Королева книжного рынка
Тираж книг Холли Вебб выше, чем у Дарьи Донцовой
В прошлом году общий тираж книг британской детской писательницы Холли Вебб в России превысил 1,2 млн экземпляров. Это позволило ей почти на 150 тыс. обойти Дарью Донцову, на протяжении многих лет царившую на отечественном книжном рынке. Еще в 2017 году у Донцовой было 1,3 млн экземпляров, а у Вебб — все те же 1,2 млн. В 2016-м у первой было чуть больше: 1,308 млн, тогда как у второй — «всего» 595 тыс. А в 2014 году Холли Вебб не входила даже в двадцатку самых издаваемых в России детских писателей. Сегодня по тиражам она превосходит как ныне живущих детских писателей (выше тиражи только у Корнея Чуковского), так и взрослых.
Холли Вебб сорок три года. Она автор уже 128 книг. Живет в небольшой квартире в Рединге, стоящем на реке Кеннет — притоке Темзы — вместе с мужем, тремя детьми и тремя кошками. Работает в бывшем гараже, который превратила в свой кабинет «с большим креслом и множеством полок». Свою первую книгу она написала в двадцать восемь лет. Наброски к ней делала в поезде по пути на работу в издательство из Рединга в Лондон и обратно — по полчаса утром и вечером. В начале сентября она стала гостем XXXII Московской международной книжной ярмарки. Там «Эксперт» встретился с ней, чтобы понять, как ей удалось достичь такой популярности.
— Как вы думаете, почему детская литература сейчас настолько востребована, что стала заметно отрываться по тиражам от всех остальных направлений в литературе? Не знаю, как в Великобритании, но в России это очевидно.
— Я не думаю, что это какой-то новый тренд, ведь дети всегда находят для себя что-то новое в книгах, несмотря на наступление цифровой эпохи. Грустно, что этому уделяется не так много внимания. В Великобритании на детскую литературу тоже приходится бóльшая доля продаж, но в медиа ее, как правило, обходят стороной.
— Ваши произведения востребованы в других медийных форматах? Они экранизируются?
— Я бы очень хотела, чтобы это произошло, но, к сожалению, здесь от меня ничего не зависит. Пока есть только приложение с игрой. Хорошо бы появилась кинокомпания, которая захотела бы сделать сериал по моим книгам.
— Но как раз это и удивительно! Обычно книги, в том числе детские, обретают такую популярность только после того, как по ним снимут большой фильм, как это произошло с «Гарри Поттером» Джоан Роулинг, а ваши книги обошлись без подобной поддержки. Я спрашиваю, чтобы удостовериться, что все произошло именно так.
— Это может оказаться и пугающим: когда вокруг книги разворачивается такая огромная история и ты не знаешь, как изменятся твой сюжет и твои персонажи. В этом случае теряешь контроль над тем, что происходит.
— Вам пришлось приложить усилия, чтобы найти нужную интонацию для своих книг? Вы ее просчитывали или она родилась естественным образом?
— Это был естественный процесс, поскольку, прежде чем начать писать, я шесть лет работала в издательстве редактором и задумка моей первой книги родилась в ходе редакционного мозгового штурма. Она предназначалась для другого автора, но потом у меня появилась идея что-то написать, и я реализовала эту задумку сама. За шесть лет работы редактором я прочитала очень много книг, этот опыт суммировался с детской любовью к чтению, что и сформировало мой стиль и понимание аудитории.
— Кажется, что сделать котенка героем своей книги — первое, что приходит в голову детскому писателю, но, как потом выясняется, это не гарантирует успеха: должна возникнуть какая-то магия. Как все произошло у вас?
— Почему эти книги работают? Потому что в них сходятся две точки зрения: ребенка и животного. Я в детстве очень любила животных и проводила с ними много времени, и это позволяет мне создавать их образы максимально антропоморфными. Из моих книг дети узнают, что про них думают животные. Кроме того, я описываю реакцию детей на животных, и наличие этих двух точек зрения заставляет мои книги работать.
— Еще один ваш герой — девочка, наделенная магическими способностями. Она была создана как альтернатива Гарри Поттеру?
— На самом деле идея этого персонажа — Лотти — возникла из ниоткуда. Однажды на работе я решила приготовить себе кофе, и, когда вышла в коридор, у меня возник такой образ. В этих книгах речь идет о волшебном зоомагазине: ты открываешь двери, животные поворачиваются к тебе и понимают, тот ли ты человек, с кем они могут безопасно начать разговаривать. Но в итоге мне потребовалось пять лет, чтобы превратить эту историю в книгу. На самом деле мне просто очень близка идея говорящих животных. Эта книга вышла в свет после того, как был опубликован «Гарри Поттер», но до того, как он стал настолько популярным. Хотя популярность «Гарри Поттера» и других книг про волшебство помогла моей книге расширить аудиторию.
— Говорящие животные встречаются и в книгах ваших предшественников, но что вы как современный писатель можете рассказать своим читателям о мире, в котором они живут? Например, гаджеты. Они фигурируют в ваших книгах?
— Здесь есть свои сложности. Например, с появлением мобильного телефона ребенку стало затруднительно отправиться из дома на поиски приключений. Если раньше он куда-то уходил, терялся и у него начинались приключения, то сейчас это невозможно: он просто кому-нибудь позвонит и его найдут. Общество изменилось, родители начали больше оберегать своих детей, и это понятно: мир стал опаснее. И с учетом такого обстоятельства трудно написать книгу с захватывающими приключениями. Я стараюсь как можно реже помещать гаджеты в свои книги и не упоминать в них какие-то конкретные технологии, потому что они очень быстро устаревают и однажды все просто перестанут понимать, о чем идет речь.
— В связи с популярностью детских книг очень многие писатели, ранее писавшие только для взрослых, пробуют себя в этом жанре. Насколько он специфичен? Может ли в нем попробовать себя каждый?
— Для того чтобы быть детским писателем, нужно уметь идентифицировать себя с ребенком. Важно вспомнить себя в этом возрасте: какие были ощущения, какие приоритеты. Многие ошибочно полагают, что написать детскую книжку легко. В Англии это пытаются делать очень многие селебрити: наряду со своей линией одежды, с видеоблогом, и некоторые из таких книжек действительно получаются хорошими, но бóльшая часть — нет. Здесь важно желание рассказать историю, а не просто добиться факта публикации: посмотрите, я написал детскую книжку.
— Существуют какие-то качества детского писателя, которые вы в себе развиваете? Может быть, делаете какие-то специальные интеллектуальные упражнения?
— Я вынуждена признать, что достаточно ленива. В детстве я очень хотела работать с книгами и собиралась стать библиотекарем, чтобы много читать. И сейчас, когда читаю книги, я говорю себе, что занимаюсь исследованием для новой книги, но самом деле это всего лишь своего рода прокрастинация.
— Назовите три книги, которые вас вдохновляют.
— Первая книга — «Хроники Нарнии». Там есть магия, там есть отношения людей и животных. Вторая — «Маленькая принцесса» Френсис Бернетт. Это современная версия «Золушки». Она про девочку, которая берет свою судьбу в собственные руки, ей очень важно формировать мир вокруг себя, рассказывая истории. Это важно и для меня. Третья книга — «Эмма» Джейн Остен. Там очень сильный женский персонаж. Она тебя злит, ей хочется дать пощечину. И в то же время персонаж тебе нравится, ты хочешь, чтобы она добилась успеха. Книга очень хорошо сделана. Я люблю Джейн Остен.
Фотографии предоставлены издательством ЭКСМО
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl