В «Нечего бояться» Джулиан Барнс собирает личный опыт наблюдений за смертью

ЭкспертСобытия

Джулиан Барнс. Нечего бояться: мысли англичанина о смерти

Новый лауреат премии «Ясная Поляна» в категории «Иностранная литература»

Вячеслав Суриков

Джулиан Барнс — олицетворение британской литературы XX века, несмотря на то что его главное социальное достижение — он стал лауреатом Букеровской премии — произошло всего десять лет назад. Но за эти десять лет она существенно изменилась, прежде всего была переформатирована сама премия: теперь ее присуждают англоязычным писателям вне зависимости от их гражданства, а следовательно, и американцам тоже. Литературная Британия перестала быть островом, ведущим обособленное от всего мира существование. Она стала куда более многонаселенной и смогла выпестовать за это десятилетие двух нобелевских лауреатов: Кадзуо Исигуро и Абдулразака Гурна. Оба — воплощение всемирных ожиданий от британской литературы нового времени и того стандарта, какому сама пытается соответствовать. Барнс же для него слишком старомоден. И пусть эту его примечательную особенность пока не в состоянии оценить Нобелевский комитет, есть и другие литературные премии.

В «Нечего бояться» Джулиан Барнс обобщает личный опыт наблюдений за смертью: она притягивает его как предел, за которым ничего не происходит. И он мучительно пытается осознать этот парадокс человеческой жизни — как возможно такое: человек жил, жил и вдруг умер. У писателя это происходит несколько по-другому, и это один из микросюжетов в «Нечего бояться»: ему предстоит пережить не только физическую смерть, но и интеллектуальную. Ведь рано или поздно наступит момент, когда его книгу откроет последний читатель. Откроет, прочитает, закроет и по каким-то причинам никому не посоветует прочитать. Писатель заранее негодует по сему поводу, но это не более чем игра: он всего лишь допускает существование последнего читателя, но представляет его себе с трудом. И обозначает таким образом свой едва ли не основной мотив для написания текстов. Он хочет не так уж много: всего лишь бессмертия. И пусть это будут просто вышедшие из его ума сочетания букв и слов, отражающиеся в уме читателя, но и это не так уж мало.

Джулиан Барнс, как и многие в XX веке, предпочел посвятить жизнь поклонению литературе, музыке и живописи, полагая, что именно в них заключена та самая мистическая реальность, неподвластная разрушительной силе времени. И настоящие боги — те, кто ее создает: писатели, композиторы, художники. Джулиан Барнс и сам один из этих богов, во всяком случае хотел стать таковым, но на этом пути его настигает неуверенность в себе: что же будет, когда читатели, которые у меня есть сейчас, умрут и не смогут передать любовь к моим книгам следующим поколениям? И тогда храм, возведенный его собственными интеллектуальными усилиями, однажды окажется пуст, и в этой пустоте растворится мир, созданный силой его воображения. Именно это имеет в виду автор, когда представляет себе последнего читателя. Он так долго обустраивал своими текстами идеальное пространство, куда хотел выскользнуть после смерти и там остаться, но вдруг осознал, что и оно может оказаться конечным.

В «Нечего бояться» автор признает превосходство над собой силы времени и одновременно продолжает ему сопротивляться, но выходит на поединок с ним не в одиночку: помещает в текст людей, в том числе родителей, у которых не будет другого шанса не раствориться в вечности, и здесь же признается, что ему не свойственно ходить на их могилы. Куда чаще он посещает могилы выдающихся деятелей литературы и других видов искусств, тем самым подтверждая тезис, что творчество — намного более эффективный способ привлечь к себе внимание после смерти, нежели рождение и воспитание детей. За исключением одного случая — если один из них вдруг окажется популярным писателем и поместит вас в собственную книгу. Тогда вы получите свою порцию долголетия. Пусть даже при этом он не будет ходить на вашу могилу.

Сперва вас перестают печатать, и вы перемещаетесь в закрома букинистов и специализированных сайтов. Потом, если повезет, наступает короткое возрождение, однадве вещи переиздаются; затем очередной спад интереса, период, когда редкие аспиранты в поисках темы для диссертации устало листают ваши страницы и гадают, зачем было столько писать

Барнс Джулиан. Нечего бояться / пер. Сергей Полотовский, Дмитрий Симановский. — М.: Азбука-Аттикус, 2016. — 416 с. Тираж 2000 экз.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ремонт без границ Ремонт без границ

Как Leroy Merlin меняет стратегию развития и трансформирует бизнес

Эксперт
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
По ком звонит колокол нового миропорядка? По ком звонит колокол нового миропорядка?

Смогут ли современные социальные практики лишить человека свободы воли

Эксперт
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
«Советский Союз часто называют “империей наоборот”» «Советский Союз часто называют “империей наоборот”»

Нельзя говорить, что Советский Союз был «тюрьмой народов» и поэтому развалился

Эксперт
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Наши высочества Наши высочества

Интервью с высокими и талантливыми актрисами сериала «Дылды»

Maxim
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Один за всех: Как искусственный интеллект помогает HR в эпоху кадрового голода Один за всех: Как искусственный интеллект помогает HR в эпоху кадрового голода

Какие задачи для HR решает искусственный интеллект?

Inc.
Как создать пространство для партнерства после рождения ребенка: 4 простых упражнения Как создать пространство для партнерства после рождения ребенка: 4 простых упражнения

Как избежать угасания эмоциональной связи после рождения ребенка?

Psychologies
Мультиколорные зумеры Мультиколорные зумеры

На рынок приходят новые потребители, и производителям предстоит с ними работать

Монокль
Первые 50 лет одиночества Первые 50 лет одиночества

Первая экранизация главного романа Маркеса

Weekend
«Девочке скучно»: новый рассказ Евгении Некрасовой «Девочке скучно»: новый рассказ Евгении Некрасовой

Рассказ Евгении Некрасовой из сборника «Верю / не верю»

РБК
Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером» Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером»

С какими вызовами столкнулась российская наука и как они влияют на работу ученых

РБК
Враги женского здоровья: 5 привычек, которые мешают укрепить мышцы тазового дна Враги женского здоровья: 5 привычек, которые мешают укрепить мышцы тазового дна

Отрывок из книги о женском здоровье «Влюбиться в свое тело»

Psychologies
Балджи у далеких ярких субмиллиметровых галактик сформировались за счет вспышек звездообразования Балджи у далеких ярких субмиллиметровых галактик сформировались за счет вспышек звездообразования

Телескопы ALMA и «Джеймс Уэбб» наблюдали балджи у субмиллиметровых галактик

N+1
Как в лучших домах Как в лучших домах

Выбираем качественную икру для праздничного стола

Лиза
Город, спрятавший свои памятники Город, спрятавший свои памятники

Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация

Weekend
Мэр Анапы — о казаке Илоне Маске и депутатах Мэр Анапы — о казаке Илоне Маске и депутатах

«Новая Анапа» и выборы Совета: как сегодня развивается город-курорт

ФедералПресс
Игорь Тарасов. Я — Сноб: директор Национальной оперной премии «Онегин» Игорь Тарасов. Я — Сноб: директор Национальной оперной премии «Онегин»

Артист Игорь Тарасов — об отдыхе без музыки и примере, который подает ему сын

СНОБ
5 советов, как отключить голову во время секса 5 советов, как отключить голову во время секса

Как перестать думать о неважном и начать чувствовать?

Psychologies
В чем разница между SDR и HDR? Это нужно знать каждому диджитал-артисту! В чем разница между SDR и HDR? Это нужно знать каждому диджитал-артисту!

Как выбрать подходящий формат для вашего проекта? Что значит SDR и HDR?

ТехИнсайдер
Три короны Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо Три короны Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо

Что мы знаем о трех родоначальниках Возрождения: Данте, Петрарке, Боккаччо?

Знание – сила
«Я не в ресурсе»: 7 простых способов это исправить «Я не в ресурсе»: 7 простых способов это исправить

Как восполнить свой энергетический заряд, чтобы «быть в ресурсе»?

Psychologies
Сказочный разворот Сказочный разворот

Как мы все сегодня живем в сказке, почему это легитимно и какой в этом урок

СНОБ
Свет, который меняет город Свет, который меняет город

Почему светодизайн становится важным элементом градостроительства

СНОБ
От гордыни до похоти: какие бывают семь смертных грехов и актуальны ли они сегодня От гордыни до похоти: какие бывают семь смертных грехов и актуальны ли они сегодня

Какой посыл несет в себе каждый из смертных грехов?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении