Что будет дальше с навыком чтения

ЭкспертКультура

Человек эпохи Цукерберга: читать, слушать или смотреть?

Что будет дальше с навыком чтения

Вячеслав Суриков

Рэп-исполнитель Мozee Montana — участница концерта «Рэп как новая поэзия»

Когда на экране монитора появилась надпись «Через десять лет мы все превратимся в издателей и распространителей аудиоконтента», аудитория одной из издательских конференций Санкт-Петербургского культурного форума в условиях цейтнота не настояла на том, чтобы увидеть следующий слайд презентации главы «ЛитРеса» Сергея Анурьева. А между тем именно на нем были приведены детали будущего, которое ждет издателей и читателей. «Эксперт» заполучил этот слайд и прочитал следующее: «Доля интернет-магазинов превысит на рынке книг 50–60%. Аудиокниги догонят электронные по объему и перестанут существовать как разные продукты — пользователи будут выбирать книгу, а не формат. По каждой книге начнут выпускать подкаст с участием автора и редактора книги, который будет служить в качестве ее аннотации. Все книги будут иметь аудиоверсию, при этом у 99% из них появятся аудиодорожки, созданные искусственным интеллектом в соответствии с пожеланиями читателя и его персональными настройками (голос, тембр, ритм)».

Дмитрий Глуховский — первый писатель, который создал текст, существующий только в аудиоформате, ведь аудио — это тоже литература. И, обращаясь к нему, мы, по сути, обращаемся к литературным истокам, откуда вышли «Илиада» и «Одиссея». Индийский эпос «Махабхарата», превосходящий по объему «Илиаду» и «Одиссею» вместе взятые, тоже первоначально существовал исключительно в устной форме. Для Глуховского аудиокнига — попытка соответствовать читательским запросам: «Я прихожу к современному читателю туда, где он находится. Сегодня он в большей степени слушатель, чем читатель. Он не хочет читать бумажные книги, они стоят слишком дорого. Хорошо, я готов экспериментировать вместе с вами и рассказать вам историю так, как вы хотите ее сегодня услышать». Борис Макаренков, директор российского представительства компании Storytel, шведского стримингового сервиса аудиокниг, подтверждает предположения писателя. По его наблюдениям, среди пользователей сервиса много тех, кто до сих пор не читал книги, кроме как в школе.

Вывод: однажды в истории человечества наступит момент, когда, как считает Сергей Анурьев, «издательства и авторы при создании книги будут ориентироваться на то, что она будет потреблена прежде всего в формате аудиокниги». Их основное конкурентное преимущество — удвоение времени читателя. Он может слушать книгу и заниматься чем-нибудь еще, например фитнесом. Евгений Капьев, генеральный директор издательства «Эксмо», так прокомментировал в интервью «Эксперту» эти смелые прогнозы: «Суммарно аудиокнига вместе с электронными книгами занимает пять процентов, но на бумажную приходятся остальные девяносто пять. Аудиокнига может сильно вырасти, но на это потребуется еще много времени. До перелома еще далеко. Аудиокниги могут не во всех сегментах себя проявить. Есть жанры, в которых они не очень хорошо продаются. Сейчас не электронная книга замещает бумажную, а наоборот, рынок растет за счет продаж электронных и аудиокниг. Эти форматы привлекают новую аудиторию. Тогда как книжная индустрия к ним адаптировалась. Сейчас книги стали более кинестетичными. Они доставляют эстетическое удовольствие».

Дмитрий Глуховский стал одним из самых успешных современных писателей во многом благодаря очень точному ощущению формата, который может быть востребован читательской аудиторией. В интервью «Эксперту» он сформулировал очень близкое по значению, актуальному для издателей, определение книги и ее роли в жизни человека. По его словам, книга уже не источник знаний — это объект любви, созданный из целлюлозы и типографской краски, «и это объект скорее символический, который является каким-то понятным нам отождествлением этой истории в мире вещей. Он нужен для того, чтобы человек мог подарить его другому человеку, чтобы он мог поставить его на полку, подразумевая, что это книга, с которой он себя соотносит, поэтому она является частью пространства, в котором он живет. Но это не имеет никакого отношения к погружению в нарратив. Если ты влюбился в эту историю, то ты просто хочешь видеть ее физическое воплощение, потому что его проще любить».

Аудиокнига — один из возможных вариантов, которые можно предложить новому поколению читателей, для кого школьное чтение — травматический опыт знакомства с художественной литературой по принуждению. С еще одним психологическим синдромом сталкиваются выпускники школ и высших учебных заведений — это информационное выгорание; оно заставляет ограничивать свой читательский опыт уже прочитанными в период интенсивного обучения книгами. И потом нужно еще мотивировать себя для того, чтобы вновь обратиться к книгам, но уже не чтобы ответить на уроке или семинаре, а стремясь получить ценный опыт, новые знания или просто увлекательно провести время. Художница Лена Шейдлина, у которой в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) более четырех миллионов подписчиков, в ролике, посвященном книгам, предлагает своей аудитории отправиться с помощью текстов в «безграничное море смыслов и образов». «Мальчики, которые читают книги, — это сексуально?» — спрашивает ведущий стрима с участием художницы. «Нет ничего сексуальнее!» — отвечает Лена.

Еще один сетевой хит, популяризирующий чтение у подростков, ролик «Литературные кликбейты», в котором Дмитрий Сыендук провел мастер-класс по привлечению внимания к книгам. В его версии реклама «Преступления и наказания» должна звучать так: «Нищий студент зарубил старуху. Эта бессовестная тварь дрожала от страха. Читать далее». По поводу «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда»: «Этот новый наркотик меняет людей до неузнаваемости. Этот англичанин превратился в маньяка после первой же дозы. Читать далее». Про «Мы» Евгения Замятина: «Такого будущего для своих детей вы бы не хотели. В XXVI веке всех ждет секс по талончикам». Про «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека: «Даже конченый дебил зарабатывает — на войне, продавая краденых собак». Каждый из этих слоганов звучит нетрадиционно для чопорной книжной индустрии, но ролик вышел на канале YouTube, у которого более пяти миллионов подписчиков, и получил свыше двух миллионов просмотров.

И Сыендук, и Шейдлина выступили по поводу книг благодаря проекту ЮФ, направленному на формирование новой читательской аудитории, которая сумеет сохранить интерес к чтению в условиях, когда за внимание читателя борется все большее количество источников развлечения и информации. При этом навык чтения по-прежнему востребован. По данным Евгения Капьева, современный человек читает не меньше двух часов в день, но только девять минут приходится на книги. И задача индустрии — увеличить объем чтения в рамках этих, уже выделенных человеком на чтение, двух часов. Он уверен, что книги никогда не умрут, в первую очередь потому, что у издателей благодаря обратной связи есть четкое представление о востребованности тех или иных тем, и, как только та или иная из них начинает продаваться, они сразу усиливают свое присутствие в этом тематическом сегменте. Главное — вовремя реагировать на сигналы, которые посылает рынок. «Если автор не продается, не надо еще раз его издавать», — говорит Евгений Капьев.

Книжная индустрия по-прежнему поставляет на рынок самый большой объем контента. При этом цена риска запуска продукта, в отличие от кино, для которого провал одного проекта может оказаться катастрофическим, остается минимальной. Бумага защищена множеством форматов, способных существовать только в виде бумаги. Если зритель смотрит фильм в кинотеатре, он не может промотать сцену, которая кажется ему скучной. Тогда как если он держит в руках книгу, то может просто пролистнуть несколько страниц и продолжить читать — те фрагменты, которые его по-настоящему интересуют. По мнению Евгения Капьева, читатель управляет временем прочтения книги так, как считает нужным, и тратит на ее чтение столько времени, сколько есть в его распоряжении: «Я не отрицаю, что давление форматов будет очень серьезным, мы не ожидаем большого роста, но мы не ожидаем и серьезных падений. С точки зрения цены книга останется одним из самых дешевых способов проведения досуга. Фильм — это два часа, а книга — это длинное удовольствие, которое вы можете растянуть на целую неделю».

Среди причин, по которым книги проигрывают другим медиа, издатели называют отсутствие площадок для их обсуждения, рост конкуренции с самиздатом, отсутствие рейтингов, которые ориентировали бы читателя и облегчали ему выбор. И задачи, стоящие перед индустрией, заключаются в первую очередь в создании книжной экосистемы, которая была бы наполнена смыслами, созданными писателями, и позволяла читателям погружаться в эту среду. При этом издатели должны выпускать книги, чьи смыслы будут выходить за рамки этой экосистемы, влиять на всю остальную вселенную и тем самым совершать экспансию в другие сферы, расширяя границы книжной экосистемы и формируя у нового поколения привычку читать книги. Позиции книжной индустрии еще очень сильны, и у нее достаточно потенциала, чтобы эти привычки сформировать. Образец, который позволяет отечественной книжной индустрии с уверенностью смотреть в будущее, — модный и технологичный Китай, где сейчас насчитывается более 200 тыс. книжных магазинов, а популяризация чтения стала одной из стратегий преображения нации. У них получается. Значит, может получиться и у всех остальных.

Фото Предоставлено пресс-службой «ЭКСМО-АСТ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лики Вики Лики Вики

До съемки в нашем презренном журнале снизошла богиня «Инстаграма» Вики Одинцова

Maxim
«Жуткая обстановка для великого деяния» «Жуткая обстановка для великого деяния»

Участники Всероссийского Поместного собора наблюдали большевистский переворот

Дилетант
Операция «Антимозг» Операция «Антимозг»

О вреде умственного напряжения и творческой пользе бездумного существования

Maxim
Рак кожи, надоевшая роль, возрастная жена: самое интересное о Хью Джекмане Рак кожи, надоевшая роль, возрастная жена: самое интересное о Хью Джекмане

Всё ли так гладко за этим красивым фасадом жизни Хью Джекмана?

