Что будет дальше с навыком чтения

ЭкспертКультура

Человек эпохи Цукерберга: читать, слушать или смотреть?

Что будет дальше с навыком чтения

Вячеслав Суриков

Рэп-исполнитель Мozee Montana — участница концерта «Рэп как новая поэзия»

Когда на экране монитора появилась надпись «Через десять лет мы все превратимся в издателей и распространителей аудиоконтента», аудитория одной из издательских конференций Санкт-Петербургского культурного форума в условиях цейтнота не настояла на том, чтобы увидеть следующий слайд презентации главы «ЛитРеса» Сергея Анурьева. А между тем именно на нем были приведены детали будущего, которое ждет издателей и читателей. «Эксперт» заполучил этот слайд и прочитал следующее: «Доля интернет-магазинов превысит на рынке книг 50–60%. Аудиокниги догонят электронные по объему и перестанут существовать как разные продукты — пользователи будут выбирать книгу, а не формат. По каждой книге начнут выпускать подкаст с участием автора и редактора книги, который будет служить в качестве ее аннотации. Все книги будут иметь аудиоверсию, при этом у 99% из них появятся аудиодорожки, созданные искусственным интеллектом в соответствии с пожеланиями читателя и его персональными настройками (голос, тембр, ритм)».

Дмитрий Глуховский — первый писатель, который создал текст, существующий только в аудиоформате, ведь аудио — это тоже литература. И, обращаясь к нему, мы, по сути, обращаемся к литературным истокам, откуда вышли «Илиада» и «Одиссея». Индийский эпос «Махабхарата», превосходящий по объему «Илиаду» и «Одиссею» вместе взятые, тоже первоначально существовал исключительно в устной форме. Для Глуховского аудиокнига — попытка соответствовать читательским запросам: «Я прихожу к современному читателю туда, где он находится. Сегодня он в большей степени слушатель, чем читатель. Он не хочет читать бумажные книги, они стоят слишком дорого. Хорошо, я готов экспериментировать вместе с вами и рассказать вам историю так, как вы хотите ее сегодня услышать». Борис Макаренков, директор российского представительства компании Storytel, шведского стримингового сервиса аудиокниг, подтверждает предположения писателя. По его наблюдениям, среди пользователей сервиса много тех, кто до сих пор не читал книги, кроме как в школе.

Вывод: однажды в истории человечества наступит момент, когда, как считает Сергей Анурьев, «издательства и авторы при создании книги будут ориентироваться на то, что она будет потреблена прежде всего в формате аудиокниги». Их основное конкурентное преимущество — удвоение времени читателя. Он может слушать книгу и заниматься чем-нибудь еще, например фитнесом. Евгений Капьев, генеральный директор издательства «Эксмо», так прокомментировал в интервью «Эксперту» эти смелые прогнозы: «Суммарно аудиокнига вместе с электронными книгами занимает пять процентов, но на бумажную приходятся остальные девяносто пять. Аудиокнига может сильно вырасти, но на это потребуется еще много времени. До перелома еще далеко. Аудиокниги могут не во всех сегментах себя проявить. Есть жанры, в которых они не очень хорошо продаются. Сейчас не электронная книга замещает бумажную, а наоборот, рынок растет за счет продаж электронных и аудиокниг. Эти форматы привлекают новую аудиторию. Тогда как книжная индустрия к ним адаптировалась. Сейчас книги стали более кинестетичными. Они доставляют эстетическое удовольствие».

Дмитрий Глуховский стал одним из самых успешных современных писателей во многом благодаря очень точному ощущению формата, который может быть востребован читательской аудиторией. В интервью «Эксперту» он сформулировал очень близкое по значению, актуальному для издателей, определение книги и ее роли в жизни человека. По его словам, книга уже не источник знаний — это объект любви, созданный из целлюлозы и типографской краски, «и это объект скорее символический, который является каким-то понятным нам отождествлением этой истории в мире вещей. Он нужен для того, чтобы человек мог подарить его другому человеку, чтобы он мог поставить его на полку, подразумевая, что это книга, с которой он себя соотносит, поэтому она является частью пространства, в котором он живет. Но это не имеет никакого отношения к погружению в нарратив. Если ты влюбился в эту историю, то ты просто хочешь видеть ее физическое воплощение, потому что его проще любить».

Аудиокнига — один из возможных вариантов, которые можно предложить новому поколению читателей, для кого школьное чтение — травматический опыт знакомства с художественной литературой по принуждению. С еще одним психологическим синдромом сталкиваются выпускники школ и высших учебных заведений — это информационное выгорание; оно заставляет ограничивать свой читательский опыт уже прочитанными в период интенсивного обучения книгами. И потом нужно еще мотивировать себя для того, чтобы вновь обратиться к книгам, но уже не чтобы ответить на уроке или семинаре, а стремясь получить ценный опыт, новые знания или просто увлекательно провести время. Художница Лена Шейдлина, у которой в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) более четырех миллионов подписчиков, в ролике, посвященном книгам, предлагает своей аудитории отправиться с помощью текстов в «безграничное море смыслов и образов». «Мальчики, которые читают книги, — это сексуально?» — спрашивает ведущий стрима с участием художницы. «Нет ничего сексуальнее!» — отвечает Лена.

Еще один сетевой хит, популяризирующий чтение у подростков, ролик «Литературные кликбейты», в котором Дмитрий Сыендук провел мастер-класс по привлечению внимания к книгам. В его версии реклама «Преступления и наказания» должна звучать так: «Нищий студент зарубил старуху. Эта бессовестная тварь дрожала от страха. Читать далее». По поводу «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда»: «Этот новый наркотик меняет людей до неузнаваемости. Этот англичанин превратился в маньяка после первой же дозы. Читать далее». Про «Мы» Евгения Замятина: «Такого будущего для своих детей вы бы не хотели. В XXVI веке всех ждет секс по талончикам». Про «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека: «Даже конченый дебил зарабатывает — на войне, продавая краденых собак». Каждый из этих слоганов звучит нетрадиционно для чопорной книжной индустрии, но ролик вышел на канале YouTube, у которого более пяти миллионов подписчиков, и получил свыше двух миллионов просмотров.

И Сыендук, и Шейдлина выступили по поводу книг благодаря проекту ЮФ, направленному на формирование новой читательской аудитории, которая сумеет сохранить интерес к чтению в условиях, когда за внимание читателя борется все большее количество источников развлечения и информации. При этом навык чтения по-прежнему востребован. По данным Евгения Капьева, современный человек читает не меньше двух часов в день, но только девять минут приходится на книги. И задача индустрии — увеличить объем чтения в рамках этих, уже выделенных человеком на чтение, двух часов. Он уверен, что книги никогда не умрут, в первую очередь потому, что у издателей благодаря обратной связи есть четкое представление о востребованности тех или иных тем, и, как только та или иная из них начинает продаваться, они сразу усиливают свое присутствие в этом тематическом сегменте. Главное — вовремя реагировать на сигналы, которые посылает рынок. «Если автор не продается, не надо еще раз его издавать», — говорит Евгений Капьев.

Книжная индустрия по-прежнему поставляет на рынок самый большой объем контента. При этом цена риска запуска продукта, в отличие от кино, для которого провал одного проекта может оказаться катастрофическим, остается минимальной. Бумага защищена множеством форматов, способных существовать только в виде бумаги. Если зритель смотрит фильм в кинотеатре, он не может промотать сцену, которая кажется ему скучной. Тогда как если он держит в руках книгу, то может просто пролистнуть несколько страниц и продолжить читать — те фрагменты, которые его по-настоящему интересуют. По мнению Евгения Капьева, читатель управляет временем прочтения книги так, как считает нужным, и тратит на ее чтение столько времени, сколько есть в его распоряжении: «Я не отрицаю, что давление форматов будет очень серьезным, мы не ожидаем большого роста, но мы не ожидаем и серьезных падений. С точки зрения цены книга останется одним из самых дешевых способов проведения досуга. Фильм — это два часа, а книга — это длинное удовольствие, которое вы можете растянуть на целую неделю».

Среди причин, по которым книги проигрывают другим медиа, издатели называют отсутствие площадок для их обсуждения, рост конкуренции с самиздатом, отсутствие рейтингов, которые ориентировали бы читателя и облегчали ему выбор. И задачи, стоящие перед индустрией, заключаются в первую очередь в создании книжной экосистемы, которая была бы наполнена смыслами, созданными писателями, и позволяла читателям погружаться в эту среду. При этом издатели должны выпускать книги, чьи смыслы будут выходить за рамки этой экосистемы, влиять на всю остальную вселенную и тем самым совершать экспансию в другие сферы, расширяя границы книжной экосистемы и формируя у нового поколения привычку читать книги. Позиции книжной индустрии еще очень сильны, и у нее достаточно потенциала, чтобы эти привычки сформировать. Образец, который позволяет отечественной книжной индустрии с уверенностью смотреть в будущее, — модный и технологичный Китай, где сейчас насчитывается более 200 тыс. книжных магазинов, а популяризация чтения стала одной из стратегий преображения нации. У них получается. Значит, может получиться и у всех остальных.

Фото Предоставлено пресс-службой «ЭКСМО-АСТ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Паль: Испытание верностью Александр Паль: Испытание верностью

Александр Паль – новый русский, в котором каждый сегодня узнает «своего»

СНОБ
И не забыть про десерт И не забыть про десерт

Лето с подчас хаотичной и не вполне правильной едой закончилось

Худеем правильно
Алиса в стране откатов Алиса в стране откатов

Как именно работает эзотерическая экономика откатов и офшоров?

