Ядерное го
Американо-иранский конфликт дошел до порога горячей войны, но вряд ли его перешагнет. Ни Вашингтон, ни Тегеран не собираются втягиваться в самоубийственные для них мировые действия. Вместо этого они пытаются загнать друг друга в дипломатический угол — и принудить к добровольной капитуляции. Без жертв и без войны
Китайскую игру го иногда называют китайскими шахматами. Но это не совсем так. Шахматы — это прямая война, где целью игрока является уничтожение максимального числа фигур на доске противника и последующее объявление ему мата. Чем меньше фигур — тем проще поставить мат. В го же никакие фигуры не съедаются, а успех достигается исключительно за счет позиционной победы. Стратегическое окружение противника и лишение его свободы маневра — настоящая победа без войны.
Именно в го сейчас и играют США с Ираном — просто потому, что у них нет иного выбора. Целью игроков является лишение соперника свободы маневра в дипломатической плоскости — изоляция его от союзников. Работа ведется и над нивелированием юридических оснований позиции оппонента: администрации Дональда Трампа приходится вспоминать о такой банальности, как международное право. Наконец, обе стороны проводят тактику запугивания, пытаясь убедить оппонента, что они готовы «идти до конца».
И пока что в этой игре нервов и умов боевая ничья. Тегеран, обладающий гораздо меньшими политическими, дипломатическими, экономическими и тем более военными ресурсами, оказался более гибким и хитрым, чем Трамп. И даже добился того, что Вашингтон оказался в изоляции внутри Совбеза ООН: Россия, Китай, Франция и Великобритания не поддерживают американские действия против Тегерана. Но американцы, похоже, нашли, чем ответить.
Блицкриг провален
Справедливости ради заметим, что Трамп вообще не собирался играть в дипломатические игры. Вся его иранская авантюра изначально планировалась как легкий и демонстративный блицкриг. Вашингтон хотел поиграть мускулами перед странами третьего мира и показать, что не намерен идти на частичные компромиссы со своими врагами, если те не готовы отказаться от враждебной политики по отношению к США и их интересам. Заключенная Бараком Обамой ядерная сделка лишала Тегеран возможности получить ядерное оружие, но не принуждала его здесь и сейчас изменить политику в отношении региональных союзников США, поэтому Трамп просто выкинул документ на помойку и восстановил санкции. Умные люди пытались донести до президента важность сделки, объясняли ее суть (та же самая смена режима в Тегеране, но рассчитанная на перспективу — через экономическое развитие Ирана, укрепление его среднего класса и последующее давление иранцев на свой режим) — Трамп их не слушал. Президент рассчитывал на куда более скорые результаты, он надеялся, что угроза войны, восстановление санкций обрушат иранскую экономику, приведут к уличным протестам и заставят иранские власти согласиться на заключение «честной сделки». Которая будет предусматривать лишение Ирана ядерного статуса, а также ограничение его внешнеполитической активности.
Однако блицкриг не удался. Иранцы от переговоров отказались — отчасти из гордости, а отчасти из-за того, что против переговоров выступала значительная часть иранской элиты, а именно те ее представители, которые изначально отказывались от диалога с США — из идеологических или же экономических причин (часть генералитета зарабатывала на серой торговле и не была заинтересована в снятии санкций). Никакого бунта в Тегеране не произошло — население, десятилетиями жившее под санкциями, пережило и нынешнее падение валюты, и рост цен.
Дорогие бомбежки
Военное давление тоже не привело к результату. Вашингтон всячески демонстрирует готовность разбомбить иранские ядерные объекты. «Президент четко заявил: США не ищут военного конфликта с Ираном, Дональд Трамп открыт к переговорам с иранским руководством. Однако, за последние сорок лет основным инструментом Ирана было насилие, и мы готовы защитить американский персонал и интересы на Ближнем Востоке», — отметил спикер Совета национальной безопасности США Гарретт Маркиз.
В Пентагоне уже представили Трампу план атаки на Иран. Он предусматривает, в частности, переброску 120 тысяч военнослужащих армии США на Ближний Восток, то есть примерно столько же, сколько принимало участие в атаке на Ирак в 2003 году. Из самого Ирака американцы уже эвакуируют часть посольства — явно с намеком на готовящиеся боевые действия. В самой администрации есть люди, открыто выступающие за удары, — тот же советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон. Почти десять лет назад, при Джордже Буше-младшем, он уже призывал к атаке на Исламскую Республику и сейчас снова настаивает на безальтернативности военного решения.
Однако Болтона не слушают: военные на пальцах объясняют, что удары по Ирану не будут «маленькой победоносной войной». Почти наверняка иранцы потерпят поражение в возможной войне, однако нанесут Соединенным Штатам неприемлемый ущерб. У Тегерана достаточно сил и средств для того, чтобы нанести удары возмездия по военным объектам США на Ближнем Востоке (базам, кораблям, авианосцу), а также по американским союзникам в регионе. Кроме того, Иран может перекрыть Ормузский пролив — в частности, заминировать его или просто бить артиллерией по танкерам, проходящим через эту водную артерию. То есть спровоцировать серьезные проблемы на нефтяном рынке. Тысячи погибших американцев, мировой финансовый кризис, разрушение саудовских и израильских городов — это явно не то, что нужно Трампу для переизбрания в 2020 году.
