Другая история. Как экономист из Орска восстанавливает старинный Плес
Алексей Шевцов уже более четверти века занимается историческим сохранением Плеса. «Сноб» узнал у предпринимателя, какие сложности возникают при реставрации исторических зданий и в чем ценность естественного облика малых городов
![logo_kopiia.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/yw7/ucm/0ka/sh9qdrgwgclmpzjscdfinuc/vyj20c.jpg?v=1&temp_url_sig=sZ4lfRdnTrIFFSIxHzVxDQ&temp_url_expires=1738902786)
Историки утверждают, что Исаак Левитан попал в Плес случайно. Проплывая мимо по Волге на пароходе в поисках новых впечатлений, художник решил остановиться в этом городе, оценив красоту местных видов. Произошло это в 1888 году. Год спустя на свет появилась знаменитая картина «Вечер. Золотой Плес», которая сегодня хранится в Третьяковской галерее.
«Чтобы понять, каким был Плес в конце XIX — начале ХХ века, достаточно вспомнить, что первый местный Совет после революции в 1918 году возглавлял дворянин Щулепников, помещик, друг знаменитого певца Федора Шаляпина, — рассказывает Алексей Шевцов, предприниматель из Орска, который уже 25 лет занимается сохранением исторического облика Плеса. — В этом совете не было ни рабочих, ни крестьян. Назвали его как-то обтекаемо. И он полгода просуществовал в таком виде. Только потом советская власть опомнилась и прислали классово верных, “правильных” управленцев».
Для Алексея Шевцова Плес — в каком-то смысле малая родина: его родственники живут тут по меньшей мере полтора века, а сам он часто бывал в этом городе в детстве и юности, помнит, каким был Плес в 1970-х и 1980-х. «Здесь всегда вспоминались строки: “Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать”, — рассказывает он. — Такая красота, а город при этом удивительно негостеприимный. Он представал перед посетителями таким гордым и недоступным, словно говорил: “Что, полюбовались мною? Проходите мимо”. Здесь негде было остановиться, негде перекусить. Чтобы остаться тут на ночь, надо было иметь знакомства или родственников».
![1889_kopiia.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/yw7/ucm/0ka/sh9qdrgwgclmpzjscdfinuc/69nyq6.jpg?v=1&temp_url_sig=YRft-oRGdVkOqu2FclLyKQ&temp_url_expires=1738902786)
Алексей Шевцов вовсе не историк, как может показаться по этому рассказу, а экономист, окончил аспирантуру МГУ. «Я выбрал темы “фиктивный капитал” и “финансовая олигархия”. Будучи бедным студентом, живя на два рубля в день, изучал списки Forbes. Журналы Esquire и Forbes нам выдавали в спецхране в библиотеке — в 1980-х они считались стратегической информацией», — вспоминает он.
В начале 1990-х Шевцов работал в Институте США и Канады РАН, затем занялся ценными бумагами и купил машиностроительный завод в родном Орске. «Вместе с заводом нам досталась большая инфраструктура, недостроенная гостиница. В конце 1990-х годов я начал ее достраивать. В итоге мы построили первую в городе приличную гостиницу, с претензией на европейскость. В ресторан при отеле не пускали без галстуков. Тогда это еще было возможно», — рассказывает предприниматель.
![ples.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/yw7/ucm/0ka/sh9qdrgwgclmpzjscdfinuc/dukazf.jpg?v=1&temp_url_sig=yzTvxyJnU1DkehUTxb2GOA&temp_url_expires=1738902786)
«Потаенная Россия»
В 1995 году Алексей Шевцов встречал в Плесе Новый год — и решил построить здесь дом для своей семьи. Купил участок на набережной, от которого все отказывались, поскольку тот располагался перед городской баней, и начал строительство. «Нам крупно повезло с архитектором Шахматовым и командой ивановских архитекторов. Проектировщики в общих чертах воссоздали дом Шемякина — постройку с мезонином, которую снесли в 1970-е годы из-за ветхости. Он есть на дореволюционных открытках», — рассказывает Шевцов. Внутренней отделкой и декором занималась архитектор Брижит Саби. «Дочь лионского фабриканта, выросла в буржуазной среде. Она знала, как делать дом с отсылкой к медленному XIX веку: обедать надо в столовой, должны быть спальни, гардеробные. И у нее был опыт работы с российскими заказчиками», — поясняет бизнесмен.
Когда стройка закончилась, Алексей Шевцов задумался о зданиях по-соседству. «Возникло ощущение, что все находящееся вокруг погибнет, если не начать как-то этим заниматься. Все придет в жуткое запустение и будет расхищено рачительными людьми, которые за копейки скупают землю и воздвигают на ней безобразные коробки», — вспоминает он.
Чтобы сохранить красоту места, Шевцов стал покупать окрестные дома. «Я купил соседний дом в стиле модерн, дом Новожилова, — рассказывает он. — Там в двух комнатах жила мэр города, председатель горисполкома, еще в одной — начальник пристани, герой социалистического труда. Внизу тоже жила номенклатурная семья. Поскольку это были начальники, они как-то ремонтировали это все, и в доме сохранились многие исторические детали: лепнина, двери, полы».