Esquire
Достали! Достали!

Семь признаков того, что пора увольняться

Лиза
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
От премьеров к миллиардерам: из чего вырос ресторан братьев Ротенбергов От премьеров к миллиардерам: из чего вырос ресторан братьев Ротенбергов

Семья миллиардеров Ротенбергов поначалу хотела сделать ресторан только для своих

Forbes
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Молодая лоза: как новое поколение виноделов ломает стереотипы о производстве вина в России Молодая лоза: как новое поколение виноделов ломает стереотипы о производстве вина в России

Как небольшие российские винодельни вырабатывают свой авторский стиль

Forbes
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Новая глава в истории HP: как принтерный гигант будет менять свою бизнес-модель Новая глава в истории HP: как принтерный гигант будет менять свою бизнес-модель

Новому гендиректору HP Энрике Лоресу предстоит многое изменить в компании

Forbes
«Не считаю себя селебрити» «Не считаю себя селебрити»

Евгений Цыганов может отмечать премьеры едва ли не каждый день

Огонёк
Как сменить пароль на сервере майнкрафт Как сменить пароль на сервере майнкрафт

Нужно поменять пароль на сервере майнкрафт? В этом нет ничего сложного!

CHIP
«Николай I: Дон Кихот самодержавия» «Николай I: Дон Кихот самодержавия»

Несмотря на все старания, Николай I привёл Россию к поражению в Крымской войне

Дилетант
27 вещей, которые так же хороши, как секс, — или даже лучше 27 вещей, которые так же хороши, как секс, — или даже лучше

Секс — это, конечно, хорошо, но есть и другие не менее приятные занятия

Psychologies
Следствие по делу декабристов Следствие по делу декабристов

Офицеры на Сенатской площади и офицеры на допросах — совершенно разные люди

Дилетант
Не все остались живы. Отрывок из книги Не все остались живы. Отрывок из книги

Случаются в жизни события, которые бы не пришли в голову даже мастерам пера

СНОБ
Шутки кончились: какую работу оставит человеку искусственный интеллект Шутки кончились: какую работу оставит человеку искусственный интеллект

Искусственный интеллект не лишит людей работы, а создаст новые рабочие места

Forbes
Татьяна Дроздова: Найти смысл старости в нашем мире молодости и успеха — нетривиальная задача Татьяна Дроздова: Найти смысл старости в нашем мире молодости и успеха — нетривиальная задача

Что нужно делать, чтобы быть подготовленными к будущему «обществу долголетия»

СНОБ
Андрей Вознесенский: «Я был зациклен тогда на Жаклин» Андрей Вознесенский: «Я был зациклен тогда на Жаклин»

Отрывки из книги «Поэт и леди» о Жаклин Кеннеди-Онассис и Андрее Вознесенском

СНОБ
Машину вернут под залог: еще одно ужесточение для пьяных водителей Машину вернут под залог: еще одно ужесточение для пьяных водителей

У подозреваемых в пьяном вождении предлагается отбирать машины

РБК

Какие мифы о мужчинах могут испортить женщинам жизнь

Cosmopolitan
Маски, которые надевают дети зависимых родителей Маски, которые надевают дети зависимых родителей

От проблем взрослых страдают главным образом дети

Psychologies
Европа, Япония и Корея: лучшие бренды косметики для волос Европа, Япония и Корея: лучшие бренды косметики для волос

Как отыскать лучшие бренды косметики для волос

Cosmopolitan
История Богдана Сташинского — советского шпиона и убийцы Бандеры, который влюбился в немку и перебежал в Западный Берлин История Богдана Сташинского — советского шпиона и убийцы Бандеры, который влюбился в немку и перебежал в Западный Берлин

Где шпионы, там и любовь. Так обычно бывает в фильмах. Но это реальная история

Правила жизни
В последний вагон В последний вагон

Поздних мам становится все больше. Что об этом думают врачи?

Лиза
Андрей Тарковский-младший: «Я жил в том мире, который создавал мой отец» Андрей Тарковский-младший: «Я жил в том мире, который создавал мой отец»

Андрей Тарковский-младший о своём отце - знаменитом режиссере Андрее Торковском

Эксперт
Авто года 2019 Авто года 2019

Человечество продолжает совершенствовать главный транспорт планеты Земля

GQ
Заплатка красоты Заплатка красоты

Главный тренд предновогоднего ухода – патчи для кожи вокруг глаз

Здоровье
Утро на Манхэттене Утро на Манхэттене

Квартира на крестовском острове с оформлением в духе американской классики

SALON-Interior
Опасный гном Опасный гном

6Г30 – ручной револьверный 6-зарядный 40-мм гранатомет

Популярная механика
Открыть в приложении