Cosmopolitan
Защита Бурунова Защита Бурунова

Сергей Бурунов на примерах показал, как труден бывает путь к славе

Esquire
Технологии против классики: какие джинсы выбрать Технологии против классики: какие джинсы выбрать

Разбираемся, какие джинсы лучше

GQ
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Насколько экологичные инициативы модных брендов оправдывают себя Насколько экологичные инициативы модных брендов оправдывают себя

Сегодня модно быть экологичным, но хорошо ли от этого нашей планете?

GQ
Мозг, память и чтение: как стать умнее и знать больше других Мозг, память и чтение: как стать умнее и знать больше других

Ученые сделали вывод, что объем памяти мозга человека составляет 1 петабайт

Популярная механика
Противовоздушные замки нацистов: исполинские памятники войны Противовоздушные замки нацистов: исполинские памятники войны

Зенитные башни воплотили в себе идеологическую идею и военный смысл

Популярная механика
Ежовые рукавицы нейтральной жестокости Ежовые рукавицы нейтральной жестокости

Банк России так и не перешел к мягкой денежно-кредитной политике

Эксперт
No photo, please: 8 мест, которые нельзя фотографировать No photo, please: 8 мест, которые нельзя фотографировать

Популярные туристические объекты, которые запрещено снимать на камеру

РБК
Дышать и двигаться: как связаны тело и эмоции Дышать и двигаться: как связаны тело и эмоции

Эмоции – это еще и телесные переживания, заключенные в какой-то части тела

Домашний Очаг
Анна Бернс: Молочник. Отрывок из книги Анна Бернс: Молочник. Отрывок из книги

Первая глава новой книги Анны Бернс «Молочник»

СНОБ
Где были твои глаза? Где были твои глаза?

Поучительнейшая история из частной практики чужой личной жизни

Tatler
Друга бросила девушка? 6 подсказок, как именно его поддержать Друга бросила девушка? 6 подсказок, как именно его поддержать

Пора помочь твоему другу вернуться в строй!

Playboy
5 способов ускорить метаболизм для ленивых: приходим в форму к Новому году 5 способов ускорить метаболизм для ленивых: приходим в форму к Новому году

Правильные продукты помогут похудеть без походов в спортзал

Cosmopolitan
Какой планшет купить ребенку: модели для детей разного возраста Какой планшет купить ребенку: модели для детей разного возраста

Рассказываем, какой планшет выбрать для ребенка до 5 лет и старше

CHIP
Тренировки для лица: фейс-фитнес Тренировки для лица: фейс-фитнес

Укрепи овал и подтяни проблемные зоны всего за несколько минут в день

Cosmopolitan
Восток и его обитатели Восток и его обитатели

В озере Восток под ледовым щитом Антарктиды есть жизнь

Популярная механика
Mercedes-Benz Х-Class. Поймите его правильно Mercedes-Benz Х-Class. Поймите его правильно

Легендарная марка отважилась представить собственный пикап

4x4 Club
Кошмары снятся, чтобы нам помочь Кошмары снятся, чтобы нам помочь

Дурные сны могут оказаться надежными проводниками к свету

Psychologies
Шкатулка с самоцветами: как правильно носить камни Шкатулка с самоцветами: как правильно носить камни

«Лучшие друзья девушек — это бриллианты», — пела Мэрилин Монро

Cosmopolitan
Юань на черный день: к чему приведет дедолларизация ФНБ Юань на черный день: к чему приведет дедолларизация ФНБ

В среднесрочной перспективе изменения валютной структуры ФНБ выглядит разумно

Forbes
10 лет Forbes Woman в России: как за эти годы изменилось положение женщин в бизнесе 10 лет Forbes Woman в России: как за эти годы изменилось положение женщин в бизнесе

Как изменилось положение женщин в бизнесе за последние 10 лет

Forbes
Переплачивать не обязательно: как подобрать домашний роутер Переплачивать не обязательно: как подобрать домашний роутер

В наши дни сложно представить себе квартиру, в которой не было бы интернета

Популярная механика
9 худших фраз, которые ты можешь случайно сказать своим друзьям-родителям 9 худших фраз, которые ты можешь случайно сказать своим друзьям-родителям

Невинные фразы, которыми можно обидеть друзей

Playboy
Фильму «Гарри Поттер и философский камень» исполнилось 18 лет. Рассказываем, как он создавался Фильму «Гарри Поттер и философский камень» исполнилось 18 лет. Рассказываем, как он создавался

Вспоминаем хронологию волшебной сказки о Гарри Поттере

Esquire
Обратная сторона праздника Обратная сторона праздника

Почему многие признаются, что праздники для них – это самое грустное время

Psychologies
Напитки по правилам Напитки по правилам

Полезно и вкусно? Летние альтернативы воде

Худеем правильно
Открыть в приложении