Разгрызенный полуостров
Строго говоря, граница между Южной Кореей и КНДР проходит не по 38-й параллели, а вблизи неё. Но называют её всё равно «38-й параллелью». Говоря юридически, это не просто граница, а Военная демаркационная линия, по обе стороны от которой находится демилитаризированная зона.
Генерал Дуглас Макартур скептически относился к идее перемирия между Севером и Югом. Его, наверное, можно понять. Для легендарного военачальника Второй мировой Корейская война стала крушением карьеры. В апреле 1951-го Макартур был отправлен в отставку, что вызвало грандиозный скандал как в США, так и в Корее. Увидев проект мирного договора и карту полуострова, рассечённого границей, отставной генерал будто бы воскликнул: «Похоже на червяка, который прогрыз Корею насквозь». Подтверждения этой легенде нет, однако сравнение очень точное. Демилитаризированная зона, нанесённая на карту, действительно похожа на червяка, прокопавшего себе ход из Японского моря в Жёлтое.
Параметры
250 километров в длину, четыре — в ширину. Ширина — ключевой параметр. В мирном соглашении было прописано, что стороны должны отвести свои войска на два километра от Военной демаркационной линии — линии фронта на момент прекращения огня. Демаркационная линия — это сердце и ось демилитаризированной зоны (ДМЗ).
Мирный договор очень жёстко регулирует количество военных, которые могут находиться внутри зоны, а также оружие, которое они могут там использовать. Им разрешено патрулировать свою часть ДМЗ, но строжайше запрещено пересекать демаркационную линию. Её пересечение, даже полшага за черту, в обязательном порядке проверяют на знание условий мирного договора. Этот экзамен нужно пересдавать раз в полгода. Даже одна ошибка может быть основанием для перевода военнослужащего в другую часть.
За пределами зоны, разумеется, никаких ограничений по количеству военных и вооружений нет. Территории, прилегающие к ДМЗ, заминированы как с севера, так и с юга. В своё время Соединённые Штаты пошли на хитрость и освободили свои военные части, несущие службу на 38-й параллели, от необходимости уничтожить противопехотные мины. Дело было в 2014 году, решение властей США вызвало очень большой скандал, поскольку противопехотные мины давно уже запрещены к применению в любой форме. В итоге стороны пришли к компромиссу: в 2018 году обе Кореи провели мероприятия по разминированию прилегающих территорий. Процесс длился около трёх недель, но военные специалисты уверены, что противопехотных мин в земле осталось ещё очень много.