В 2020 году продажи машин в России скорее всего будут снижаться

ЭкспертАвто

Авторынок: очередной сложный год

Начало года для российского автомобильного рынка оказалось неожиданно удачным: по итогам января продажи новых машин выросли. Однако в автосалонах царят скорее скептические настроения: участники рынка предрекают для автобизнеса сложные времена, в 2020 году продажи новых машин в России скорее всего будут снижаться

Январь 2020 года российскому автомобильному рынку преподнес сюрприз, на этот раз приятный: продажи новых автомобилей, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), вдруг выросли на 1,8%, до 102,1 тыс. машин. И это при том, что весь прошлый год рынок катился вниз: только в январе 2019-го продажи показали слабый прирост, на 0,6%, а затем начали снижаться: в феврале, марте и апреле они оказались в отрицательной зоне — минус 4, 2 и 3% соответственно, а в мае откатились почти до минус 7%. И только в декабре рынок порадовал приростом в 2,3%.

В течение последнего года российский авторынок преимущественно находился в отрицательной зоне

Источник: АЕБ

Впрочем, всплеск спроса на новые автомобили в декабре и в январе участники рынка считают явлением временным. «Динамика января еще не гарантия того, что в последующие месяцы рынок продолжит демонстрировать только рост», — говорит Андрей Павлович, председатель правления автомобильной группы «Авилон». «Рост продаж автомобилей в России в начале года связан с тем, что утилизационный сбор с 1 января 2020 года возрос более чем вдвое. При предыдущей индексации утильсбора, весной 2018 года, цены на автомобили выросли, чего не удастся избежать и на этот раз, — объясняет Евгений Миронюк, аналитик ИК “Фридом Финанс”. — Те, кто с опозданием понял, что повышение утилизационного сбора скажется на цене всех автомобилей, а не только импортируемых, приобретали в январе автомобили 2019 года на стоках автодилеров по старым, не проиндексированным ценам. Большинство покупателей понимают, что через три месяца они вырастут».

Электрический Audi E-Tron имеет запас хода от одной зарядки 400 км

То взлет, то падение

В целом последние годы российский авторынок ведет себя нервно и непредсказуемо: продажи то заметно набирают скорость, то катятся под откос. Десять лет назад, в 2009–2012 годах, спрос на новые машины разогнался до рекордных 2,94 млн штук в год. Затем в течение четырех лет наблюдалось торможение до мизерного уровня 1,43 млн штук в 2016 году. В 2017-м рынок вроде бы вновь пошел на разгон: в 2017 году прирост составил 12%, в 2018-м — 13%. Однако в минувшем году продажи опять пошли вниз, по его итогам рынок сократился на 2,3% и составил около 1,76 млн машин. «2019 год оказался сложнее, чем ожидалось. Мы планировали, что рынок будет в легком приросте, однако, к сожалению, подъема не получилось, продажи оказались в минусе», — разочарованно констатировал на итоговой пресс-конференции Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.

После двух лет роста авторынок опять едет вниз

Источник: АЕБ

Основных причин сокращения продаж несколько. Во-первых, продолжают расти цены: за последний год они увеличились в среднем на 7–9%. По подсчетам «Автостата», по итогам прошлого года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,55 млн рублей, на 8,2% больше, чем в 2018 году. Одновременно с ростом цен на сами машины едут вверх и цены на их обслуживание, парковку, страхование, штрафы, так что люди, особенно жители мегаполисов, все больше задумываются о том, чтобы вообще отказаться от личного автомобиля, а пользоваться такси или каршерингом. Ну и, наконец, пожалуй, главная причина падения спроса — сокращение доходов населения: у кого-то не хватает средств, а те, у кого накопления имеются, в условиях экономической нестабильности и неопределенности предпочитают откладывать такое значимое приобретение, как новое личное транспортное средство. «Год назад у нас был позитивный сценарий развития российского авторынка, но реализоваться ему помешало прежде всего падение доходов потребителей, — говорит Валерий Тараканов, директор по маркетингу KIA Motors Rus. — Хотя есть и позитивные факторы, которые в последнее время влияют на рынок. Это прежде всего стабилизация и укрепление курса рубля, что позволило многим производителям объявить много программ поддержки продаж и удержать рынок от еще большего сползания вниз».

Полностью электрический Porsche Taycan появится в России к концу года, ускорение этого спорткара до 100 км/ч составляет всего 2,8 секунды

Впрочем, участники рынка призывают не драматизировать ситуацию, некоторые из них видят признаки стабилизации продаж. «Несмотря на статистику снижения продаж по итогам ушедшего года, сейчас мы все же можем видеть признаки стабилизации, которые так необходимы для того, чтобы рассчитывать спрос и планировать развитие, — говорит Ян Прохазка, глава Škoda в России. — Авторынок в России пытается нащупать свой уровень. Мы хотели бы, чтобы в России был стабильный курс рубля, стабильные законы, это позволит рынку уверенно смотреть вперед».

Lada рулит в плюс

Если говорить о конкретных участниках авторынка, то лидерство продаж по-прежнему удерживает АвтоВАЗ, который вопреки общему тренду сумел даже вырулить в плюс: притом что некоторые периоды прошлого года для марки Lada были откровенно неудачными (например, в октябре она показала минус 4%), в целом по итогам года продажи Lada выросли, хоть и несильно: на 1%, до 362 тыс. автомобилей. Такое же увеличение, на 1%, продажи Lada показали и в январе 2020-го.

Как заявил на отчетной пресс-конференции Оливье Морне, исполнительный вице-президент АвтоВАЗа по продажам и маркетингу, не падать вместе с рынком компании позволяет успешно обновленный модельный ряд. В частности, двумя самыми продаваемыми автомобилями в России сейчас являются Lada Granta (135,8 тыс. в 2019 году) в частности, в прошлом году в продаже появились две новые модификации — Granta Cross и Granta Drive Active), а также Lada Vesta (111,4 тыс.), у которой в прошлом году появилась новая автоматическая трансмиссия, а также модификация Vesta Sport. Особое внимание Оливье Морне обратил на то, что сейчас Lada занимает 21,7% продаж всех легковых автомобилей в России, это рекордная доля за последние восемь лет. Неплохо смотрится и прирост продаж Lada на экспорт: в 2019 году они выросли до 50 тыс. автомобилей, это на 32% больше по сравнению с 2018 годом и в три раза — по сравнению с 2016-м. Правда, поставки российских автомобилей в развитые страны, например в Евросоюз, сдерживают строгие экологические нормы, поэтому преимущественно экспорт осуществляется в страны ближнего зарубежья: Белоруссию, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан (поставки в Узбекистан за последние два года выросли в десять раз). Ну а главным вызовом для АвтоВАЗа в 2020 году станет интеграция в модельный ряд Chevrolet Niva, после того как доля американской стороны в совместном предприятии «GM-АвтоВАЗ» была полностью выкуплена российской стороной.

Электрический Mercedes-Benz EQC приедет в Россию предположительно этим летом, на 80% автомобиль может заряжаться за 40 минут

Вслед за АвтоВАЗом устойчивые показатели продаж показывают корейские автопроизводители — KIA (225,9 тыс. проданных машин в 2019 года, снижение продаж на 1%) и Hyundai (178,8 тыс., 0%). «В 2014 году мы приняли правильную стратегию развития на российском рынке, сделав ставку на развитие производства в РФ, а также на активное обновлении модельного ряда, — говорит Валерий Тараканов из KIA. — При том, что многие другие марки сокращают свой модельный ряд, мы, наоборот, его развиваем: в 2019 году мы представили семь новых и обновленных моделей, а в текущем 2020-м планируем вывести еще восемь новых и обновленных моделей».

К другим маркам, которые демонстрируют неплохие показатели на российском авторынке, сейчас можно отнести Renault (+6% и 144 тыс. в 2019 году), Škoda (+9%, 88,6 тыс.), Datsun (+9%, 22,4 тыс.), Suzuki +29%, 7700). «Успешно развиваться в России нам позволяет ориентация нашего модельного ряда на сегмент кроссоверов, или SUV, — этот тип автомобилей сейчас особенно хорошо продается в России, так как они лучшие соответствуют плохому российскому климату, дорогам, а в городе на таких машинах удобнее передвигаться в заторах», — комментирует Юта Такахаси, генеральный директор «Сузуки Мотор Рус».

