В Музее Москвы открылась выставка, посвященная создателям советской моды

ЭкспертМода

«Дом моделей. Индустрия образов»: красивая одежда для советских людей

В Музее Москвы открылась выставка, посвященная создателям советской моды

Вячеслав Суриков

Художественно-технический совет в Зеленом зале Общесоюзного Дома моделей одежды. 1970-е гг. Фото: частное собрание

Выставка «Дом моделей» — концентрированный образ советской модной индустрии. Она возникла сто лет назад с открытием при тресте «Москвошвей» Ателье мод. Спустя всего два года оно закрывается. В 1934-м начинает работу Дом моделей на Сретенке. В 1944-м — Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком мосту. В 1960-е он превращается в центр сложной экосистемы, обеспечивающей советских людей одеждой. В Москве проходят показы с участием зарубежных модных домов. Дом моделей вывозит коллекции за пределы СССР. В тот период в него приходит один из самых ярких персонажей мира советской моды — Вячеслав Зайцев. В 1980-е престиж индустрии сходит на нет. Западные вещи становятся все доступнее. В 1990-е Дом моделей еще работает, но его влияние сокращается до минимума. В 2002-м историческое здание на Кузнецком мосту продали новым владельцам. История советской моды завершается. Даже ее архив сохранить не удалось.

В 1920-х годах советская мода ищет принципиально новый стиль, привлекая к его разработке в том числе таких художников, как Вера Мухина и Александра Экстер. Но попытки создать его завершаются ничем. Советская мода продолжает вести диалог с модой западной и подражать ей, уверяя всех, в том числе саму себя, что это не слепое копирование. Модельеры настаивают на том, что они всего лишь заимствуют в ней все самое совершенное. В 1940-х они выбирают стратегию сочетания западных силуэтов с идеологически выдержанным этническим декором. Их достижения если и были доступны, то только привилегированным слоям общества. Всем остальным советской модой полагалась гордиться, как и другими достижениями советской системы, и в то же время повышенное внимание к ней противоречило социалистическому укладу жизни. Даже сам термин «мода» подвергали сомнению, но найти ему аналог не удалось. Едва ли не основным назначением модной одежды становятся ее общественные показы, свидетельствующие о том, что, если ее нельзя купить, это не означает, что ее не существует.

На пике развития модной индустрии амбиции советских чиновников возросли настолько, что они стали требовать от Дома моделей достигнуть того же уровня, что и мода западная. «Советские модельеры, несмотря на железный занавес, имели доступ к иностранным журналам, могли отправиться в составе советской делегации в зарубежные поездки на производства ведущих французских домов мод, — рассказывает куратор выставки, искусствовед, историк текстильного дизайна Ксения Гусева. — Министерству легкой промышленности было важно отобразить в своей продукции, что советские модельеры в курсе модных зарубежных тенденций, но предлагают свою интерпретацию увиденного, разрабатывают модели, в которых прослеживаются общемировые стилистические изменения, но эти модели соответствуют понятиям советской моды: утилитарность, демократичность, классичность, элегантность и вневременность. Модели, разрабатываемые для направляющей коллекции, то есть коллекции, гастролирующей по всему миру и демонстрирующей успехи страны в области швейной и текстильной промышленностей, отличаются очень высоким и художественным, и техническим уровнем и не уступают западным образцам. Но такие модели скорее исключение, они уникальны и выполняют роль витринного образца».

Показ моделей одежды Вячеслава Зайцева в Общесоюзном Доме моделей на Кузнецком мосту. г. Москва. 1965 г. Фото: Александр Стешанов, коллекция мультимедиа АРТ музея, Москва

Цикл создания моделей, предназначенных для массового тиражирования, начинался с технического задания. Оно включало в себя требование соответствовать не только модным тенденциям, но и ГОСТам и ОСТам. Затем модельер придумывал модель и рисовал по шесть-восемь эскизов. Согласовывал их с художественным руководителем цеха и главным художественным руководителем. После утверждения художник выбирал манекенщика или манекенщицу и вместе с технологом-конструктором реализовывал замысел в материале. Сначала результат их работы обсуждал внутренний технический совет, а потом его выносили на комиссию с участием 60–80 представителей торговли, швейных, текстильных и обувных фабрик. После этого художники зарисовывали модель, чтобы представить ее конструкцию в журнале «Я шью сама», в выкройках и технической документации. Далее следовала процедура под названием «расписание», или «итоговый показ». На него приезжали представители фабрик со всей страны. Затем на приглянувшиеся производителям модели готовили техническую документацию. Только после этого их внедряли в производство.

Художник мог приехать и проконтролировать качество придуманной и спроектированной им модели, но что-либо существенное в получившейся продукции он изменить не мог. Каким бы ни был его замысел, советской легкой промышленности под силу были только адаптированные под ее возможности модели. «В Общесоюзном доме моделей одежды разрабатывали новые модели (а также во всех региональных и республиканских подразделениях), но сами их не производили, — поясняет Ксения Гусева. — Эта задача лежала на швейных фабриках, которые выкупали у домов понравившиеся им модели и реализовывали их уже у себя на производстве. В домах шили эталонные образы, то есть образцы-ориентиры, существующие в единственном экземпляре. Ответственность за их воплощение в тираже фактически лежала на швейных фабриках, которым часто не хватало нужных материалов для точного воссоздания модели. В результате получившаяся одежда сильно отличалась от задуманной художником».

Для тех, кого продукция швейных фабрик не устраивала, Дом моделей выпускал журналы с выкройками. Их можно было купить на первом этаже здания на Кузнецком мосту. Подробный анализ кроя новейших моделей и чертежи пропорционально уменьшенных лекал предлагал журнал «Я шью сама», а аналогом западного Vogue был «Журнал мод». «Каждый находил свой способ удовлетворять собственные эстетические потребности, — рассказывает Ксения Гусева. — Главными источниками вдохновения служили кинофильмы и журналы мод, в которых публиковали последние модели из главных моделирующих организаций страны, а также отдельные модели зарубежных домов мод. Горожанки могли прийти, например, в ателье или к любимой портнихе и заказать пошив понравившейся им модели с полосы журнала. Нередко самостоятельно шили себе платье на выпускной, свадебные комплекты, повседневные ансамбли, ориентируясь на последние модные тенденции. Общий уровень портновского мастерства был очень высоким и позволял самостоятельно моделировать себе одежду в соответствии с особенностями комплекции и эстетическими предпочтениями».

Еще одним направлением деятельности Дома моделей была аналитическая и исследовательская работа. Она велась в экспериментальном цехе. На основе этого анализа создавали эскизы моделей, соответствующих ведущим стилевым тенденциям. Они проходили внутрицеховое обсуждение, в ходе которого выбирали лучшие модели. Затем приступала к работе эстетическая комиссия, состоящая из чиновников, ученых и представителей других домов моделей, например Дома моделей обуви и Дома моделей трикотажных изделий. На комиссии заслушивали доклады и вырабатывали рекомендации для работы над перспективной коллекцией. Ее показ проходил на методическом совещании в ВИАлегпроме — Всесоюзном институте ассортимента изделий легкой промышленности и культуры одежды. После того как она принималась, на ее основе готовили сборники методических рекомендаций с детальным разбором образов и чертежами. Их направляли в республиканские и региональные дома моделей. Дальше начинались методические совещания. Затем из лучших работ создавалась направляющая коллекция, призванная служить ориентиром и представлять советскую моду за рубежом.

