Психологический портрет: что такое панические атаки
Forbes Young продолжает рубрику «Психологический портрет». В ней мы рассказываем про распространенные психологические и психиатрические феномены (диагнозы, расстройства, фобии и т.д.), которые все чаще встречаются у молодых людей. Сегодня поговорим о панических атаках (ПА) — состояниях, когда человеку кажется, что с ним случится что-то фатальное, ему становится очень страшно, невыносимо, он задыхается, у него учащается сердцебиение. Панические атаки случаются и у взрослых, и у детей и подростков. У последних — все чаще. О природе «маленькой смерти» и о том, что испытывает человек при приступах паники, рассказывает провокативный психолог, гештальт-терапевт и нейродефектолог Дмитрий Гаврилов.
«Первую свою паническую атаку помню как сейчас: я возвращался домой с работы, думал о чем-то своем. Следуя обычным маршрутом, проходя соседнюю многоэтажку, услышал какой-то странный звук и поднял голову. Источник звука я так и не опознал, но сердце бешено заколотилось, я сильно вспотел, уставился на крышу и думал только обо одном: сейчас на меня сверху что-нибудь упадет и я умру. У меня потемнело в глазах, я присел на корточки, но продолжал смотреть наверх. Как неожиданно это началось, так неожиданно и прекратилось — я как будто убедился, что ничего не произойдет и медленно, все еще посматривая на крышу, стал двигаться к своему дому. Несмотря на морозную погоду, мне было очень жарко, придя домой я почти сразу улегся в кровать и моментально уснул. Весь следующий день я был разбитый, меня накрыла дикая усталость.
Через пару недель случилась еще одна паническая атака — в метро: я стал задыхаться на эскалаторе, мне показалось, что я упаду в обморок, покачусь вниз по ступеням и умру. Кровь била по ушам, в какой-то момент я как будто даже оглох. Сердце, казалось, вот-вот выпрыгнет из груди. При этом ноги были как будто стальными, не чувствовались, было ощущение, что я сейчас рухну. Я удерживал себя всем телом на эскалаторе, вцепился в поручень. Только когда я полностью спустился вниз, паника ушла. Помню, что было сложно сделать шаг с эскалатора на «устойчивую» поверхность.
Занятия с психологом дали какие-то ответы, почему я мучаюсь от панических атак: в детстве были события, где мне было очень страшно, от меня ничего не зависело, я никак не мог повлиять на ситуацию, гарантировать свою безопасность. Взрослые не обращали на это внимание. И сейчас мне трудно находиться в обстоятельствах, где от меня ничего не зависит. Мне страшно лететь в самолете и доверять пилоту свою жизнь, хотя я прекрасно понимаю, что удачно долететь и в его интересах. И если нужно куда-то лететь, я всегда пью успокоительное, на всякий случай, потому что не уверен, что смогу себя контролировать и не начну кричать и паниковать в салоне самолета. Если есть возможность добраться пешком или наземным транспортом — я выберу эти варианты. Лифту я предпочту лестницу. Разумеется, если нужен высокий этаж, я проедусь в лифте, но мне будет некомфортно. Каждый раз, когда я думаю о том, что от какой-то ситуации у меня возникнет паническая атака, она возникает. Хотя я пробовал просто не думать об этом — не помогает. Зато помогает разговаривать, — в том же лифте, я переключаюсь на беседу, например, по телефону, и ничего не происходит.