Ну а рекордсменами по приросту продаж на российском автомобильном рынке стали китайские марки: запустившая под Тулой свое производство компания Great Wall с маркой Haval за последний год увеличила продажи на целых 282% (12,2 тыс.), а Geely со своего завода в Белоруссии сумела в 2019 году завести на российский рынок 9000 машин, на 186% больше, чем годом ранее.

Неплохо смотрится и премиальный сектор, который сейчас составляет 9,5% всего рынка. По данным «Автостата», в отличие от массового сегмента этот рынок сейчас показывает заметный прирост: по итогам 2019 года продажи здесь составили 159,4 тыс. автомобилей, на 5,1% больше, чем годом ранее.

Лидером премиальных продаж в России остается марка Mercedes-Benz, которая недавно запустила свой завод в подмосковных Химках и смогла за последний год нарастить продажи на 11%, до 42 тыс. Далее с минимальным отрывом идет BMW, которая с еще большим приростом — 17% — смогла реализовать за последний год в России 41,5 тыс. автомобилей. При этом неожиданно для многих BMW недавно отказалась от планов построить под Калининградом собственный завод и будет продолжать сотрудничать с предприятием «Автотор» в сборке машин на территории РФ. «Мы были готовы инвестировать в строительство собственного завода в России, но не нашли решения», — заявил журналистам Штефан Тойхерт, президент «BMW Group Россия».

Немецкая сторона жалуется, что сейчас в России, по сути, отсутствуют единые прозрачные условия поддержки производственных мощностей иностранных компаний, каждая из них на своих условиях заключает с властями так называемые специнвестконтракты (СПИК), где оговариваются свои условия для каждого участника рынка. «Чтобы производство с высоким уровнем локализации было прибыльным, его мощность должна составлять порядка 100 тысяч автомобилей в год, но столько сейчас потребляет весь премиальный сегмент в России, так что пока свой завод в России для нас не оправдан с коммерческой точки зрения», — отмечает Штефан Тойхерт.

Что касается менее удачливых участников рынка, то довольно заметно в ушедшем году упали продажи у Nissan (−20%, до 64,9 тыс.), Mitsubishi (−12%, до 39,9 тыс.), Lexus (−8%, до 22,3 тыс.). «В нашем случае снижение продаж во многом связано с процессом ребрендинга марки Mitsubishi, — рассказал “Эксперту” Осаму Иваба, исполнительный директор компании ООО “ММС Рус”. — В России мы его не проводили много лет, тем временем глобально мы изменили идентификацию нашего бренда, у нас появился новый логотип и слоган. В соответствии с ребрендингом мы меняем дилерские центры как снаружи, так и изнутри, и для каждого центра это занимает от трех до шести месяцев, иногда даже больше. Получается, что во время таких работ дилеры не могут работать в полную силу, и таким образом продажи тормозятся. Но мы уже видим отдачу от этого процесса: согласно нашим исследованиям, клиенты в новых дилерских центрах стремятся оставаться подольше, обращаются за дополнительными сервисами, связанными, например, с обслуживанием автомобилей».

Пристегнуть ремни

В текущем году, по мнению представителей автобизнеса, участникам авторынка следует покрепче пристегнуть ремни и держаться за руль: даже несмотря на удачное начало года, скорее всего продажи новых авто в России окажутся в минусе. В частности, по прогнозам АЕБ, в 2020 году они упадут до 1,72 млн единиц, что на 2,1% меньше, чем в 2019-м. «Это будет сложный год для российского автомобильного рынка, спрос здесь, скорее, остается слабым», — констатирует Йорг Шрайбер.

Впрочем, другие участники рынка говорят, что падение в текущем году может оказаться еще более значимым и составить 5–10%. «Мы ожидаем общего снижения российского рынка на минус 10 процентов, менее чем до 1,7 миллиона автомобилей, — прогнозирует Юта Такахаси из Suzuki. — Экономическая ситуация в России остается неблагоприятной для развития рынка, правительство к тому же в текущем году повышает утилизационный сбор, что приведет к еще большему росту цен». «Незначительность роста реальных доходов населения, развитие агрегаторов такси и каршеринга сильно скажется на продажах и в текущем году. Мы ожидаем более сильного сокращения рынка, от трех до восьми процентов», — прогнозирует Евгений Миронюк из ИК «Фридом Финанс».