Единственный экспонат на выставке из категории мужской одежды — костюм в исполнении Александра Игмунда. Именно ему выпала миссия внести разнообразие в гардероб советских мужчин. Ему принадлежит заслуга разделения мужской одежды по возрастным категориям и облегчения конструкции мужского костюма. Благодаря ему в гардеробе советских мужчин появились более спортивные виды одежды, фраки, смокинги, тренчкоты, рубашки со стоечкой, приталенные пиджаки и укороченные куртки. Он преодолевал склонность к униформе, экспериментировал с фактурными материалами и отделкой, прививал советским мужчинам интерес к аксессуарам. Шил костюмы для Леонида Брежнева. Ушел из Дома моделей одновременно с его закрытием. Сорок лет менял к лучшему отечественную мужскую моду. Работа такого масштаба удается не каждому. У него почти получилось.

Модельер Вячеслав Зайцев с манекенщицами. г. Москва. 1965 г. Фото: Александр Стешанов, коллекция мультимедиа АРТ музея, Москва

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Русский авиапром отвоевывает небо Русский авиапром отвоевывает небо

«Суперджет» и серьезный рывок на пути к обретению звания «российский самолет»

Эксперт
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Семья тираннозавра: кошмарные перестановки Семья тираннозавра: кошмарные перестановки

История исследований и пересмотров окаменелостей тираннозавра и его второй вид

Наука и техника
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Борис Макаренков: «Потенциал отечественных авторов колоссален» Борис Макаренков: «Потенциал отечественных авторов колоссален»

О текстах, опубликованных в электронном самиздате, об их авторах и читателях

Эксперт
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Двухминутная процедура по уходу за ногтями, которую надо делать каждый день: советы дерматолога Двухминутная процедура по уходу за ногтями, которую надо делать каждый день: советы дерматолога

Регулярный уход за ногтями — ключ к их быстрому росту и красоте. Как это делать?

VOICE
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Бегство из рупии Бегство из рупии

Снижение курса рупии к доллару связано с оттоком капитала из экономики Индии

Ведомости
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
Славные битвы на африканских озерах Славные битвы на африканских озерах

Суда, обеспечившие британцам безоговорочное господство на озерах

Наука и техника
Как выбрать зубную пасту: правила, о которых вам никто не говорил Как выбрать зубную пасту: правила, о которых вам никто не говорил

Как выбрать подходящую зубную пасту и каких результатов от нее ждать?

ТехИнсайдер
На дуде игрец: 10 голливудских актрис и актеров, получивших «Грэмми» На дуде игрец: 10 голливудских актрис и актеров, получивших «Грэмми»

Кто из голливудских артистов и за что сумел получить премию «Грэмми»

Правила жизни
Вынашивающих потомство в горловом мешке лягушек эвакуировали с чилийского острова из-за смертельного грибка Вынашивающих потомство в горловом мешке лягушек эвакуировали с чилийского острова из-за смертельного грибка

Как редких южноамериканских лягушек спасли в Лондонском зоопарке

N+1
Британские ученые заявили, что родители передают «страх перед математикой» своим детям Британские ученые заявили, что родители передают «страх перед математикой» своим детям

Как «тревожность из-за математики» может передаваться от родителей детям

ТехИнсайдер
«Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных «Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных

Роль животных в повседневной жизни гитлеровской Германии

СНОБ
Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра

Как проходил эксперимент Мишеля Сифра и к каким он пришел выводам

ТехИнсайдер
Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль

Существуют ли страшные водовороты в реальности?

ТехИнсайдер
«Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле) «Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле)

Может ли мощное судно проиграть битву со льдом?

ТехИнсайдер
Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги

Как снять стресс, когда времени ни на что не хватает?

Psychologies
Уголь теряет рынки Уголь теряет рынки

Из-за чего сокращается объем экспорта российского угля

Ведомости
Онкопсихология: как специалист может помочь в борьбе с раком Онкопсихология: как специалист может помочь в борьбе с раком

Как онкопсихологи помогают обеспечить комплексный подход к лечению рака

Psychologies
Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир

Случаи, когда природа демонстрировала свои необычные способности

ТехИнсайдер
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи! Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи!

Как ученые смогли доказать, что под замком Сфорца существуют подземные туннели

ТехИнсайдер
Открыть в приложении