Возможно, эти жертвы были бы оправданны, но лишь в том случае, если бы Иран представлял экзистенциальную угрозу для самих США. А ее нет — ни от Тегерана, ни от его союзников. Так, на сегодняшний день у иранцев недостаточно обогащенного урана даже для одной бомбы. Что же касается друзей Ирана, то «раздутая в прессе поддержка Ираном негосударственных акторов — в основном “Хезболлы”, ХАМАС, йеменских хуситов — не представляет реальной угрозы для США, — говорит Джон Глейзер, директор внешнеполитических исследований американского Института Катона. — Все это локальные группировки, не имеющие глобальных амбиций. “Хезболла” и ХАМАС практически полностью сконцентрированы на Израиле, а хуситы — это националистическое движение. Они не являются международными террористическими группировками, ищущими возможности провести против США теракты уровня 11 сентября». Поэтому Трамп, по сути, оказался в тупике: переговоры вести нельзя, воевать нельзя, тактика запугивания не работает.
Выходить можно и вдвоем
А пока американцы думают, как выходить из тупика, иранцы организовали дипломатическую атаку. И ударили они по самой уязвимой точке американской позиции — по их отношениям с европейскими союзниками.
Великобритания, Германия и Франция не поддержали выход США из ядерной сделки. Их устраивали как условия соглашения, так и многомиллиардные контракты, заключенные с Ираном после вывода Исламской Республики из-под санкций. Более того, европейцы заявляли о готовности соблюдать условия соглашения и продолжать торговать с Тегераном даже после возобновления режима американских санкций. Создали под это специальный финансовый механизм, обещали защищать европейские компании. Однако энтузиазм очень быстро испарился — Берлин, Париж и Лондон не рискнули пойти на конфликт с американским Минфином. Они надеялись просто пересидеть Трампа, подождать прихода новой администрации, добиться восстановления участия США в сделке и возобновить торговлю с Ираном.
Сейчас же Тегеран показывает, что ждать не намерен. Отчаявшись добиться от Европы соблюдения сделки, Иран заявил о начале поэтапного выхода из нее. По словам президента Хасана Роухани, для начала Тегеран отказывается выполнять пункты, запрещающие ему накапливать излишки обогащенного урана и тяжелой воды. Через 60 дней Исламская Республика перейдет к новому этапу — прекратит модернизацию реактора в Араке и снимет все ограничения на уровень обогащения урана. То есть станет производить оружейный уран. Затем новый этап — вплоть до окончательного выхода Ирана из ядерной сделки. Однако иранцы дают европейцам возможность остановить процесс в любой момент — от Старого Света всего лишь требуется возобновить выполнение обязательств в рамках сделки. То есть не учитывать американские санкции в торгово-экономических отношениях с Ираном.
Европейцы восприняли иранский ультиматум весьма серьезно. Они собрались на экстренное совещание в Брюсселе и не пригласили туда американцев. Госсекретарь Майк Помпеовсе-таки приехал, но его не пустили. Глава Госдепа, конечно, встретился по отдельности с министрами иностранных дел Великобритании, Франции и Германии, а также с еврокомиссаром по внешней политике Федерикой Могерини — однако, по всей видимости, не получил от них нужных ответов. Европейцы считают Вашингтон ответственным за бессмысленную эскалацию, и (учитывая их нарастающую усталость от Трампа) действительно могут перейти к реальной защите своих интересов. Уже не только экономических, но и связанных с элементарной безопасностью. «Мы очень опасаемся начала конфликта из-за какой-либо случайности, а также эскалации, которой не хочет ни одна из сторон», — говорит министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант.
Пираты Ормузского пролива
Дабы избежать иранско-европейских договоренностей, Соединенным Штатам нужно срочно демонстрировать опасность, исходящую от Тегерана. И тут как по заказу возникает история о «пиратах Ормузского пролива».
Двенадцатого мая происходит нападение на четыре танкера (один норвежский и три арабских), проходящих возле Ормузского пролива. Сама атака не нанесла им никакого серьезного вреда — лишь вмятины на корпусе. Однако страны Залива и США сразу же стали намекать, что за атакой стоит Исламская Республика, которая таким образом хотела запугать международное сообщество и поиграть мускулами перед США. Иран (который обещал таким образом перекрыть Ормузский пролив, но лишь в случае атаки на него со стороны США) уже потребовал международного расследования инцидента, однако кому оно интересно? Выводы уже сделаны, и Соединенные Штаты наглядно обозначили «агрессивность» Ирана. И заполировали эту историю параллельным нападением на саудовские нефтяные объекты, осуществленном при помощи принадлежащих йеменским хуситам беспилотников. И кому какое дело, что хуситы регулярно наносят атаки по саудовским объектам (военным базам, аэропортам и т. п.) за то, что Эр-Рияд бомбит йеменские города и оккупировал часть территории этого государства? Что хуситы таким образом отвечают на многочисленные теракты, которые проводят в Йемене подконтрольные Эр-Рияду группировки, включая взрывы мечетей? Соединенные Штаты, страны Залива и подконтрольные им СМИ получили возможность преподнести эти атаки как целенаправленную агрессию Тегерана руками его «марионеток».
В результате у Вашингтона есть различные варианты использования этой ситуации. Теоретически, конечно, ее можно использовать как некий casus belli, однако в качестве полноценного и легитимного повода для начала боевых действий этого мало. По всей видимости, американцы воспользуются ею как предлогом для ввода нового пакета санкций, а также как основанием для усиления американского военного присутствия в тех водах. Ну и, конечно же, будут эксплуатировать этот инцидент в дипломатических переговорах с Европой, доказывая «агрессивность иранского режима». Вопрос в том, поверят ли в эти сказки европейцы.
*Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl