

Дилетант
Кровные узы: история про братьев и непрощенную обиду Кровные узы: история про братьев и непрощенную обиду

Как пережить обиду близкого человека?

Psychologies
«Кэтрин по прозвищу Птичка»: азы феминизма для подростков от Лины Данэм «Кэтрин по прозвищу Птичка»: азы феминизма для подростков от Лины Данэм

«Кэтрин по прозвищу Птичка» — киноучебник по социальной справедливости

Forbes
Секс без обязательств: большой разбор с психологами — изучите все плюсы и минусы Секс без обязательств: большой разбор с психологами — изучите все плюсы и минусы

Мы говорим: «Это же просто секс, ничего серьезного», но так ли это?

Psychologies
Эта древняя техника улучшает жизнь беременных: мнение ученых Эта древняя техника улучшает жизнь беременных: мнение ученых

Акупунктура может значительно облегчить боль в пояснице у беременных

ТехИнсайдер
Груз прошлого: что следует понимать под имперским и колониальным мышлением Груз прошлого: что следует понимать под имперским и колониальным мышлением

Что такое имперское и колониальное мышление? Как оно проявляется?

Forbes
«Лишь тогда она достигнет полноты…» «Лишь тогда она достигнет полноты…»

Послереволюционная русская эмиграция — одна из самых драматичных страниц ХХ века

Дилетант
Как воспринимать перемены: методика стрессоустойчивости Как воспринимать перемены: методика стрессоустойчивости

Советы, которые помогут успешно преодолеть переходный период

Psychologies
Вроде не против: как вынужденное согласие становится опорой для порно-индустрии Вроде не против: как вынужденное согласие становится опорой для порно-индустрии

Отрывок из книги «Темная сторона сексуальной революции»

Forbes
Авария Пола Уокера: что случилось со звездой «Форсажа» 9 лет назад Авария Пола Уокера: что случилось со звездой «Форсажа» 9 лет назад

Вспоминаем знаменитого актера Пола Уокера и как он ушел из жизни

РБК
Чего боятся мужчины в постели: 3 главных страха Чего боятся мужчины в постели: 3 главных страха

Список мужских страхов, связанных с сексом, и рекомендации специалиста

Psychologies
Мать-маньячка заперла родную дочь в комнате на 25 лет: ужасная история Мать-маньячка заперла родную дочь в комнате на 25 лет: ужасная история

Вот какой губительной бывает любовь родителей — история Бланш Монье

ТехИнсайдер
Во весь голос Во весь голос

«В моем мире всё должно быть прямо и честно», — говорит Ирина Старшенбаум

OK!
Эдуард Успенский: главный сказочник страны, который страшно ненавидел детей. Но почему? Эдуард Успенский: главный сказочник страны, который страшно ненавидел детей. Но почему?

За маской величайшего детского писателя скрывался садист и алкоголик

ТехИнсайдер
Как русские писатели проигрывались в карты Как русские писатели проигрывались в карты

Кто из русских писателей проигрывал и выигрывал баснословные деньги

Культура.РФ
10 фактов о пылевых клещах, которые надо знать 10 фактов о пылевых клещах, которые надо знать

Эти микроорганизмы обитают там, где есть пыль

CHIP
Запредельный уровень напряжения: 7 захватывающих детективных сериалов Запредельный уровень напряжения: 7 захватывающих детективных сериалов

Лучшие миксы из детектива и психологической драмы

Maxim
Открыть в приложении