Операция «Антимозг»
Почему наш разум – сплошное недоразумение и как повысить свою креативность самыми глупыми и надежными способами.
Случалось ли тебе когда-нибудь, о дражайший читатель, сожалеть о том, что ты не так умен, как тебе хотелось бы? Какие бы книги ты написал, какие теории создал, какие подмял под себя высоты, какую конфетку ты бы сотворил из нашей планеты, если бы твои нейроны были капельку пошустрее! У нас есть для тебя великолепные новости.
Первая: возможно, творить великие вещи тебе мешает не недостаток разумности, а, наоборот, ее избыток.
Вторая: от этого избытка при желании можно отделаться. И в конце статьи мы расскажем как.
Как человек думает
Разум любого живого существа, согласно современной биологии, базируется на трех способностях:
1. Умение получать информацию через органы чувств.
2. Умение создавать воображаемые модели.
3. Умение обмениваться информацией с другими живыми существами.
Ни одна из этих способностей не является исключительной собственностью человека. Получать информацию из внешней среды умеют даже дрожжи. Любой песик, сожравший хозяйские тапки, легко строит в своей мохнатой голове модель того, как кому-то будет а-та-та, и бедное животное прячется под стол к приходу хозяина. А дрозд, завидя ястреба, тут же сигнализирует своим собратьям, что пора прекращать жрать рябину, надо прятаться в кусты.
Традиционно считается, что главным талантом нашего разума является способность номер три – умение эффективно обмениваться информацией, потому что получать информацию через органы чувств мы можем даже хуже многих примитивных животных, а сложность наших моделей объяснялась лишь тем, что мы этими моделями друг с другом умеем делиться и обсуждать их.
– Как вы считаете, уважаемый Протогаст, – не лежит ли земля на трех слонах, подобно тому, как на горшке возлегает крышка?
– Я полагаю, драгоценный мой собрат по разуму, что в таком случае это должны быть громадные слоны. Кроме того, слонам тоже надобно на чем-то стоять…» Так что да, коллективность, групповая структура, язык – это основа основ.
Но в последние десятилетия несколько изменился взгляд на способность человеческого мозга к моделированию. Вышедшая в 2011 году, прогремевшая на весь мир, переведенная на сорок пять языков и собравшая все мыслимые награды книга профессора Юваля Ноя Харари «Сапиенс: краткая история человечества» помимо всего прочего утверждала: невзирая на то что человек издавна был коллективным животным, человеком его все-таки сделала когнитивная революция, случившаяся примерно 70 тысяч лет назад. В настоящих гениев общения нас превратила именно она. Многие животных умеют обмениваться сигналами и работать сообща, но только человек каким-то чудом разжился уникальной, аномальной особенностью – воображением. Или, если хотите, абстрактным мышлением, то есть способностью воображать вещи, которые не имеют материального прототипа (хотя бы в опыте воображающего).
Почему Юваль Ной Харари так уверенно говорит о 70 тысячах лет? Потому что примерно к этому времени относится появление первых бесспорных предметов искусства. Первые раскрашенные и просверленные раковины-украшения, первые статуэтки, первые каляки на стенах*.
* Примечание Phacochoerus'a Фунтика:
«Вообще-то есть несколько артефактов более древнего происхождения, которые датируются тремястами тысячами лет, (например, «Венера из Тан-Тана»), но все-таки большинство специалистов склоняются к мнению, что намек на человеческие фигуры в этих обломках камня – случайный результат естественных процессов».
Ни одно животное не может рисовать. Оно может красиво раскладывать камешки, играть с красками, украшать свое гнездо ягодами, но ни одно животное пока не сумело нарисовать цветок, домик или собачку. Даже знаменитый шимпанзе-художник Конго, чьи работы до сих пор продаются на солидных аукционах, всего лишь размазывал по холсту красивые яркие краски, чувствовал симметрию и умел рисовать круг, но он так и не попытался запечатлеть на полотне символ чего-то реального.
Также шимпанзе не проходят «зеркальный тест». Они не опознают себя в отражении, хотя могут долго с ним играть: строить ему рожи, трогать его, смеяться. Но пятно синей краски на мордочке шимпанзе не заставит его потереть свою щеку – он будет теребить пальцами зеркало (ребенок человека подносит руку к своему лицу и пытается стереть пятно с себя, а не с зеркала, уже в полтора-два года). Потому что шимпанзе не способен к абстрактному мышлению и не может сопоставить с собой смешную плоскую обезьяну в зеркале. Все объекты в его мире глухо изолированы и самодостаточны.
И самое смешное, что вообще-то шимпанзе прав: отражение – это и правда не он. Это искаженная проекция, которая является нам только в нашей фантазии, и то, что мы видим в зеркале себя, говорит скорее об ошибках нашего мозга, чем о его талантах. С зеркалом нам еще повезло, оно хоть как-то отражает реальность, но прочие наши вымыслы могут быть фатально далеки от каких-либо реалий.
Абстрактно об абстракциях
Юваль Ной Харари писал, что «способность sapiens к сотрудничеству в большом количестве проистекает из его уникальной способности верить в вещи, существующие исключительно в воображении». То есть из умения мыслить абстрактно. А что такое абстрактное мышление? На самом деле ответить на этот вопрос чрезвычайно сложно, проще всего объяснить с помощью примера.