Тревогу у участников рынка вызывает возможная скорая приостановка государственных программ поддержки спроса. Власти возобновили программы льготного автокредитования «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» с 1 января текущего года, выделив на них порядка пяти миллиардов рублей. Однако, по некоторым подсчетам, этих средств хватит только на продажу порядка 50 тыс. машин, и таким образом, бюджетные средства поддержки могут закончить уже к концу марта.

Opel пока возвращается в Россию с кроссоверами, с завода в Германии в этом году начинаются поставки среднеразмерного SUV марки Grandland Х

Тем не менее большинство автопроизводителей продолжают борьбу за покупателя и уже объявили о значимых новинках. Так, АвтоВАЗ уже начал продажи своей обновленной «Нивы» — внедорожника 4×4, у которого теперь появились новая приборная панель, новые сиденья, а также подушки безопасности. В авто бюджетного класса значимой новинкой должна стать обновленная Škoda Rapid, к концу весны ожидается рассекречивание его обновленного конкурента — седана Volkswagen Polo. Серьезная битва развернется в перспективной нише компактных кроссоверов — здесь на сцену выезжает Škoda Karoq, продажи которой начинаются в эти дни, а в следующем месяце появится Kia Seltos. Помимо этого в апреле до России доберется обновленный компактный кроссовер Mitsubishi ASX, а в декабре японская марка привезет на российский рынок более серьезный внедорожник Mitsubishi Pajero Sport.

В сегмент SUV рвутся и «старые новые» марки — речь идет о возвратившейся в Россию под крылом французского концерна PSA марке Opel, которая в середине года привезет нам из Германии компактный кроссовер Grandland Х. Тут как тут и китайские марки: Chery привезет новый кроссовер Tiggo 8, Geely — новый компактный «паркетник» Coolray, JAC планирует экспансию в Россию в этом году с помощью двух новых кроссоверов S7 и S4, а FAW собирается выводить на российский рынок среднеразмерный SUV Besturn X60.

Нашествие кроссоверов продолжится и в сегменте люкс: в этом году вслед за другими ведущими производителями самых дорогих машин компания Aston Martin выводит на российский рынок свой первый SUV под названием DBX по цене от 14 млн рублей. А в премиальном сегменте многие будут затаив дыхание ждать появления в салонах нового поколения легендарного внедорожника Land Rover Defender.

Одновременно премиальный сегмент в России обещает стать «годом электрификации»: вслед за маркой Jaguar с ее моделью I-Pace сразу несколько автопроизводителей начнут официально продавать полностью электрические модели. В частности, это кроссоверы EQC от Mercedes-Benz и E-tron от Audi. Наконец, громкой премьерой будет появление в конце 2020 года в России премиального электрического кроссовера Porsche Taycan, который в топовой комплектации Turbo S будет стоить от 12 млн рублей. Насколько значимы смогут стать продажи элитных «электричек» в России, покажет время. Возможно, покупателей привлекут выдающиеся ходовые характеристики таких машин — тот же Porsche Taycan Turbo S, по сути, представляет собой настоящую «электрическую ракету»: в запасе он имеет 761 л. с. и разгоняется до 100 км/ч всего за 2,8 секунды.

Мировой авторынок едет вниз

Мировой автомобильный рынок в 2019 году снизился на 4,4%, до 90,2 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, подсчитала консалтинговая компания LMC Automotive. Мировое лидерство сохраняет Китай, где в прошлом году было реализовано 25,4 млн машин, что на 8,3% ниже показателя 2018 года. Таким образом, в Китае отрицательная динамика сохраняется второй год подряд, что связывают с торможением экономического роста и торговыми спорами с США. Вторым по величине мировым авторынком остаются Соединенные Штаты с показателем 16,9 млн машин, это на 1,4% ниже показателя 2019-го. Автомобильные рынки стран Западной Европы в 2019 году остались практически на прежнем уровне: продано 16,2 млн машин (плюс 0,8%). А вот продажи автомобилей в странах Восточной Европы снизились на 2,7%, до 4,1 млн единиц.

GM опять повернул в Россию

Американский автогигант General Motors решил вернуть в массовый сегмент российского авторынка бренд Chevrolet. Под этой маркой в Россию теперь будут поставляться модели Spark, Nexia и Cobalt — договоренность об этом была достигнута между GM и ее партнером в Узбекистане UzAuto Motors, который производит эти автомобили по лицензии GM на предприятии под Ташкентом. Раньше эти машины продавались в России под маркой Ravon, но к середине текущего года присутствие этого бренда будет свернуто. Представители GM подчеркивают, что выпускаемые в Узбекистане автомобили соответствуют всем мировым стандартам GM и под брендом Chevrolet будут продаваться в России еще лучше. Под новые продажи UzAuto Motors также собирается активно развивать дилерскую сеть и сервис.

