Как перестать работать за других

ЛизаБизнес

За себя и за того парня

Как перестать работать за других

Текст: Мария Минаева

«Мы можем положиться только на тебя!», «Больше никто не сможет». Если ты слышишь подобное на работе, то, вероятно, ты хороший специалист. И с такой же вероятностью у тебя синдром «спасателя». Как начать уважать свой труд и отказаться от лишней работы, рассказывает психолог Ксения Аверс.

Дело в организации

В некоторых компаниях очень низкая корпоративная культура. Например, принята «дедовщина», когда «старички» сваливают всю работу на новеньких. Начальство тоже не прочь навесить на новичков кучу дополнительных задач, вынуждая их работать сверхурочно, что, разумеется, не оплачивается. Поэтому в таких компаниях большая текучка. Иногда новички не могут выдержать и трех месяцев – испытательного срока. Они уходят, а на их место приходят новые «жертвы». Если ты поняла, что попала в такую компанию, вряд ли тебе стоит бороться с ветряными мельницами. Лучше искать другую работу.

Если же тебе удастся выжить в такой компании, то потом место агрессора автоматически займешь ты. Такие деконструктивные рабочие отношения будут негативно влиять на твою психику и нервную систему.

Сама виновата

Если с компанией все в порядке, а ты все равно выполняешь чужую работу или пашешь сверхурочно – значит, причина в тебе.

Низкая самооценка

Если человек добровольно позволяет собой пользоваться либо берет чужую работу на себя, значит, у него низкая самооценка. И как следствие – желание понравиться другим людям, получить одобрение начальника, завоевать уважение коллег, стать значимой частью коллектива. Человек с низкой самооценкой не позволяет себе принимать любовь просто по факту своего существования. Поэтому возникает компенсаторика – он стремится стать хорошим для других, чтобы получить больше внимания. Но, кроме него самого, обычно этого никто не замечает.

Окружающие просто начинают неосознанно им пользоваться и сваливать на него все больше своей работы. Взамен они могут «поглаживать» его: говорить комплименты, предлагать мнимую дружбу, вместе обедать, приносить кофе. Другими словами, уделять некоторое внимание. Человек с заниженной самооценкой не привык получать внимание просто так. Он не признает тот факт, что он сам по себе интересен и достоин того, чтобы с ним дружили, общались, пили кофе, обедали и ходили куда-то после работы.

Поэтому он пытается это все компенсировать какой-то значимостью – быть удобным и полезным. Обычно такой стереотип поведения формируется в детстве, когда ребенку родители уделяли недостаточно внимания и давали мало любви. Например, говорили: «Будешь хорошо учиться, купим тебе велосипед». В таком случае ребенок пытался быть хорошим, чтобы заслужить любовь родителей, похвалу и поощрение.

Такое поведение продолжается и во взрослой жизни. Если ты обнаружила, что таким способом получаешь внимание коллег или хочешь услышать похвалу начальства, пытаясь построить на этом карьеру, тебе необходимо повысить свою самооценку. И, скорее всего, стоит обратиться к психологу за помощью.

Люди со здоровой самооценкой не берут на себя чужую ответственность. Они выполняют только свои обязанности, получая за это и премию, и похвалу. Они делают то, что должны. Такие люди не хватаются за все, не берут чужих задач, не перерабатывают, не засыпают на рабочем месте от утомления, не страдают от депрессии. У них хорошие отношения с коллегами и руководством, они эффективны в зоне своей ответственности, показывают хорошие результаты и быстро продвигаются по карьерной лестнице.

Неумение выстраивать личные границы

Если человек взваливает на себя чужие обязанности и не может сказать «нет», значит, он не умеет отстаивать свои границы. Это довольно распространенное явление. Нас долго воспитывали, что коллектив важнее индивида, что мы должны выручать другу друга, жертвовать личным. Подобные установки закладывались нашими бабушками и мамами, мешая нам реализоваться во взрослой жизни. И многие люди до сих пор не умеют отстаивать свои границы и говорить «нет».

Допустим, ты понимаешь, что на тебя пытаются свалить чужую работу. И тебя это раздражает. Но ты не можешь отказать и вновь соглашаешься взять чужую ответственность на себя. Как корректно отказать? Сказать: «Нет, потому что...» И далее привести несколько аргументов. Важно это делать дипломатично, не переходя на личности и не обвиняя других. Иначе это перерастет в конфликт.

Есть люди, которые долго терпят, но в какой-то момент, когда у них накапливается критическая масса возмущения, они взрываются: обвиняют начальника, коллег, клиентов – всех вокруг. Зачастую такие конфликты приводят к ухудшению отношений в коллективе и увольнению. Поэтому важно отслеживать свою первую реакцию, когда тебе что-то не понравилось, когда ты поняла, что это не твоя работа и не твоя зона ответственности.

Нужно этот момент заметить и обговорить со своим непосредственным руководителем. Ты должна объяснить, что из-за дополнительных обязанностей пострадает твоя основная работа, качество результатов и так далее. Если же тебя в экологичной форме просят переработать по важной причине (например, заболела коллега), то такие договоренности должны быть зафиксированы хотя бы корпоративным письмом с четкими условиями компенсации – бонусами, премией, дополнительными выходными.

Желание подняться по карьерной лестнице

Иногда человек так сильно хочет продвинуться по службе, что начинает брать на себя чужую ответственность и даже принимать решения за начальника. Он думает, что знает лучше, что и как делать, поэтому плюет на распоряжение руководителя и поступает по-своему.

Это не просто нарушение субординации. По сути, сотрудник отказывается выполнять поставленную перед ним задачу, т. е. свои служебные обязанности, тот фронт работ, за который отвечает. При этом он пытается руководить. Но готов ли он взять ответственность за это? Порой нам кажется, что босс идиот и ничего не понимает, но мы не всегда правы.

Зачастую мы просто не знаем всех вводных данных. У твоего шефа, скорее всего, есть свой шеф, который дает ему распоряжения, предъявляет определенные требования. В большинстве случаев начальник не транслирует всего этого своим подчиненным. Не видя полную картину, можно сделать неправильный вывод. Если ты не согласна с шефом, выскажи свое мнение, приведи аргументы. Профессиональные споры – это нормально. Ненормально идти наперекор, не владея всей информацией.

Как не брать на себя лишнего

1. Обговори зону своей ответственности

При приеме на работу важно проговорить свои служебные обязанности, а затем их зафиксировать на бумаге. Проверь все, перед тем как подписывать документ – тебе обязаны его выдать. Если работодатель его не предоставляет, сама предложи зафиксировать свой будущий функционал. Это важно, ведь так на тебя будет сложно взвалить кучу других задач.

2. Определи качество

Важно обговорить не только то, что тебе надо выполнить, но и как именно это делать и какого результата от тебя ждут. В крупных компаниях разработаны стандарты качества работы. Если нет, предложи их сформулировать, чтобы обезопасить себя от недоразумений.

3. Сравни свои ценности и ценности компании

Если они лежат в разных плоскостях, то рано или поздно все может закончиться конфликтом и недовольством обеих сторон. Поэтому, если в течение первого месяца работы ты понимаешь, что ваши ценности совсем не сходятся, лучше параллельно искать другую работу и не задерживаться в этом месте.

4. Защищай свои границы

Когда зона твоей ответственности и должностные обязанности зафиксированы документально, это становится твоими границами, которые ты должна отстаивать. Если тебе поручают задачи, не входящие в твои обязанности, значит, ты должна договориться с руководством о разумной компенсации – дополнительных выходных, доплате. Другими словами, нужно всегда получать соразмерное вознаграждение за то, что ты работала больше положенного.

5. Учись разделять личные и рабочие отношения

По статистике, в России более 70% людей считают, что хороший коллектив гораздо важнее, чем, например, достойная зарплата или интересная работа. С одной стороны, это понятно, ведь мы большую часть своей жизни проводим именно на работе, поэтому нам хочется, чтобы нас окружали нормальные люди. Мы стараемся поддерживать дружеские отношения с коллегами, иногда заводим служебные романы. Иначе говоря, мы тащим на работу и «личные» сферы жизни. И тогда мы можем «расплачиваться» за дружбу, отношения, внимание, выполняя чужие обязанности. Чтобы стать более эффективным сотрудником и добиваться лучших результатов, тебе нужно научиться четко разделять личные отношения и рабочие. Но если у тебя никак не получается это сделать, не зазорно обратиться к психологу и выяснить истинные мотивы своего поведения.

6. Проявляй инициативу

Но лишь на своем участке ответственности. Делая лучше и больше в рамках своих служебных обязанностей, ты станешь максимально эффективной. Таких сотрудников всегда замечает руководство. Эффективность и инициативность в своей зоне ответственности – это залог удачной карьеры, здоровой психики и здоровых отношений в коллективе.

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Черное без черного Черное без черного

Парадоксы Ренуара и его «Девушек в черном»

Вокруг света
Сильная доля: пять женщин, которые изменили академическую музыку Сильная доля: пять женщин, которые изменили академическую музыку

Композиторы, которые нарушили гендерное однообразие в сфере классической музыки

Forbes
По пути «Из варяг» в… Испанию По пути «Из варяг» в… Испанию

Путешествие на лодке Hallberg-Rassy 48: от берегов Скандинавии в Испанию

Y Magazine
8 фактов о королеве Елизавете II, в которых она предстает совсем не по-королевски 8 фактов о королеве Елизавете II, в которых она предстает совсем не по-королевски

Факты о королеве Елизавете II, нетипичные для монаршего статуса

Maxim
Почти половину смертей от рака можно предотвратить Почти половину смертей от рака можно предотвратить

Почти 50% смертей от рака во всем мире вызваны предотвратимыми факторами риска

ТехИнсайдер
Озонирование воздуха заставило кожу создать вокруг человека окислительное поле Озонирование воздуха заставило кожу создать вокруг человека окислительное поле

Выделяемые кожей человека вещества приводят к образованию вокруг него поля

N+1
Как эффективно работать на удаленке и не выгорать: способы организации работы дома Как эффективно работать на удаленке и не выгорать: способы организации работы дома

Как организовать свою работу дома, чтобы не выгореть и ни на что не отвлекаться

ТехИнсайдер
Мертвым вход воспрещен: 5 мест, в которых нельзя умирать Мертвым вход воспрещен: 5 мест, в которых нельзя умирать

В мире есть места, где умирать людям по тем или иным причинам нельзя

Вокруг света
10 красивых имен со всего света, которые приносят богатство 10 красивых имен со всего света, которые приносят богатство

Подборка редких и не очень имен, заряженных на финансовое благополучие

Вокруг света
Подвижное в подвижном Подвижное в подвижном

Григорий Ревзин о Сирано де Бержераке и о том, как Вселенной достичь гармонии

Weekend
Диета при артрите: какие продукты есть, чтобы облегчить боль Диета при артрите: какие продукты есть, чтобы облегчить боль

Продукты, которые помогут облегчить боли при артрите

ТехИнсайдер
Палеоантропологи диагностировали у алтайского неандертальца верхнечелюстной синусит Палеоантропологи диагностировали у алтайского неандертальца верхнечелюстной синусит

Палеоантропологи исследовали фрагмент левой верхней челюсти неандертальца

N+1
Как читать «Двенадцать» Блока Как читать «Двенадцать» Блока

Как Александр Блок относился к революции и в чем его упрекали современники

Культура.РФ
Секс после развода. 10 советов, чтобы ничего не испортить Секс после развода. 10 советов, чтобы ничего не испортить

Что сделать, чтобы секс с новым поклонником или бывшим мужем был приятным?

Лиза
Мария Червоткина Мария Червоткина

Креативный консультант, ютьюб-блогер и арт-директор марки GATE31

Собака.ru
Сколько часов в день спят собаки? Сколько часов в день спят собаки?

Нормально ли то, что собаки спят так много?

ТехИнсайдер
Вскрытие покажет: до России добрался новый фильм Кроненберга «Преступления будущего» Вскрытие покажет: до России добрался новый фильм Кроненберга «Преступления будущего»

«Преступления будущего» — образцовый философский боди-хоррор

Правила жизни
Царская семья: последние дни Царская семья: последние дни

Расстрел царской семьи - вопрос, по которому появляются все новые подробности

Караван историй
Сладкий яд: ученые описали изменения в мозге крыс, которые 2 месяца пили кока-колу Сладкий яд: ученые описали изменения в мозге крыс, которые 2 месяца пили кока-колу

Новое исследование подтвердило вред сладких газированных напитков

Вокруг света
Как просто и дешево очистить смеситель от известкового налета: секретный прием сантехников Как просто и дешево очистить смеситель от известкового налета: секретный прием сантехников

Как справиться с известковым налетом?

ТехИнсайдер
Вспомнить все: как запустить игры с Dendy и SEGA на ПК? Вспомнить все: как запустить игры с Dendy и SEGA на ПК?

Сегодня мы расскажем вам, как запустить игры с 8- и 16-битных консолей на ПК

CHIP
«Тихое увольнение»: как начальники непроизвольно заставляют сотрудников уйти «по собственному» «Тихое увольнение»: как начальники непроизвольно заставляют сотрудников уйти «по собственному»

Как руководители негласно указывают сотрудникам на дверь?

VC.RU
Прозаичная смерть: как погиб великий Чингисхан и есть ли в мифах зерно истины Прозаичная смерть: как погиб великий Чингисхан и есть ли в мифах зерно истины

Существуют множество легенд о том, как умер Чингисхан

ТехИнсайдер
DeepMind тоже любит футбол. Цифровая модель учится играть, глядя на людей DeepMind тоже любит футбол. Цифровая модель учится играть, глядя на людей

Как искусственный интеллект учится играть в футбол

ТехИнсайдер
Почему в отношениях не нужно быть удобной женщиной Почему в отношениях не нужно быть удобной женщиной

Иногда женщины думают, что быть удобной — значит обеспечить себе идеальную жизнь

Psychologies
Имитация несъедобных предметов защитила животных от хищников лучше других видов маскировки Имитация несъедобных предметов защитила животных от хищников лучше других видов маскировки

Имитация несъедобных предметов является самой эффективной защитной окраской

N+1
С чем носить кожаные брюки в этом сезоне: 8 лучших стритстайл-образов с Недель моды С чем носить кожаные брюки в этом сезоне: 8 лучших стритстайл-образов с Недель моды

Ну что, рок-звезда, ты готова к новому сезону?

VOICE
Охотник на студенток: история маньяка Бориса Гусакова, делавшего скульптуры из тел Охотник на студенток: история маньяка Бориса Гусакова, делавшего скульптуры из тел

До сих пор никто точно не знает, сколько жизней на совести этого преступника

VOICE
10 фактов из жизни Майи Плисецкой 10 фактов из жизни Майи Плисецкой

Интересные факты из жизни известной советской балерины — Майи Плисецкой

Культура.РФ
Женщины за 40 — поколение «без возраста»? Женщины за 40 — поколение «без возраста»?

Как чувствуют и живут нынешние 40-летние

Psychologies
Открыть в приложении