Европа ужесточает правила использования персональных данных пользователей

ЭкспертHi-Tech

Ошейник для Большого Брата

Европа существенно ужесточает правила использования персональных данных интернет-пользователей. И теперь свои данные в Европе можно будет отозвать

Заур Мамедьяров

В конце мая в Евросоюзе вступил в силу «Общий регламент о защите данных» (GDPR), заменивший «Директиву о защите персональных данных» 1995 года. Новый документ усилил защиту данных и задал новый стандарт их обработки и хранения. Именно поэтому в последние недели мая интернет-пользователи во всем мире получили множество писем от разных сайтов с информацией об изменениях в правилах использования и хранения персональных данных.

Хотя закон начали обсуждать еще шесть лет назад и о дате его вступления в силу было известно, многие компании не успели подготовиться — им пришлось менять сайты и пользовательские соглашения в последний момент. Так, американские медиа USA Today, The Verge и многие другие создали специальные страницы, на которые перенаправили посетителей из ЕС. Хотя регламент изначально воспринимался как попытка противостоять монополии ведущих гигантов отрасли, таких как Google и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), в итоге он затронул все без исключения ресурсы, и его влияние на малые интернет-компании неоднозначно.

Сложившийся за последние десять лет механизм монетизации интернет-проектов по большей части основан на продаже целевой рекламы, что стало возможным благодаря сбору огромного количества данных об интересах и поведении пользователей Сети. Большинство крупнейших сайтов отслеживают действия пользователей и оценивают потенциальную «полезность» каждого из них. Именно в этом секрет бесплатности большинства сервисов, что прямо подчеркнул основатель Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Марк Цукерберг в своих недавних выступлениях в Конгрессе США. Цукерберг даже заявил, что сокращение зависимости от рекламодателей потребует создания платной версии Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). На протяжении многих лет ведущие социальные сети, получавшие в свое распоряжение колоссальный массив данных, зарабатывали миллиарды долларов на их продаже сторонним проектам и рекламодателям. При этом никто не мог гарантировать сохранности данных и обеспечить прозрачный и понятный механизм их использования, не говоря о том, что выгода рекламодателя не означает выгоду пользователя.

Привести к единообразию все законы о защите персональных данных, существующие в европейских странах, и повысить конфиденциальность данных граждан и резидентов ЕС решено было еще два года назад. Новый регламент поменял парадигму взаимоотношений между пользователями и компаниями, собирающими персональную информацию. Если раньше пользователи бездумно пролистывали текст согласия на обработку данных, чтобы поскорее нажать кнопку «Принять», то теперь они, как предполагается, будут давать такое согласие более осознанно. Во время действия прежней директивы данные европейцев словно находились в плену у компаний, которые без спроса продавали информацию третьим лицам, и на ее основании пользователям показывали рекламу. После введения нового регламента компании по-прежнему будут продавать данные и настраивать для каждого персонализированную рекламу, но теперь пользователям дают ощущение власти над информацией: не «Большой Брат следит за мной», а «я позволил Большому Брату следить за мной, но могу и передумать». Компании отныне должны объяснять пользователям, какие именно данные будут собраны и что с ними будет сделано. Регламент дает основания вести судебные разбирательства в интересах пользователей, что, вероятно, будет активно происходить в ближайшие годы.

Десять миллионов евро штрафа

Авторы регламента объясняют необходимость обновления регуляторных мер тем, что с момента введения директивы 1995 года мир данных в интернет-пространстве существенно изменился. Пожалуй, наиболее существенное изменение в регулировании использования персональных данных по сравнению с директивой 1995 года связано с расширением юрисдикции регламента. Директива 1995 года вызывала много споров и судебных исков из-за того, что ее территориальная применимость трактовалась неоднозначно. Новый регламент ликвидирует подобные разночтения: он применяется ко всем компаниям, использующим данные граждан и резидентов стран ЕС, независимо от того, где расположена сама компания. То есть даже российские фирмы, чьими услугами пользуются европейцы, тоже должны соблюдать новый регламент. Кроме того, неевропейские компании, обрабатывающие данные европейцев, должны создать представительство в ЕС.

Еще одна новинка — введение в компаниях должности ответственного за защиту данных (data protection officer). Назначить такого сотрудника обязана каждая организация, которая проводит регулярный и систематический мониторинг персональных данных или обрабатывает специальные данные — например, о судимостях и совершенных преступлениях.

Новый регламент ужесточил штрафы за нарушение правил обработки данных пользователей. В случае их несоблюдения компания будет обязана заплатить штраф в размере до десяти миллионов евро или до двух процентов своего глобального годового дохода (в зависимости от того, какая сумма больше). Если небрежность компании приведет к утечке данных, штрафы достигнут 20 млн евро либо четырех процентов глобального дохода компании (опять-таки необходимо будет заплатить бльшую сумму). Новые штрафы в двадцать раз больше штрафов, предусмотренных законами стран ЕС в соответствии с директивой 1995 года. Кроме того, в соответствии с регламентом пользователи (субъекты данных) имеют право на компенсацию, если они понесли ущерб из-за нарушений при обработке их персональных данных. В национальные законодательства стран ЕС могут быть также внесены дополнительные меры наказания за нарушение правил обработки персональных данных, вплоть до тюремного заключения лиц, ответственных за нарушения.

За что штрафуют

За нарушение каких правил компании будут штрафовать по новому регламенту? Во-первых, за непонятные и труднодоступные формы согласия на обработку персональных данных. Если раньше компании часто размещали на сайтах пространные и трудночитаемые формы согласия, полные сложных юридических терминов, то новый регламент обязывает их составлять доступные пониманию формы, написанные простым языком.

Во-вторых, штраф грозит компаниям, которые не уведомят пользователей об утечке данных, если она угрожает правам и свободам отдельных лиц. При этом сообщить об утечке необходимо в течение 72 часов с момента ее обнаружения.

В-третьих, наказания следует ожидать компаниям, которые по требованию пользователя не предоставят ему информацию о том, какие его данные обрабатываются и с какой целью. Регламент разделяет понятия «контролер» и «обработчик данных». Контролером регламент называет организацию, которая определяет цели и способ обработки данных пользователей, а обработчиком — организацию, которая действует от лица контролера. Ответственность за нарушение правил обработки несет контролер, даже если нарушение связано с действиями обработчика. По запросу пользователя контролер обязан бесплатно предоставить ему электронную копию его персональных данных, а пользователь, в свою очередь, имеет право на переносимость. Это принципиально новое право, по которому пользователь может передать свои данные, ранее предоставленные одному контролеру, другой организации.

Еще одно право пользователей, которое компаниям отныне запрещено нарушать, — право на забвение. Если пользователь передумает предоставлять свои данные компании, по новым правилам он сможет отозвать свое согласие на обработку данных — и этот нюанс также должен содержаться в форме согласия. По требованию пользователя контролер обязан удалить его персональные данные, прекратить их дальнейшее распространение и заставить третьи лица также прекратить их обработку. Исключение составляют данные, удаление которых противоречит интересам общества или нарушает фундаментальные права европейских граждан, — например, право на свободу слова. Так что, конечно, многочисленные лазейки в законе существуют. Но, что важно, регламент обязывает компании следовать принципу конфиденциальности по умолчанию. Этот означает, что защиту данных необходимо закладывать уже в первоначальный дизайн продукта, в начале разработки. Соответственно, регламент повлияет на глобальный интернет в целом. Крупным проектам невыгодно разрабатывать специальные версии для ЕС, и во избежание конфликтов они, скорее, соответствующим образом модернизируют сервис для всех пользователей. Об этом уже заявили многие крупные компании, включая Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Что касается малых компаний и стартапов, у которых нет мощного юридического ресурса, то пока они лишь столкнулись с дополнительными рисками и нагрузкой. Любая компания с числом сотрудников свыше 250 отныне должна разработать подробную документацию о причине и объеме сбора данных, а также описать технические средства их передачи, обработки и обеспечения конфиденциальности.

Интересно, что свободное распространение информации, которое стало символом открытого рынка и западных демократий, в последние годы столкнулось с противодействием со стороны своих же апологетов. Запрос на приватность и безопасность информации пришел вслед за бесконтрольным информационным потоком, куда попадали любые куски информации — от личных до политически чувствительных. Западные страны сами же подорвали веру людей в свободный интернет и безопасность информации — вспомним лишь дело Эдварда Сноудена. Законность, справедливость и прозрачность интернета не смогли выжить сами по себе и превратились в законодательное требование, которое сильно не изменит реальность, но даст пользователям формальное ощущение безопасности.

В мире

  • 3,93 млрд пользователей интернета
  • 2,23 млрд пользователей Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)
  • 1,88 млрд число сайтов

Каждую секунду отправляется

  • 2,69 млн мейлов
  • 67,3 тыс. поисковых запросов Google
  • 849 фото в Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)
  • 8061 твитов совершается
  • 3170 Skype-звонков просматривается
  • 74000 видео на Youtube

Источник: internetlivestats.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Озон Фармацевтика»: инновации для доступных лекарств «Озон Фармацевтика»: инновации для доступных лекарств

За 20 лет «Озон Фармацевтика» вошла в тройку лидеров фармацевтических компаний

Эксперт
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Дух большой воды Дух большой воды

Почему индейцы боятся «Большой воды» и уходят все глубже в лес?

Вокруг света
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Я тебя — что? Я тебя — что?

Как меняется смысл «ты» в культуре, отношениях и восприятии себя?

Seasons of life
В разряде достаточно рентабельных В разряде достаточно рентабельных

Сокращение урожайности снизило доходность сахарной свеклы

Агроинвестор
Моральный кодекс Моральный кодекс

Мила Ершова о справедливости и вопросах, на которые нет однозначного ответа

Grazia
Психологический портрет: что такое сейфтизм Психологический портрет: что такое сейфтизм

Сейфтизм: что это такое и чего в нем больше — пользы или вреда?

Forbes
Богатые тоже богатеют Богатые тоже богатеют

Доходы богатых россиян росли повышенными темпами в конце 2024 г

Ведомости
Германия пожинает плоды стратегического аутсорса Германия пожинает плоды стратегического аутсорса

Чем были интересны выборы в бундестаг и ждать ли России возвращения Германии

Монокль
Чистые помыслы Чистые помыслы

Какие существуют альтернативы традиционному дизельному топливу для яхт?

Y Magazine
Геолокация резидента Геолокация резидента

Зачем власти обновляют порядок актуализации информации о налоговом резидентстве

Ведомости
Честность как концепция Честность как концепция

Как шефы относятся к чистоте концепции и что в целом думают о честной позиции?

Bones
Открыть в приложении