Фото: предоставлено компанией «Рольф», предоставлено компанией Audi, предоставлено компанией Porsche, предоставлено компанией Mercedes-benz, предоставлено компанией OPEL

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Ипотека: как поплывем? Ипотека: как поплывем?

Ипотека по плавающим ставкам не столь опасна для заемщика, как кажется

Эксперт
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
Русские воины на службе у Орды Русские воины на службе у Орды

Привлечение в армию отрядов из покорённых земель являлось обычной практикой

Дилетант
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
Сказочный разворот Сказочный разворот

Как мы все сегодня живем в сказке, почему это легитимно и какой в этом урок

СНОБ
Что нас ждет в Новом году Что нас ждет в Новом году

Символом 2025 года станет Зеленая Змея. Как встретить таинственную хозяйку года?

Лиза
Искусственный интеллект: история ошибок Искусственный интеллект: история ошибок

Как советская бюрократия тормозила развитие технологий обработки больших данных

Монокль
Не платил налоги, опубликовал фото с «кровавого» сафари, надел костюм со свастикой: дети политиков, которые попадали в крупные скандалы Не платил налоги, опубликовал фото с «кровавого» сафари, надел костюм со свастикой: дети политиков, которые попадали в крупные скандалы

Скандальные истории наследников глав государств

СНОБ
Первому «Аватару» 15 лет. Как создавался революционный проект Джеймса Кэмерона Первому «Аватару» 15 лет. Как создавался революционный проект Джеймса Кэмерона

Какую роль «Аватара» занял в истории кино и наших сердцах?

Правила жизни
Средний возраст — не кризис, а перекресток, или Как превратить зрелость в лучшее время жизни Средний возраст — не кризис, а перекресток, или Как превратить зрелость в лучшее время жизни

Средний возраст для многих — время кризисов, сомнений и размышлений об упущенном

Maxim
Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение

Как предприниматель Геннадий Спажев восстановил село Замытье

Forbes
Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино? Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино?

Как на срок жизни вина влияют сахар, кислотность и спирт?

СНОБ
Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино

Как менялось восприятие женского обнаженного тела?

Forbes
У Яниса Тиммы была маскированная депрессия? Как вовремя заметить невидимую боль близкого У Яниса Тиммы была маскированная депрессия? Как вовремя заметить невидимую боль близкого

Почему человек может маскировать свое депрессивное состояние?

Psychologies
«В русской литературе финалом по большей части является тоска» «В русской литературе финалом по большей части является тоска»

Любовь Аркус о том, что делает финалы великими

Weekend
Осторожно, мокрый пол: как Puma и Марк Кукурелья попытались обратить провал в шутку Осторожно, мокрый пол: как Puma и Марк Кукурелья попытались обратить провал в шутку

Провал Пумы: пышедший в новой обуви на поле Кукурелья дважды поскользнулся

Forbes
Софт для жизни Софт для жизни

Небольшая евродвушка в монолитной новостройке подмосковного Красногорска

Идеи Вашего Дома
Всё это приключилось Всё это приключилось

Реальные истории о самых странных и счастливых праздниках

Новый очаг
Искусство найма: как увеличить число разработчиков в 5 раз и снизить текучесть кадров Искусство найма: как увеличить число разработчиков в 5 раз и снизить текучесть кадров

Как практика One day offer помогает нанимать лучших специалистов в IT-отрасли

СНОБ
Удержи меня, если сможешь: как короткий контент захватывает внимание пользователя Удержи меня, если сможешь: как короткий контент захватывает внимание пользователя

В чем главное преимущество коротких форматов?

ТехИнсайдер
Царица наук… Царица наук…

Достижения российской астрономии за сто лет

Знание – сила
В чем разница между SDR и HDR? Это нужно знать каждому диджитал-артисту! В чем разница между SDR и HDR? Это нужно знать каждому диджитал-артисту!

Как выбрать подходящий формат для вашего проекта? Что значит SDR и HDR?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении