«Блаженная Ксения. История любви»

ЭкспертКультура

Национальный театр: «Блаженная Ксения» под дождем

Национальный драматический театр открыл новый сезон во Пскове показом спектакля «Блаженная Ксения. История любви» под открытым небом

Вячеслав Суриков

Национальный драматический театр (Александринский театр) открыл новый сезон во Пскове

К новому названию Александринки — Национальный драматический театр — еще предстоит привыкнуть. Прежнее он носил с тридцатых годов XIX века до двадцатых годов века следующего, когда его переименовали в Театр имени Александра Пушкина, а спустя еще семьдесят лет снова сделали Александринским. В начале XXI века в него приходит новатор и харизматик Валерий Фокин, карьера которого началась с необычайно успешной постановки «Валентин и Валентина» на сцене театра «Современник» в начале семидесятых. В Александринском театре он ставит спектакль «Ревизор», и с этого момента начинается процесс их взаимного притяжения. Валерий Фокин становится художественном руководителем театра, инициирует генеральную реконструкцию здания и затевает строительство Новой сцены на месте бывших мастерских. Все это время Александринка стремительно движется к тому, чтобы вернуть себе статус театра, который не просто создает новые постановки и продает на них билеты, но театра, в котором вершится история.

Следующий этап — ребрендинг театра и расширение его географических границ: в этом году Национальный драматический театр объединился с Псковским драматическим, а в обозримом будущем у театра появится здание в Москве, общая площадь которого превысит 30 тыс. квадратных метров. Валерий Фокин создает не просто национальный театр, прототипом которого является исторический Александринский и современные парижский «Комеди Франсез», венский Бургтеатр, лондонский «Друри Лейн», а национальный театр нового типа, который не только показывает лучшие стороны национального характера, но и исследует его историю. «Я понял, что есть еще одна важная вещь, — рассказал он в интервью “Эксперту” в марте этого года, — не только эстетическая: если мы показываем национальную историю, национальный характер, мы должны показывать ее с точки зрения сложности характеров, с точки зрения сложности политических и исторических вещей. Потому что как может национальный театр обойти историю в ее узловых моментах?»

Открывший новый сезон спектакль «Блаженная Ксения. История любви» рассказывает историю святой Ксении Петербургской. Во Пскове актеры Национального театра играли его под открытым небом в пространстве местного кремля. Осенний дождь пошел почти сразу, сначала очень мелкий, почти слепой, через несколько сцен усилился, и его струи стали хорошо видны в свете софитов. Спектакль выстроен так, что актеры выходят на сцену, отыгрывают свои эпизоды и покидают ее — все, за исключением исполнительницы главной роли Анны Блиновой: она остается на сцене на протяжении всего спектакля, который длится почти полтора часа. Дождь усиливал эмоции разыгрываемых сцен и нещадно поливал актрису, которая, претерпевая холод, ни на мгновение не вышла из образа. Но оно того стоило. На глазах у зрителей произошло почти чудо: природа вошла в резонанс со спектаклем и привнесла в сценическое действие созданные ею спецэффекты, благодаря которым граница между условной сценической реальностью и реальностью исторической стала очень зыбкой.

Спектакль «Блаженная Ксения» рассказывает о судьбе святой Ксении Петербургской

В спектакле «Блаженная Ксения» мы видим замысел того, что может происходить на сцене Национального театра. Это нетривиальная драматургия. Спектакль поставлен по переработанной силами театра пьесе Вадима Леванова «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии». Святая на сцене театра — редкость. Тем более в качестве главной героини. На сцене Ксения Блаженная словно бы оказалась в точке пересечения времени и пространства, в которой ей открылось все тайное и явное, в которой не она шла сквозь историю, а история шла сквозь нее, вместе со всеми несчастьями, претерпеваемыми людьми, ее населяющими. Это рассказ и о Ксении Блаженной, о той любви, которая стала для нее движущей силой в ее подвижничестве, и одновременно проявление мистической реальности, в которую после смерти перемещается главная героиня и уже внутри нее остается вместе с жителями Петербурга. Манифестация этой реальности — одна из самых ярких линий в спектакле, которая получила новую энергию в пространстве Псковского кремля.

Псковский драматический театр возглавляет Дмитрий Месхиев. Поставленный им фильм «Свои» получил «Золотого Георгия» на XXVI Международном Московском кинофестивале. Первая и пока единственная «Золотая маска», полученная актрисой Дарьей Чураевой за роль второго плана в спектакле Петра Шерешевского «Ревизор» в прошлом году, — и его достижение тоже. В этом году он решился на первую режиссерскую постановку в театре. Действие разворачивается в пространства буфета театра, где зрители, как и полагается, сидят за столиками. В спектакле-концерте «Постой, паровоз!» звучат песни в жанре русского шансона как концентрат человеческих эмоций, которые выплескиваются в стихи и музыку. Если спектакль «Ксения Блаженная» обозначает мистическое измерение русской истории, то «Постой, паровоз!» распечатывает эмоции, ее наполнявшие. И в том и в другом случае это театр, который стремится сломать стереотипы восприятия сценического действа.

Для Псковской драмы плюсы объединения с очень сильным театром — по всей видимости, это первое подобного рода событие в истории отечественного театра — очевидны: перед ними открываются новые возможности и для приглашения режиссеров новых постановок, и для продвижения себя. Театр сохраняет право и на прежнее название, и на независимую репертуарную политику и при этом получает доступ к ресурсам Национального драматического театра, с которым по степени значимости и влиятельности может соперничать разве что Большой театр. У актеров увеличилась зарплата. По словам сотрудников, если раньше средняя зарплата актеров Псковского драматического составляла двадцать тысяч рублей (актеры могли получать и по десять тысяч), то сейчас она достигла шестидесяти тысяч, а верхний уровень зарплат может дотянуться и до ста. Театр, по всей видимости, ждет ряд метаморфоз, который должны его усилить, но насколько они будут болезненными, пока не очевидно.

Александринский театр в процессе объединения, которое формально уже состоялось, но фактически еще только началось, превращается из театра императорского, каковым он был до сих пор, в тот самый национальный театр. Для того чтобы это произошло не формально, а по сути, ему, видимо, и потребовалось перебросить мостик в театр региональный, соединиться с ним с помощью сообщающихся сосудов. По крайней мере, со стороны это выглядит именно так. В России есть два режима жизни в театре: один — условно провинциальный (театр может территориально находиться в Москве или Санкт-Петербурге), когда в жизни актеров и режиссеров есть сцена и ничего больше, и столичный, когда сцена — это только часть насыщенной и разнообразной жизни. Сам Валерий Фокин, несмотря на то что он не один год настойчиво и последовательно двигался к объединению двух театров (сначала в фокусе его внимания был Ярославский театр), оговаривается, что он и до сих продолжается задаваться вопросом: для чего это нужно, в чем смысл этой экспансии?

Со стороны просматривается, что смысл — в преображении русского театра в целом. Сейчас мы видим, как в каких-то отдельных его частях творческая жизнь протекает с небывалой интенсивностью, при этом значительная часть театров оттеснена на периферию зрительского внимания, они ведут слишком локальный образ жизни, и им не хватает ресурсов, чтобы выйти на новую высоту. Валерий Фокин в том же мартовском интервью «Эксперту» это признавал: «Много плохих театров, мы это знаем. С другой стороны, если сказать: “Давайте возьмем шестьсот театров, сколько там у нас в стране, и сделаем триста или четыреста” — они рубанут сразу, им по барабану. Я считаю, что в каком-то городе, даже если там плохой театр, его надо оставить, потому что он должен быть. Другое дело, надо думать, что с ним делать. Надо приводить студентов с молодыми режиссерами, привозить выпускников, давать им жилье. Надо думать о кадровой политике, а как иначе? Надо не бояться вводить контрактную систему. Пока ее нет, ничего не произойдет. Как люди сидят, так они и будут сидеть до гражданской панихиды».

Отечественная театральная система, созданная в советский период и сохранившаяся с тех пор почти в неизменном виде, ждет перезагрузки. Возможно, создание Национального театра — запуск процесса, который изменит русский театр, разнообразит число организационных форм, в которых он может существовать, — и он очень в этом нуждается.

В спектакле Валерия Фокина «Блаженная Ксения. История любви» главную роль сыграла Анна Блинова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Межнациональный расчет Межнациональный расчет

Стоит ли безоглядно открывать страну для чужаков?

Эксперт
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Зеленый конвейер Зеленый конвейер

Основатель производителя электрокаров Arrival возглавил рейтинг Forbes

Forbes
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
«Страсти по Бумбарашу»: театр на пределе возможностей «Страсти по Бумбарашу»: театр на пределе возможностей

В Театре Олега Табакова — премьера спектакля в постановке Владимира Машкова

Эксперт
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Трудности переводчика Трудности переводчика

С какими проблемами сталкиваются переводчики

Forbes
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Куда поплыла ипотека Куда поплыла ипотека

Неожиданный для российского рынка продукт предложил ТКБ Банк: плавающая ставка

Монокль
Траурные церемонии Траурные церемонии

Как изменялся траурный церемониал в России?

Дилетант
Богатые тоже богатеют Богатые тоже богатеют

Доходы богатых россиян росли повышенными темпами в конце 2024 г

Ведомости
Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила» Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила»

Решил, что покажу — повар может быть рок-звездой

Bones
Женский бег с препятствиями Женский бег с препятствиями

Женщины Древней Греции и Спарты: спорт как способ борьбы за свободу и права

Знание – сила
«Актив на самом деле уникальный» «Актив на самом деле уникальный»

Кирилл Ершов — о развитии подконтрольной холдингу компании «Ростагро»

Агроинвестор
Разведка по патенту Разведка по патенту

Как новая экосистема патентной аналитики поддержит процесс импортозамещения

Ведомости
Расписание света Расписание света

«Дом и виноград» — арт-пространство, где на входе выдают домашние тапочки

Seasons of life
Парфюмерный этикет Парфюмерный этикет

Как правильно использовать ароматы

Grazia
Связь поколений Связь поколений

Даже если дети не сразу готовы стать вашими преемниками, они всегда рядом

Bones
Открыть в приложении