Берут – беги
Теневая экономика России настолько велика, что называть ее теневой даже как-то неловко. Эту параллельную финансово-промышленную реальность не слишком интересно описывать в моралистических терминах «коррупции» и «воровства» – когда феодальный сюзерен берет со своего вассала деньги «за общее покровительство», нарушает ли он закон? И если да, то какой именно?
В какой момент коррупция превращается в обычай, обычай в уклад, а уклад – в еще одну отрасль экономики? Мы не знаем. Зато знаем, на что Илоны Маски обнала и Стивы Джобсы муниципального мошенничества тратят свои честно отмытые миллиарды. Esquire составил подборку самых громких изъятий имущества арестованных чиновников и силовиков: полтора грузовика наличности, сабли, кинжалы, золотые слитки, коллекция квадроциклов, позолоченный пистолет ТТ и подлинные работы Энди Уорхола. Многое из перечисленного уже обращено в доход государства.
Рауф Арашуков
33 года, сенатор, газовый принц
Чем зарабатывал: Зарабатывал в первую очередь отец Рауфа, Рауль, также известный как газовый король Карачаево-Черкесии, – по версии следствия, на махинациях с поставками газа. Разнообразные посты в региональных структурах «Газпрома» занимали 13 родственников Арашукова. Следователи предполагают, что при помощи махинаций с платежами за газ Арашуковы с 2002 года похитили у государства до 31 млрд рублей. Рауф Арашуков в это время делал политическую карьеру – в 18 лет он стал депутатом, в 22 – министром труда, в 31 год – сенатором. Одно время газовый принц Рауф собирался баллотироваться в премьер-министры КЧР и, по слухам, даже хотел нанять лидера местного молодежного движения для организации бунта. Сенатор Арашуков был арестован прямо на заседании Совета Федерации.
На что тратил деньги: Знакомые Рауфа и Рауля упоминают в беседах с журналистами, что «бизнес Арашуковы не вели, а вкладываться предпочитали в золото и землю». После ареста у клана Арашуковых изъяли 6 сабель общей стоимостью 6 млн рублей, кинжалы, золотые слитки, крупные суммы наличными и около 50 кг ювелирных украшений. Арашуковым принадлежат виллы в Дубае. Они построили в родном ауле Хабез спа-курорт «Адиюх-Пэлас» – среди горных хребтов появились гостиница, ресторан, поля для гольфа, пруды для лебедей и гаражи для коллекции ретроавтомобилей. На въезде в «Адиюх-Пэлас» некоторое время был установлен огромный билборд: «Молодежь за Рауфа».
На чем погорел: Рауф Арашуков поссорился из-за малозначительного актива с одним из своих друзей и покровителей – главой Чечни Рамзаном Кадыровым, которого когда-то называл «дорогим братом». Говорят, что результатом стал неприятный разговор с чеченцами в «Президент-отеле» – впрочем, чеченская сторона утверждает, что Рауфа «даже не били, просто поговорили культурно». Но окончательно административная удача отвернулась от клана Арашуковых после того, как их влиятельный соперник, бывший министр внутренних дел КЧР Казимир Боташев, стал начальником разведки Росгвардии.
Мораль: Если воруете газ в масштабах субъекта федерации, не стоит ссориться с Рамзаном Кадыровым.
Лучшее: Патриотизм – люди с воображением построили бы «Адиюх-Пэлас» не в ауле, а хотя бы в Сочи.
Александр Постригань
70 лет, госслужащий, муниципальный феодал
Чем зарабатывал: Управлял Клинским районом Подмосковья с 1992 года – на этом и зарабатывал. Следователи подозревают, что Постригань продавал муниципальное имущество фирмам своего сына по низкой цене, в основном под торговые площади или для перепродажи под застройку. Жена, глава регистрационной палаты региона, оформляла эти сделки. За два с половиной десятилетия в частное владение рода Постригань перешла большая часть города Клина и окрестностей, включая тысячи гектаров бывших сельхозугодий, общественную баню, детскую поликлинику, два детских сада, исторические торговые ряды 1888 года постройки, городской парк, лодочную станцию и химический комбинат. В руководителей химического комбината незадолго до этого сделали сорок выстрелов неизвестные киллеры. Активы Постриганя оценили в 9 миллиардов – это примерно два годовых бюджета Клинской области.