В МХТ имени Чехова — премьера спектакля Сергея Женовача «Бег» по пьесе Булгакова

ЭкспертКультура

Хлудов и другие

В МХТ имени Чехова — премьера спектакля Сергея Женовача «Бег» по пьесе Михаила Булгакова

Вячеслав Суриков

В роли Романа Хлудова — Анатолий Белый, в роли Парамона Корзухина — Игорь Верник

Постановка Женовача восполняет образовавшуюся еще в двадцатые годы прошлого века неполноту в истории театра: Булгаков пьесу для МХТ написал, дирекции она понравилась, да только вот на сцене его так и не пошла — советская цензура, со скрипом, не без вмешательства высших инстанций пропустившая «Белую гвардию», переименованную по такому случаю в «Дни Турбиных», перед «Бегом» воздвигла непреодолимый барьер. И вот ровно через девяносто лет после первой неудачной попытки поставить на сцене МХТ «Бег» Сергей Женовач, будучи художественным руководителем МХТ имени Чехова, в своей новой ипостаси выбрал эту пьесу первой для постановки на сцене того театра, для которого она была изначально предназначена. Это вторая булгаковская пьеса, поставленная им на сцене МХТ; первой пятнадцать лет назад была как раз «Белая гвардия». Среди актеров — исполнителей булгаковских героев появились Анатолий Белый, Михаил Пореченков и Артем Быстров. В новом спектакле они вернулись в мир, созданный воображением Михаила Булгакова.

Сергей Женовач делает главным действующим лицом пьесы Романа Хлудова. Все, что происходит на сцене, — это его сны. Даже в тех узнаваемых эпизодах, в которых присутствие Хлудова автором не прописывалось, герой все равно появляется. Даже в знаменитой сцене карточной игры в Париже между Чарнотой и Корзухиным Хлудов принимает молчаливое участие: он сопереживает сначала попытке Голубкова вытребовать у Корзухина деньги, а потом тому, как Чарнота раз за разом обыгрывает Корзухина. Хотя именно в этот момент, по изначальному авторскому замыслу, Хлудов пребывает в Стамбуле вместе с Серафимой Корзухиной в ожидании возвращения из Парижа Голубкова и Чарноты.

Хлудова играет Анатолий Белый, за те пятнадцать лет, которые прошли с момента его первого выхода на сцену МХТ в «Белой гвардии», ставший одним из ведущих актеров театра и обросший длинным списком театральных и кинематографических работ. Можно предположить, и мы видим это в спектакле, что его опыт и темперамент позволяют не просто выйти на сцену в роли Хлудова, а сделать его центральным персонажем спектакля.

Хотя булгаковская пьеса подверглась авторской переработке, зритель все равно видит на сцене узнаваемый «Бег», даже если он его не читал, а всего лишь видел фильм Алова и Наумова, которые тоже сделали сильный акцент на Хлудове, — у них получился необычайно сильный и запоминающийся образ, воплощенный на экране Владиславом Дворжецким. И если бы одновременно с ним на съемочной площадке не играли свои роли Михаил Ульянов, Алексей Баталов, Евгений Евстигнеев, у Дворжецкого были бы все шансы затмить остальных персонажей.

Женовач сознательно фокусирует внимание зрителей на персонаже Хлудова — тот мечется по сцене и мучается неразрешимыми вопросами, которые задает себе посреди сценического пространства, заваленного человеческими телами. По версии режиссера, все давно уже мертвы, и только память Хлудова воскрешает персонажей пьесы из небытия. Актеры, которым нужно вступить в действие, поднимаются с подмостков, но стоит Хлудову забыть, как они вновь ложатся в ряд бездвижных тел до тех пор, пока Хлудов не вспомнит о них.

«Бег» Женовача на сцене МХТ — это еще и заочная дискуссия с Юрием Бутусовым, который четыре года назад поставил эту пьесу на сцене Театра имени Вахтангова, огорошив зрителей, пришедших посмотреть что-то похожее на фильм, сюрреалистическим действием. Его нельзя соотнести ни с одной из предыдущих постановок, зато оно максимально отвечает жанровому определению «сны». Женовач тоже отталкивается от этого определения, но для него важнее всего ответ на вопрос: чьи это сны? Ни в коем случае не Голубкова, которого играет Андрей Бурковский. В таком исполнении он предстает хлипким интеллигентом, поддающимся любому давлению извне, который не в состоянии постоять за себя, готов остановиться перед первым встретившемся препятствием. У Булгакова Голубков — носитель очень важной для писателя темы любви, возникающей спонтанно, но настолько сильно, что она становится главной движущей силой на всю оставшуюся жизнь. В спектакле Женовача Голубков — это, скорее, большой ребенок, который жаждет обрести мать и вцепляется в ту, которая случайно попадается ему на глаза, — Серафиму Корзухину. Он даже не смешон, он жалок.

В роли генерала Чарноты — Михаил Пореченков, в роли Люськи Корсаковой — Ирина Пегова

Чарнота в исполнении Михаила Пореченкова, который, напомним, перешел в «Бег» Женовача из его же «Белой гвардии», необычайно подходит по фактуре на эту роль: это огромный человек, который необычайно могуществен на поле боя — это его стихия, но вне битвы он оказывается беспомощным, встречаясь с самыми заурядными бытовыми трудностями. Пореченков появляется на сцене в женском одеянии — Женовач дает ему возможность еще и рассмешить зрителя, что Пореченков тоже умеет делать. Но главная его сцена — игра в карты с Корзухиным. В этой роли на сцене появляется Игорь Верник, еще один актер с ярким медийным шлейфом. Он играет дельца, который способен выжить в любой ситуации. Мы понимаем это по тому, как он одет: с подмостков он восстает в роскошной шубе, которая надета поверх не менее дорого выглядящего пальто. Его единственное слабое место — азарт. Единственная женщина, которая в состоянии его подчинить, — прошедшая огонь и воду Люська Корсакова (в этом образе на сцену выходит Ирина Пегова).

Сценография спектакля задает еще одно прочтение образа Хлудова. Свои гамлетовские монологи он произносит под столбом с перекладиной и оборванными проводами. И если сначала он сигнализирует о той страшной разрухе, посреди которой происходит действие, то чем дальше оно развивается, тем сильнее выстраивается иной ассоциативный ряд: это крест, на котором предстоит быть распятым Хлудову, и все его речи — монологи человека, приговоренного судьбой к распятию за свои собственные грехи. В финале спектакля, когда влюбленные обретают и друг друга, и деньги на то, чтобы хоть как-то устроиться в обозримом будущем, а Хлудов заявляет о своем решении вернуться в Россию, крест, стоящий на сцене, смыкается с верхним пространством и теперь уже пересекает всю сцену сверху донизу. Одна Россия из снов Хлудова окончательно растворилась в пространстве тараканьих бегов, другая понесла свой крест, а Хлудов решил под него подставить и свое изношенное временем плечо.

Фотографии Екатерины Цветковой

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вернуть Лондон в Россию Вернуть Лондон в Россию

Ужесточение фискальной политики привело к возврату беглых капиталов в страну

Эксперт
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Неисправимый романтик Неисправимый романтик

Луи Гаррель про борьбу с аэрофобией, работу с Венсаном Касселем и тюленя

Grazia
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
Меню по сезону Меню по сезону

Зачем менять систему питания в зависимости от времени года?

Лиза
Железные герцогини Железные герцогини

Тренды рынка самых дорогих классических автомобилей мира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Экономический код культуры Экономический код культуры

Опекаемые и окупаемые блага должны обмениваться результатами творчества

Ведомости
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать? Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать?

Как нужно делать музыку, которую будут слушать

Монокль
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года 2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года

Список археологических открытий 2024 года, которые привлекли внимание

Наука и жизнь
Онкопсихология: как специалист может помочь в борьбе с раком Онкопсихология: как специалист может помочь в борьбе с раком

Как онкопсихологи помогают обеспечить комплексный подход к лечению рака

Psychologies
Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету

Высокая роль импорта в российском ТЭКе уходит корнями в период глобализации

Монокль
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок

Непростой сюжет первичного публичного размещения акций

Ведомости
Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям

Реальные случаи, когда кошкам удалось спасти жизнь людям

ТехИнсайдер
Макар Хлебников Макар Хлебников

Макар Хлебников об экспедиции в Якутию, шаманских обрядах и работе с Борисовым

Grazia
Чудесная Чудесная

В созвездии Кит расположилась одна из самых удивительных звёзд нашего неба, Мира

Наука и жизнь
7 фильмов о борьбе с онкологией 7 фильмов о борьбе с онкологией

Культовые фильмы, главные герои которых столкнулись со смертельной болезнью

СНОБ
Оседлать единорога: 10 шагов невротика к спокойной жизни Оседлать единорога: 10 шагов невротика к спокойной жизни

Какие действия помогают обрести долгожданное спокойствие

Psychologies
Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…» Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…»

Все хотят знать, кто такая очаровательная Ника Здорик

Maxim
Американских рэперов заманивают в Россию Американских рэперов заманивают в Россию

Как устроена концертная индустрия в России сегодня

Монокль
Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра

Как проходил эксперимент Мишеля Сифра и к каким он пришел выводам

ТехИнсайдер
В глубинах Бермудского треугольника В глубинах Бермудского треугольника

Снег в глубинах океана и те, кто им питается

Наука и жизнь
Открыть в приложении